Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву "богам". Но все же, несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем делало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………1
1.Русь до принятия христианства…………………………………………………………2
2.Причины принятия христианства на Руси……………………………………………5
3.Крещение Руси князем Владимиром…………………………………………………..9
4.Значение и последствия крещения Руси………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная раб история.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

 

 

 

 

Тема: «Крещение  Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы МБz-11

Стельмах Наталья

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

План.

Введение……………………………………………………………………………………1

1.Русь до принятия христианства…………………………………………………………2

2.Причины принятия христианства  на Руси……………………………………………5

3.Крещение Руси князем  Владимиром…………………………………………………..9

4.Значение и последствия  крещения Руси………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………………….15

 

 

 

 

Введение.

Языческие верования наших  предков  вообще  малоизвестны. Как и  все  арийцы,  русские  славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Не достигшее  большого  развития  и  не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание  наших  предков  должно  было легко уступать  посторонним религиозным влияниям.  Если славяне легко примешивали к своим суевериям  суеверия  диких  финнов  и подпадали влиянию финских шаманов "волхвов" и "кудесников", то тем более должна была влиять христианская вера на  тех  славян, которые могли ее познать.Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси  знакомство с Христовою верою.  Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград,  прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение,  передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская  церковь св.Илии,  так как по словам летописца,  в Киеве "мнози бобеша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря было много христиан. Жена  князя св.княгиня Ольга также была христианкою.Словом, христианская вера стала хорошо  знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях.  Правда,  Святослав был холоден к греческой вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли еще языческие "кумиры"  (идолы) и еще бывали пред ними человеческие "требы", или жертвы.  Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву "богам".  Но все же, несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем делало большие успехи.  Князь Владимир принял новую веру,  имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее  превосходство и внутреннюю силу.

1. Русь до принятия христианства.

Долгое время существовало представление о дохристианской Руси, как о периоде отсталом в  цивилизационном отношении, и только принятие христианства осветило эту  темную культуру и позволило Руси полноправно войти в семью  европейских народов. Это скорее соответствует церковному тезису “язычество - тьма, христианство - свет”, но совершенно не соответствует историческим реалиям. В действительности задолго до принятия веры в Иисуса Христа Киевская Русь обладала высокой, самобытной культурой. Как свидетельствует Повесть  временных лет, датой основания  Киева и началом отсчета времени  Киевской Руси следует считать 862 год, хотя в действительности крупное  поселение на месте Киева существовало уже в V веке. Но, тем не менее, в качестве государственного образования Киевская Русь действительно ведет свою историю с IX века, и более ста лет Киев просуществовал как языческая держава. Возникшие города (к концу IX века их было не менее 25), дворы князей разных рангов, а тем более самого киевского великого князя уже достигли уровня культуры, совместимого с западноевропейским. Русская военная знать проложила магистральные пути и на юг в Византию, и на запад в германские земли. Киевская Русь располагалась на так называемом пути “из варяг в греки”.   Язычество являлось  государственной религией, что отразилось в создании жреческого сословия: волхвов, чародеев, кощунников, - которые разработали точный календарь и умели неплохо предсказывать погоду. Именно жрецы принимали важное участие в разработке мифологии. Многие дошедшие до нас волшебные сказки, созданы ими. А сказки о Кощее Бессмертном и Анастасии Прекрасной восходят к еще более ранним индоевропейским мифам и близки к древнегреческому мифу об Аиде и Персефоне. Именно в ту эпоху складывается былинный эпос. Языческая мифология и религиозные обряды, являются важной составляющей представления о духовной жизни наших предков, славянских племен, проживавших на территории нынешней России. У древних славян были сильны остатки анимизма, т.е. вера в духов, и через это одухотворение природы и природных сил. Они поклонялись озерам, рекам, рощам; верили, что леса населены различными существами, отличными от людей. В давние времена сложилась вера в “упырей”, духов Зла, и “берегинь”, духов Добра. Вся природа казалась славянам одухотворенной и живой. Они вступали с ней в общение, хотели участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождали эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков. Позднее праславяне стали поклоняться Роду (его помощниками были Ярило и Купала)  и Рожаницам Ладе и Леле, культ которых был напрямую связан с земледелием и всем, от чего зависит плодородие земли. В эпоху формирования государственных образований на землях славян начинает складываться собственно языческий пантеон, куда в разное время входили такие божества, как Сварог (бог неба), он же Стрибог, Велес (покровитель скота и скотоводов, а также богатства, торговли), Перун (бог грома и молний, позднее - покровитель воинов и ратных дел), Даждьбог (бог света), богиня плодородия и покровительница женщин Мокошь и др. “Природность” славянского язычества проявилась особенно в том, что среди жреческих, военных и хозяйственно-природных божеств особенно преобладали последние.

Но все эти образы богов  не получили у славян той ясности  и определенности, как, например, в  более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также  не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где  на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение.

         Постепенно отношения с Византией  и арабским Востоком оказывали  на русских славян образовательное  воздействие. «Из Византии заходило  к ним христианство. В половине  IX века русские, после неудачного похода на Византию, приняли крещение, но вслед за тем язычество опять взяло верх в стране...»1

           В дальнейшем на Руси стали  складываться христианские традиции. К христианству приходит и  княжеская власть. Но в среде  народа христианство еще довольно  долго не получало распространения.

3. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось уже в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, купцы,  торговавшие с христианами-греками. Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой. Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х гг., вскоре после похода руссов на Константинополь в 866 году. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. Этот факт не очень популярен в историографии, привыкшей относить христианизацию нашей страны к 988 г. Правда, достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и затушевывалось. В советской историографии стала популярной точка зрения, которую можно назвать ”сословной”. Ее смысл заключается в том, что в 60-е годы IX в. крестилась не вся Киевская Русь, не народ, не государство и не страна, а лишь определенная часть общественной верхушки во главе с киевским каганом. Государство же в целом продолжало оставаться языческим, что и определило его идеологический статус.

Примерно в 912 году во время  княжения Игоря в Киеве была уже  христианская церковь Ильи Пророка. В дружине самого князя Игоря  было много христиан. Жена князя  княгиня Ольга также была христианкой. Хотя о точном времени и месте  принятия ею крещения существуют различные  мнения, принято считать, что она  крестилась в Константинополе в 957 году.

Словом, христианская вера стала  хорошо знакома киевлянам еще  при первых варяжских князьях.

2. Причины принятия христианства на Руси.

   Митрополит Иларион  в своем "Слове о Законе и благодати" находит заслуживающим удивление то,  что Владимир решился принять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом в состоянии был понять, что, христианство лучше язычества, "Како верова! Како разгореся в любовь Христову?"

     Монах Иаков  написал "Похвалу князю   Русскому  Володимеру".

Он объясняет его поступок, вопервых, тем, что сам Бог "просветил сердце его",  вовторых,  тем,  что,  "слышав о бабке своей Ольге , как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми делы украсившися", возгорел желанием подражать ей.

     Нестор Печерский  дает знать, что Владимиру было  особенное, сверхъестественное откровение.

     В вопросе   о принятии Владимиром христианской  православной веры содержатся  два отдельные вопроса,  во-первых: кем он обращен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение.

     Для проповеди  православного христианства  к   Владимиру  не приходили ни  посол греческий,  ни какой  бы то ни было сторонний  миссионер. Следовательно,  его  проповедников нужно искать дома, и, следовательно,  ясно, что таковыми  были те варяги-христиане, которые  в большом числе находились  в Киеве  со  времени  Игоря.  Эти варяги-христиане  расположили   принять  христианство Ольгу,  они же обратили в христианство  и Владимира.

     Россия в  продолжение долгого времени  после крещения Владимирова оставалась  без митрополита и без церковного  управления. Но если бы Владимир  крестился от греков, то какие причины могли бы воспрепятствовать последнем дать нам митрополита и ввести церковное управление  вскоре после крещения?  Возможное из сего заключение есть то,  что Владимир крестился не от  греков  и  в продолжение того или другого времени не завязывал с ними сношений.

     Дело о   крещении Владимира обыкновенно  представляется так, что, решившись  принять христианство и крестившись  сам,  он тот час же  приступил  к крещению своего народа.  В действительности это не  могло быть так.  Переменить  веру для  народа  не  шутка.  Игорь и Ольга не отважились  на это.  Крестившись сам,  Владимир  мог находить благоразумным подготовить  народ к  перемене  веры. Владимир  не вступал в сношения с  греками потому,  что его собственное  крещение было делом частным.

     Прежде чем  обращаться к речи о том,  что расположило Владимира оставить  язычество и принять христианство,  считаем нужным возвратиться  к повести, помещенной в летописи, чтобы дать некоторые разъяснения.

     Кто был  творцом повести,  пока остается  неизвестным.  Есть вероятность  предполагать,  что он был не  русский,  а  грек,  из числа  многих  греков,  живших  в России  в период до-монгольский.

Сравнив Владимира с Константином Великим,  автор взывает к  ним  обоим: "О  святая царя Константине и Володимире!  избавляйте от всякие беды греческие и русские!" Русские не притязали молиться о греках,  считая  их людьми слишком высокими,  чтобы они могли нуждаться в чужих молитвах, слово "греческие" заставляет подозревать в авторе грека.

     Для какого  грека не могло быть желательным   убедить  русских,  что вера,  которую они,  русские, приняли  от греков, есть вера самая  лучшая?

     Практическая  цель редакции повести: укрепить  русских людей в привязанности  к своей вере и усилить отвращение  к  чужим  верам. В Киеве  и других городах жило немалое  количество людей латинской веры  в качестве солдат  в  войсках   князей,  торговцев. Купцы русские,  кроме  Запада,  ездили  в  магометанскую Камскую Болгарию, разноверный Крым. Таким образом, некоторые классы находились в большом общении с иноверцами.  А это могло воспламенить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры в видах воспитания  и отвращения к другим верам создать нашу повесть.

     Приняв веру  истинную,  Владимир должен был  воодушевляться желанием дать  ту же веру и своему народу.  Но  в  этом  решении принимали  участие и мотивы государственные,  он действовал и как великий  государь.

     Русские принадлежали  к семейству европейских народов,  но оказывались в нем,  так  сказать, изгоями. Все другие  европейские народы были уже  христианскими и начали жить  тою новою гражданскою жизнью,  которую получили вместе с христианством и  которая отделяла их  от  народов языческих как особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир,  и нам ничего не оставалось более сделать, как последовать примеру других.

     Владимир понял  настоявшую Россию необходимость  стать страною христианскою, чтобы  сделаться страною вполне европейскою.

     Представителями  христианства были в то время  греки и папа. Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане.  Варяги не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианство именно от греков.

     Крестившись  от папы,  Владимир вступил  бы в многочисленный сонм окружавших  его государей. Но он был  бы в нем младшим, сделался  бы весьма ограниченным в своей   свободе  его  членом.  Напротив, крестившись  от греков,  Владимир  сохранял свободу,  не подвергал  себя опасности быть в мальчиках  и на послугах у других.

Информация о работе Крещение Руси