Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву "богам". Но все же, несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем делало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………1
1.Русь до принятия христианства…………………………………………………………2
2.Причины принятия христианства на Руси……………………………………………5
3.Крещение Руси князем Владимиром…………………………………………………..9
4.Значение и последствия крещения Руси………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная раб история.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

     Спустя два  года после собственного крещения,  Владимир решился приступить  к крещению народа.  Прежде  чем делать это,  он решился  войти в сношения с греками,  так как для будущей русской  церкви нужна  была  иерархия.  Для сей цели надлежало отправить  посольство с просьбой.  Но  он поступил иначе: отправился  войной на греческий  город   и  только  в качестве победителя  завязал с

греками сношения.

     Язычество  не  было  религией в современном  понимании.  Это была довольно  хаотическая  совокупность  различных   верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов  и целого вороха объектов религиозного  почитания.  Поэтому объединение  людей разных племен,  в чем  так нуждались восточные славяне  в ХХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

     Время и  события требовали познания мира  и истории в  широких масштабах.  Достойно особого внимания, что  эта тяга к более широкому  пониманию мира,  чем то,  которое  давалось язычеством, сказывалось прежде  всего по  торговым и военным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования. Стремление к государственности не было,  разумеется,  принесено извне, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался Х век.

     Истинный создатель  огромной империи Руси князь   Владимир 1 Святославович  в  980  году делает первую попытку  объединения язычества на всей  территории от восточных склонов  Карпат до Оки и Волги,  от  Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород,  и тот "постави кумира над Волхвом".  Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой  и более вселенской.  Последняя должна была  служить своеобразным  приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением  на Руси высокоорганизованного литературного языка,  который это приобщение закрепил бы  в текстах, прежде всего переводных.  Письменность давала возможность общения не только с современными  культурами,  но  и с культурами прошлыми. Она делала  возможным написание собственной истории,

философского обобщения  своего национального опыта, литературы.

     Христианизация  Руси  и родство правящего рода  с византийским двором ввели  Русь в семью европейских народов  на совершенно равных основаниях.

     Благодаря  болгарской письменности христианство  сразу  выступило на  Руси  в  виде высокоорганизованной  религии с высокой культурой.  Та церковная письменность, которая  была передана нам Болгарией,  это самое важное,  что дало  Руси крещение. Христианство в  целом способствовало возникновению   сознания  единства человечества.

     Принятие христианства  из Византии оторвало Русь  от магометанской и  языческой   Азии,  сблизив ее с христианской  Европой. Болгарская письменность  сразу позволила Руси не начинать  литературу, а  продолжать ее  и создавать в первый же  век христианства произведения,  которыми мы вправе гордиться.  Сама по  себе культура не  знает начальной даты.  Но если  говорить об условной

дате начала русской культуры,  то я считала бы самой обоснованной 988 год.

     Пушкин так  сказал о христианстве:  "История  новейшая  есть история христианства". Роль и значение христианства  на Руси бы ли очень изменчивы,  как изменчиво было на Руси само  православие. Однако,  учитывая то, что музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси  находились в орбите христианской мысли,  ясно,  что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль.

     Принятие Русью  христианской веры выдающееся  событие в ее истории, во  многом предопределившее дальнейшее  развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни.  Крещению Руси уделено большое  место в "Повести временных  лет".  В ней подробно повествуется  о принятии христианской веры  князем Владимиром Святославичем,  крещении киевлян,  новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне  крещения,  в результате чего он и отдал предпочтение христианству.  Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены, дабы придать более сакральный характер.

3.Крещение Руси  князем Владимиром.

Византия с законным основанием называла себя преемницей Римской империи, но это был особый мир Восточной  Римской империи, вобравший в  себя культурные влияния и Востока, и Запада. После падения христианского  Рима Византия стала как бы земным воплощением идеи нового всемирного христианского царства, «вторым  Римом». Пышность и неслыханная роскошь  константинопольского двора были своеобразным отражением гармонии и порядка, созданного Творцом во Вселенной. Земным носителем  идеи богоизбранности Византии считался император. Помазание на царство было таинством, якобы уничтожавшим все грехи, совершенные до коронования.

Для Руси Византийская империя  была не только богатым и могущественным соседом и соперником, но и идеалом  централизованного государственного устройства. Владимир показал себя зрелым и дальновидным политиком, решив  принять православие византийского  образца. Определяющую роль в этом выборе сыграли, конечно, не соображения эстетического  свойства, а обдуманные политические мотивы. Ни Хазарский каганат, ни Волжская Булгария не могли заинтересовать Владимира в качестве союзников, так как в конце X в. эти страны сходили или уже сошли с исторической сцены. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является Папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского правителя обязательное признание превосходства власти Папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Сами же католические страны, слабые и раздробленные в тот момент, не вызывали у Руси политического интереса.

Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император  считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом. К тому же союз с Византией, самой могущественной державой того времени, наследницей Римской империи, открывал заманчивые перспективы на международной арене. Христианское самосознание укрепляло веру князей, сравнивавших себя с византийскими императорами, в свое высокое предназначение. Византия и восточно-христианская церковь показали Древней Руси идеальный для того времени путь преодоления язычества, причем с максимальным сохранением традиций.

С решением Владимира перейти  в христианскую веру тесно связана  в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия  и Константина. Летопись сообщает о  том, что в 988 г. Владимир осадил Корсунь и, взяв город, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе.

Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Креститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуни священники крестили жителей Киева в Днепре (или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне).

Греческие священники, прибывшие  с Анной из Константинополя и  привезенные в качестве пленников  из Корсуни, столкнулись с трудной задачей. Им предстояло вести проповедь в этнически неоднородной, многоязычной стране. Миссионеры достигли цели, следуя несложным принципам. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и всего народа, и вели проповедь на славянском языке. Византия имела опыт просветительской деятельности в Болгарии и других славянских странах. Болгары помогли приобщить Русь к духовным ценностям христианства.

Сама дата крещения киевлян  остается спорной. Историки называют разные годы. Но все, же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). В течение немалого времени, преодолевая  серьезное сопротивление, проходила  христианизация обширного Киевского  государства. Так, когда Добрыня  и другой воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнем».

Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в., а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.

Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник Масленицы. Праздник Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий.

Эти верования прочно вошли  в русское христианство. Сохранилась  и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений  не делали верующего христианина  язычником.

4. Значение и последствия крещения Руси.  
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться, и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.  
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало к консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть».  
В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.  
С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца X в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.  
Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.  
Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом, Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.  
Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения - духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах.

Информация о работе Крещение Руси