Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:03, курсовая работа
Практический отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.
Актуальность исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности – ликвидацией советской системы государственного управления, распадом Советского Союза и, как следствие, созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.
1. Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е г.г.
1.1. Государственное устройство по Конституции 1977 года.
1.2. Нарастание кризиса государственного управления СССР на рубеже 90-х годов
1.3. Попытки реанимирования советской системы
2. Распад Советского Союза и разрушение партийно-советской системы власти
2.1.Устранение КПСС из системы управления страной
2.2 Переход государственной власти в условиях распада СССР
2.3.Последствия распада СССР
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
социальных наук и
государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "История государственного управления"
на тему:
Кризис
государственного управления
и распад Советского
Союза
Студентка
3 курса 34 учебной группы
Добровольская Анастасия Александровна
Научный
руководитель: Бруз Владимир Виленович
Москва 2011
Содержание
1. Система государственного
управления СССР в 80-е
– 90-е г.г.
1.1. Государственное устройство по Конституции 1977 года.
1.2. Нарастание кризиса государственного управления СССР на рубеже 90-х годов
2. Распад Советского Союза и разрушение партийно-советской системы власти
2.1.Устранение
КПСС из системы управления
страной
2.2
Переход государственной власти в условиях
распада СССР
2.3.Последствия распада СССР
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Практический
отказ в России в конце 80-х - начале
90-х годов XX века от господствующей
до этого марксистко-ленинской
Актуальность
исследования обусловлена социально-
В данной курсовой работе будет идти речь о выяснении объективных и субъективных причин кризиса государственного управления, явившихся одними из факторов, приведших к распаду СССР. Будет показано, что представляли собой высшие, центральные и местные органы государственного управления в СССР на рубеже 70-х - 80-х гг. ХХ в. Почему они оказались в состоянии кризиса. Какие меры в системе государственного управления были предприняты для выхода из кризиса во второй половине 80-х гг. Как это в конечном итоге связано с распадом СССР.
Проблемам государственной власти в России посвящены многие современные исследования В.М. Баранова, В.М. Ведяхина, И.А. Исаева, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и целого ряда других ученых. Отдельным вопросам государственной власти посвящено значительное число теоретических работ, однако комплексных исследований трансформации государственной системы управления в России от советской к современной крайне мало.
Объектом исследования является система государственного управления в СССР в период с 1977 по 1991 года
Предметом исследования является процесс трансформации государственной системы управления, как следствие, приводящей к распаду СССР.
Целью работы является теоретическое осмысление кризиса государственного управления с конца70х, как процесса ликвидации советской системы государственного управления, распада Советского Союза.
Цель данного исследования
- охарактеризовать систему управления советским государством с конца 70х-начала 90х годов;
- выявить особенности государственного управления в СССР в 1980-х гг.;
- отразить процесс устранения КПСС из системы управления страной;
-показать политические преобразования и процессы, оказавшие влияние на разложение системы управления СССР
- обозначить основные аспекты государственного управления после августа 1991 года;
-отразить последствия распада СССР
При решении задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторический и логический методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследование проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к последующему. Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза. Это предопределило выбор системного подхода в качестве ведущего частнонаучного метода.
Работа базируется на трудах истрориков, специализирующихся в области теории права и государства. Особый интерес представили работы, касающиеся трансформации системы государственного управления в 90х годах ХХ века, авторов Ковалева А.М., Косолапова Р.И., Кувалдина В., Пихоя Р.Г., Марковой Е.А., Ноздрачева А.Ф. и других.
Структура
работы обусловлена целью, задачами и
логикой исследования и состоит из введения,
трех глав, включающих шесть параграфов,
заключения и списка литературы, и 3х приложений
1.Система
государственного
управления СССР
в 80-е – 90-е
г.г.
1.1.Государственное устройство по конституции 1977 года.
Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма» и утверждала принципы общенародного государства.
В Конституции
законодательные функции
Совет Национальностей состоял из 32-х депутатов от каждой союзной республики, 11-и депутатов от каждой автономной республики, 5-и депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого автономного округа.2
Совет
Союза состоял из того же числа депутатов,
что и Совет Национальностей, только избирался
по избирательным округам с равной численностью
населения.
______________________________
1А. С. Орлов, В. А.
2 Конституция СССР 1977 года. Гл.15,
статья 110.
Верховный совет возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредственное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органами МВД и т.д.
При Верховном Совете был постоянно действующий орган — Президиум Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики. Секретаря Президиума и двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР.3
______________________________
Конституция СССР 1977 года, гл.15, ст. 120
В своей деятельности Президиум толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.
Согласно статье 122,Конституции СССР от 1977 года, Президиум Верховного Совета СССР, выполнял следующие функции:
1) назначает выборы в Верховный Совет СССР;
2) созывает сессии Верховного Совета СССР;
3) координирует деятельность постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР;
4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР;
5) дает толкование законов СССР;
6) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;
7) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону;
8) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
9) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР; награждает орденами и медалями СССР; присваивает почетные звания СССР;
10) принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;
11) издает общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование;
12) назначает и отзывает
13) принимает верительные и
14) образует Совет обороны СССР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР;
15) объявляет в интересах защиты СССР военное положение в отдельных местностях или по всей стране;
16) объявляет общую или частичную мобилизацию;
17) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по
взаимной обороне от агрессии;
18) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами СССР.
Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство — Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. По Конституции 1977 года Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.
Совету Министров СССР был обязан решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входили, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
В
пределах своих полномочий
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;
Информация о работе Кризис государственной власти и распад Советского Союза