Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:03, курсовая работа
Практический отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.
Актуальность исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности – ликвидацией советской системы государственного управления, распадом Советского Союза и, как следствие, созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.
1. Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е г.г.
1.1. Государственное устройство по Конституции 1977 года.
1.2. Нарастание кризиса государственного управления СССР на рубеже 90-х годов
1.3. Попытки реанимирования советской системы
2. Распад Советского Союза и разрушение партийно-советской системы власти
2.1.Устранение КПСС из системы управления страной
2.2 Переход государственной власти в условиях распада СССР
2.3.Последствия распада СССР
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В повестку III Съезда народных депутатов СССР (срочно созван в марте 1990 г.), в соответствии с решением состоявшегося накануне Пленума ЦК КПСС, был внесен «в порядке законодательной инициативы» проект закона СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы». Одновременно с отменой ст. 6 Конституции в докладе от КПСС А.И. Лукьянов предложил изменить форму государственного управления, учредив пост Президента.
Комитет конституционного надзора обосновывал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре. Другие делегаты смену курса реформы (от власти Советов к власти президента, от народовластия к единовластию) обосновывали двумя аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.
В результате Съезд 14 марта 1990 г. принял закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР».
Закон позиционировал президента как главу государства, отстранял Верховный Совет СССР от распорядительных функций, сохранив за ним лишь законодательные и контрольные. Высшие органы советской власти (Съезд и Верховный Совет СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон интегрировал президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета Министров.
Президент не мог быть народным депутатом и избирался непосредственно избирателями, но на Съезде предложения провести всенародные выборы президента были отклонены, а попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы. В итоге, «в порядке исключения», М.С. Горбачев был избран первым Президентом СССР народными депутатами СССР в нарушение ими же принятого закона4.
В дальнейшем президентские полномочия продолжали расширяться
24 сентября 1990 г. через Верховный Совет СССР был проведен закон «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны». Он наделил президента правом законотворчества по вопросам, относящимся к компетенции Верховного Совета СССР, хотя и с оговоркой, что это право дано на полтора года.
IV Съезд народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. упразднил Совет Министров СССР. Взамен был учрежден Кабинет министров в качестве исполнительного и распорядительного органа. Он формировался президентом и подчинялся непосредственно ему.
Одновременно формировались бюрократические структуры президентской системы правления: был учрежден пост вице-президента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненная президенту, Совет Безопасности при президенте, Совет Федерации, который из совещательного органа при президенте становился самостоятельным (под руководством президента). В его функции входил контроль деятельности высших органов государственного управления Союза и республик. Для выполнения отдельных поручений и замещения Президента СССР в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей союзный Съезд учредил пост вице-президента, на который, по настоянию М.С. Горбачева, был избран Г.И. Янаев5.
Таким образом, Президент СССР (бывший одновременно Генеральным секретарем ЦК КПСС) выводился из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были сразу практически отстранены от участия в выработке решений. Упразднение номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные партийные элиты, что привело, в свою очередь, к проявлению сепаратистских тенденций. Государственный аппарат СССР превращался в сложный конгломерат групп и кланов с противоречивыми интересами.
Неэффективность работы госаппарата стала не только поводом для резкой критики, но и дополнительным стимулом к развертыванию «парада суверенитетов».
Таким образом, появление многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело к потере коммунистической партией монополии на государственную власть.
2.2 Государственное управление после августа 1991 года
Правовые предпосылки развала Советского Союза закладывались в 1990 г. Первые изменения в экономическую систему общества были внесены законом от 14 марта 1990 г., которым собственность граждан была поставлена на первое место. Закон закрепил новые формы коллективной собственности — арендную, акционерную, что в совокупности позволило легализовать «теневую экономику».
Одновременно формировалась правовая база разрушения общесоюзной системы отношений собственности. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Теперь земля была признана как «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории».
Важные изменения внес закон 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Было введено понятие «коммунальная собственность» и определено, что экономическую основу местных Советов составляют природные ресурсы (земля, вода, лес и пр.) и собственность, служащая источником получения доходов, предприятия и другие объекты, находящиеся на территории Совета6.
Это было значительным шагом в разделе общенародной собственности и экономической основой децентрализации государственной власти.
В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, на которых победили радикальные демократы. С этого времени высший орган власти республики — основы СССР — оказывал безоговорочную поддержку всем актам обособления союзных республик. После этого процесс «суверенизации» для СССР стал необратимым, а для РСФСР зародилась угроза государственной целостности.
IV
Съезд народных депутатов
В июне 1991 г., в соответствии с принятыми дополнениями к Конституции РСФСР, в Республике состоялись выборы первого Президента России. Им стал Борис Николаевич Ельцин (1991 — 1999 гг.).
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партийной номенклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий.
19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.
Президент и Парламент РСФСР в условиях нерешительных действий ГКЧП сумели сразу поставить ситуацию в Москве под свой контроль. Президент России издал ряд указов, которыми в нарушение Конституции переподчинил России все силовые структуры Союза (Указ № 61), а себя объявил командующим вооруженными силами СССР на территории РСФСР (Указ № 64). В итоге 21 августа члены ГКЧП были арестованы.
Процесс распада СССР приобретает необратимый характер. Сразу же начался новый этап перераспределения собственности: во внесудебном порядке была запрещена и лишена всей собственности КПСС, предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п.). Антиэтатизм достиг особого накала: пресса и демократические идеологи развернули активную кампанию на «добивание» Центра (ставился уже вопрос и о расчленении РСФСР).
Руководители трех республик (Президент России Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук, Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич) форсировали разрушение СССР. Они 8 декабря 1991 г. в местечке Беловежская пуща под Минском тайно подписали соглашение о ликвидации СССР («с целью сохранения единства»), заявив о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет России ратифицировал «Беловежское соглашение»8.
2.3.Последствия распада СССР
Происходит активная реорганизация системы высших органов власти и управления РФ. Изменениями в Конституции Российской Федерации от 9 и 10 декабря 1992 г. система государственной власти приближалась к парламентской форме и основывалась на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.
Однако после распада СССР стало очевидно, что попытки приспособить старый Основной Закон к реалиям суверенного государства бесперспективны. В силу этого, начиная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР разрабатывался проект новой Конституции, а весной 1993 г. появляется президентский вариант. К форсированию изменения конституционного строя Б.Н. Ельцина подталкивали прежде всего реформаторы новой либеральной волны (Е.Т. Гайдар и др.).
Младореформаторы сумели провести свой вариант экономических реформ методом «шоковой терапии», с помощью которого они намеревались решить задачи быстрого перевода экономики в рыночный режим и обеспечить ее устойчивый рост. Главная государственная цель «шокового варианта» — кардинальное изменение системы отношений собственности, создание экономической базы под новое капиталистическое (рыночное) общество на основе сформированного слоя частных собственников. А для этого им требовалась легализация частной собственности, т.е. изменение конституционного строя.
В условиях «шоковой терапии» стал развиваться конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел форму «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоряжение обеих ветвей власти не выполнялось. Эти разногласия привели в конечном итоге к блокаде «Белого дома». В Москве происходили вооруженные столкновения: захват мэрии, телецентра. 4 октября 1993 года здание Верховного Совета было обстреляно из танковых орудий и захвачено войсками специального назначения. Короткий период двоевластия закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов9.
Таким образом, события 1991-1993 гг. имели решающее значение и для будущего самого СССР, и для положения Советов. Во-первых, выступление лидеров ГКЧП стало катализатором и уникальным поводом для республиканских элит для разрушения Советского союза и возведения антикоммунизма в ранг государственной политики теперь уже ив наши дни. Во-вторых, внутри РСФСР события августа 1991 года привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие два года имело для всей системы Советов самые серьезные последствия, в конечном счете, приведшие, сначала к противостоянию двух структур власти, а затем к ликвидации одной из них. Ситуация вокруг «августовского путча» привела к мощнейшей встряске всей системы власти, приведя к значительным кадровым перестановкам и даже смене элит во многих регионах. В 1993 году период двоевластия Верховного Совета и Президента закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.
Заключение
Итак,
в работе был рассмотрен период ликвидации
советской системы
Информация о работе Кризис государственной власти и распад Советского Союза