Крупнейшая армянская община России. Культура и быт
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:02, реферат
Краткое описание
Цель данной работы - раскрыть роль армян в истории Кубани. На основе данной цели мною были поставлены следующие задачи: Как происходит освоение Кубани армянским народом. Рассказать про жизнь, про хозяйственную, общественную и культурную деятельность черкесогаев. Рассмотреть про геноцид армян в период османской империи и формирование амшенской диаспоры. Описать традиции и обряды.
Содержание
Введение 3 1 Переселение армян на территории Краснодарского края 4 2 Армяне и казаки. 22 3 Крупнейшая армянская община России. Культура и быт 2 8 Заключение 39 Приложение Список литературы
1 Переселение армян на территории
Краснодарского края 4
2 Армяне и казаки. 22
3 Крупнейшая армянская
община России. Культура и быт 2 8
Заключение 39
Приложение
Список литературы
Введение
Цель данной работы - раскрыть
роль армян в истории Кубани.
На основе данной цели мною
были поставлены следующие задачи:
Как происходит освоение Кубани
армянским народом.
Рассказать про жизнь, про хозяйственную, общественную и культурную деятельность черкесогаев.
Рассмотреть про геноцид армян в период османской империи и формирование амшенской диаспоры.
Описать традиции и обряды.
Как известно Кубань является
многонациональным краем, на нём живут
и уживаются несколько сотен народов и
у каждого есть своя вера, традиции и обычаи.
Мне, да и вообще каждому жителю края просто
необходимо изучать культуру народов
Кубани, что бы суметь сохранить каждую
в отдельности и смочь донести их до следующих
поколений. Вторая немало важная причина,
почему нужно говорить о культуре разных
народов, это уменьшение национального
конфликта, изучая мы узнаём что принято,
а что нет в том или ином народе. Я не смогу
рассказать о каждом и даже не буду пытаться,
наиболее актуальным для меня является
изучения жизни армянского народа, так
как я и сама отношусь к армянской диаспоре
и для меня важно что бы история моего
народа изучалась, что бы сохранялась
моя культура, а самое главное мой национальный
язык. Ещё данная тема актуальна тем, что
армянский народ с давних времен и до наших
дней продолжает жить и процветать на
Кубанской земле. По данным главы Союза
Армян России Ара Абрамяна, в краснодарском
крае проживает от 650 тысяч до 700 тысяч
армян. Однако, по многим неофициальным
данным приводятся цифры от 500 тысяч до
1 миллиона. Эти цифры являются ещё одним
хорошим доказательством актуальности,
и того что историю данного народа
просто нельзя пропускать мимо внимания.
1 Переселение
армян на территории Краснодарского
края
Первые армянские переселенцы
появились на территории Северо-Западного
Кавказа еще задолго до воцарения здесь
Российской империи. Но возникают вопросы,
связанные с датировкой и исходным пунктом
миграции армян в данный регион. Анализ
всех исследований в этой области позволяет
выделить две основные версии. Согласно
первой, армяне переселились в горы Северо-Западного
Кавказа из Армении в X-XIII вв., этой точки
зрения придерживаются авторы ряда краеведческих
работ - Ф.А. Щербина, Г. Миронович, Е.Д. Аксаев.
Вторая группа исследователей - И. Иванов,
Л.А. Погосян, Е.И. Нарожный - считают, что
миграция армян происходила в XV в., главным
образом, из Крыма.
Подтверждением первой версии
могут служить некоторые археологические
находки. Например, в Темрюкском музее
хранятся два мраморных обломка одной
плиты - хачкара, датируемые XIII - первой
половиной XIV вв. При этом отсутствуют
сведения о месте и времени находки. Хачкар
вполне мог быть обнаружен на Таманском
полуострове, так как есть письменные
свидетельства о присутствии здесь армян
в XVI-XVIII вв. Так, например, Арби де ла Мортэ
описывает Тамань как «колонию армян,
грузин, мингрелов и черкесов, что наблюдается
также в Темрюке, деревнях Адды». Подобные
сведения приводят в своих трудах Мартин
Броневский и Ферран. По всей видимости,
такой этнический состав сохранился еще
со времен Золотой Орды, так как в последующем
на Таманском полуострове постепенно
происходило сокращение населения и существенный
приток армян маловероятен. Так или иначе,
датировка хачкара не может считаться
абсолютным определением времени появления
здесь армян. Не исключено, что крест-камень,
в случае, если он был обнаружен на Тамани,
был завезен сюда гораздо позже времени
его изготовления.
В 1869 г. мещанином Иваном Середой
между станицами Белореченской и Ханской
были обнаружены руины церкви, датируемые
1171 г. Помимо прочих предметов, найденных
при раскопках храма, извлекли также плиты
с надписями на армянском и греческом
языках. При переводе выявили схожие моменты.
С одной стороны, совпадала датировка,
с другой - было упомянуто о зодчем - каменотесе
из Кафы Крымбейе (с греч.) или Хрытбее
(с арм.), армянина по происхождению. Итак,
мы имеем конкретную дату - 1171 г. и территорию.
В это время здесь находились две епархии
- Аланская и Матрахская (Зикхская), подчиненные
константинопольскому патриаршеству.
Таким образом, мы можем предположить,
что «Белореченский храм» принадлежал
Греческой православной церкви, о чем
позволяют также утверждать и греческие
надписи на обнаруженных плитах, а армянский
мастер, скорее всего, был нанят для строительства
религиозного объекта.
Вышеприведенный факт является
далеко не единственным свидетельством
связей между армянами и народами Северо-Западного
Кавказа. Известно, что отношения Армении
с Аланией (в прошлом аланы заселяли значительную
часть Северо-Западного Кавказа) имели
многоуровневый аспект, что подтверждает
династический брак между армянским царем
и аланкой из знатного рода, паломничество
группы алан в ‘страну Ноя’ и другие примеры.
Относительно пути следования
армян-мигрантов на территорию Северо-Западного
Кавказа, на наш взгляд, наиболее доступным,
с учетом ландшафтно-географических характеристик,
мог являться «трафик» Крым-Тамань и далее
в предгорные районы Черкесии. Толчком
к переселению армян послужили, прежде
всего, экономические причины. В итоге,
уже с XIII-XV вв. на Северо-Западном Кавказе
образовалась небольшая армянская колония,
поддерживающая тесные торговые и культурные
связи с крымской диаспорой. В последующем
на базе этой малочисленной группы региона
сформировался субэтнос черкесогаи (черкесские
или горские армяне). В XVII-XVIII вв. в Черкесии
стала происходить консолидация горских
армян, образовавших целый ряд самостоятельных
поселений, в которых возникли судебно-административные
органы самоуправления общиной – «тхамада».
Изменение геополитической ситуации на
Северо-Западном Кавказе, усиление внутричеркесского
противоречия, обострившегося после приближения
границ Российской империи к географическим
пределам Черкесии, повлияли на дальнейшую
судьбу армянской колонии региона. Начался
новый этап в истории АДСЗК.
В период активизации российской
политики на Кавказе у черкесогаев прослеживается
пророссийская ориентация. Участились
контакты, главным образом, в экономической
сфере - торговле. Одновременно стало происходить
перемещение черкесогаев из Закубанья
в подконтрольные российской администрации
территории. Следует отметить, что в середине
XVIII в. горские армяне жили практически
повсеместно в Черкесии, как в черкесских
аулах, так и в самостоятельных поселениях.
Среди последних выделялся Гяурхабль,
расположенный на реке «Мауше» (по данным
Н.Г. Волковой, на левом берегу реки Белой.
Кроме Гяурхабля были и другие армянские
аулы - Адепсухай, Егерухай, Хакубхабль,
Хатукай и т.д. Также армяне проживали
среди шапсугов - между реками Афипс и
Абин, натухаевцев в селениях Хаджихабль,
Шокон, Эним, в Анапе и в округе и в других
местностях.
Первые сведения о желании черкесогаев
перейти на российскую территорию относятся
к 80-м гг. XVIII в. В указанный промежуток
времени некий армянский священник обратился
к Екатерине II с просьбой разрешить горским
армянам, «коих будет около 500 семей», переселиться
во владения Российской империи. В 1787 г.
из трех армянских аулов - Адепсухай, Гяурхабль
и Хатукай - в город Нор-Нахичеван переехали
черкесогаи «в числе 390 душ обоего пола».
В 1791 г. армянским архиепископом
Иосифом Аргутинским-Долгоруковым (Овсеп
Аргутян-Еркайнабазук) был разработан
план, согласно которому предполагалось
заселить южную часть Самбекской степи
нахичеванцами (имеется в виду армяне,
переселенные в 1779 г. по указу Екатерины
II из Крыма в низовья Дона), а в северную
- переселить черкесских армян. Но осуществить
вторую часть проекта не удалось из-за
вмешательства влиятельного черкесского
князя Джембулата Болотокова, который
запретил армянам переселяться в Россию.
Причиной воспрещения явились тесные
аталыческие связи между княжеской семьей
и черкесогаями аула Гяурхабль.
Тем не менее, переселенческий поток армян
из-за Кубани с каждым годом усиливался.
В 1796 г. кошевой атаман Черноморского казачьего
войска получил донесение о том, что «многие
из армян, живущие между закубанскими
черкесами, желают перейти к нам на жительство
не только фамилиями, но и целыми селениями».
В 1799 г. на Ангелинском ерике
близь куреня Новоджерелиевского возник
аул Гривенский. Первоначально в нем поселилось
«138 душ обоего пола», принявших российское
подданство. Этот аул являлся многонациональным
поселением, в котором жили черкесы и ногайцы,
а затем и закубанские армяне и греки.
Численность армянского населения в нем
постепенно росла. В 1840 г. сюда переселилось
семейство Ованеса Айвазова, а в 1842 г. -
еще 5 человек-армян. Вышеприведенные данные
далеко не единичны. В 1842 г. Гривенский
аул был переименован в Гривенско-Черкесскую
станицу, а в 1846 г. его жители зачислены
в войсковое сословие Черноморского казачьего
войска. Но уже через год командующим войсками
на Кавказской линии и Черномории генералом
от кавалерии Н.С. Заводовским был разработан
план расформирования Гривенско-Черкесского
поселения. Согласно проекту, предполагалось
переселить черкесов в Новоджерелиевскую
станицу, а греков и армян - в разные поселения
«за сто верст от Кубани». Упразднение
станицы началось в 1848 г. В это время в
Гривенско-Черкесском проживало 54 семьи
черкесов, 26 (135 человек) - армян и 7 - греков.
Последние изъявили желание поселиться
«совокупно в станице Переясловской, или,
кто пожелает, Деревянковской…» Прошение
было удовлетворено: греки и армяне переселились
в Переясловскую.
Значительная часть горских
армян, живших среди шапсугов и натухаевцев,
с начала XIX в. стала переселяться в более
безопасные места на Таманском полуострове.
Одновременно происходили и переходы
черкесогаев внутри территории Черкесии.
По мнению Ф.А. Щербины, армяне, проживавшие
на землях «демократических» племен -
абадзехов, натухаевцев и шапсугов, переселялись
к «аристократическим» черкесским народностям.
В 30-х гг. XIX в. происходил переход
натухаевских, темиргоевских и хатукаевских
армян, а также живших среди них шапсугских.
В 1830 г. напротив станицы Казанской образовался
небольшой аул хатукаевских черкесогаев.
В 1835 г. в это поселение перешла еще одна
группа армян из аула хатукаевского князя
Педисова. В 1839 г. все жители армянского
аула вблизи Казанской переселились в
Армянский аул (Армавир), где основали
Хатукаевский квартал.
В 1836 г. армяне аула Гяурхабль
совместно с князем Джембулатом Болотоковым
переселяются к устью реки Лабы. В 1838 г.
после смерти князя гяурхабльцы вынуждены
были перейти в район урочища «Домбай-тук»
(«Зубровое место»), расположенного недалеко
от станицы Темижбекской. Здесь к ним присоединились
егерухаевские армяне. В следующем году
обе эти группы под предводительством
генерала Г.Х. Засса переселяются в Армянский
аул (Армавир), где основали два квартала
- Гяурхабльский и Егерухаевский.
В 1839 г. возле Пашковского куреня возникло
небольшое армянское поселение. В январе
1842 г. сюда переселилось 4 армянина, а в
августе еще 13 человек. В 1845 г. в этом поселении
уже проживало 95 армян (только мужчин),
но в 1848 г. черкесогаи пашковского Армянского
поселка переселились в станицу Переясловскую.
В 50-х гг. XIX в. центром концентрации
черкесских армян становятся Армавир
(Армянский аул возле Прочноокопской крепости
по ходатайству священника Петроса Патканяна
в 1848 г. был переименован в Армавир) и станица
Переясловская. При этом были и более мелкие
черкесогаевские общины, например, аул
Карабета Талдустына, расположенный на
левом берегу Лабы и включавший 47 дворов
с 325 жителями. С 1859 г., когда черкесогаи
переехали из Переясловской в Армавир,
последний превратился в крупное армянское
поселение. Первые десятилетия со времени
основания Армянского аула (Армавира)
население росло, главным образом, за счет
новых переселенцев - черкесских армян.
Так, например, в 1840 г. в ауле проживало
около «1900 душ обоего пола», а в 1876 г. - 3715
человек, среди которых 80,7% - горские армяне.
Помимо вышеперечисленных армян, в Армавир
во время Крымской войны при содействии
адмирала Лазаря Марковича Серебрякова
(Казар Маркосович Арцатагорцян) были
переселены горские армяне из окрестных
селений Анапы и Новороссийска.
С ростом экономического потенциала
Армавира происходили этнодемографические
изменения. В конце 80-х гг. XIX в. «иногородние»
превысили в численном отношении «коренных»
жителей - черкесогаев. В 1912 г. в Армавире,
где проживало 43.946 человек, армяне составляли
17,6% или 7.800 человек, в том числе горские
- 5.200 (11,8%).
Переселение черкесских армян
на территории, подконтрольные России,
было бы невозможным без согласия на то
русской администрации. Спуская черкесогаев
с гор, поселяя их на равнинах Кубани, даруя
им некоторые привилегии, правительство
преследовало сугубо определенную цель
- положительного воздействия на проживающие
в Черкесии народы. При этом переселения
горских армян, а точнее перемещения, происходили
в рамках одного региона, иными словами,
протекал внутренний миграционный процесс.
В начале XIX в. наблюдался и приток
армян в Северо-Западный Кавказ и из других
регионов. Первоначально диаспора Кубани
пополнялась за счет выходцев из российских
городов - Астрахани, Кизляра, Моздока,
Нор-Нахичевана и Ставрополя, а также,
в меньшей степени, персидскоподданными
армянами. Главным образом, это были купцы,
имеющие свои торговые предприятия в области,
и духовенство, переведенное сюда для
налаживания религиозной жизни среди
горских армян. Данная миграция не носила
массового характера. Так, например, в
1827 г. в Черномории вышеназванных армян
было всего 76 человек, из них 41 жил в Екатеринодаре.
Вплоть до 50-х гг. XIX в. механический прирост
оставался незначительным, а основными
массивами компактного проживания армян
были Армавир и Екатеринодар, где сосредоточилось
от нескольких сот до более тысячи человек.
В то же время в других местностях и городах
численность армян, как правило, не превышала
100 человек. Так, например, в 1852 г. в Анапе
и Новороссийске армяно- григориан значилось
67 и 21 человек соответственно.
Одновременно происходил и
отток армянского населения. Наиболее
масштабным было переселение из Армавира
в Моздокское армянское общество в 1858
г. (16 семейств черкесогаев), но в 1863 г. все
они (146 человек) вернулись на прежнее место
жительства.
Начиная с 60-х гг. XIX в., происходит
миграция на Северо-Западный Кавказ турецко-
и персидскоподданных армян. Изменился
не только характер переселения: увеличение
доли иностранноподданных, но и социальный
состав - преимущественно крестьяне. Зонами
миграционного притяжения становятся
районы предгорий и Черноморского побережья,
обезлюдившие после массового исхода
черкесов в Османскую империю. Таким образом,
армяне поселялись на территориях, в которых
имелись свободные земельные угодья, пригодные
для сельского хозяйства.
Одной из первых возникла колония
турецкоподданных армян в районе реки
Шапсухо. Относительно датировки основания
здесь армянских поселений мнения исследователей
расходятся: одни считают, что это происходило
в период Крымской войны 1853-1856 гг., другие
указывают на более позднее время - 60-е
гг..
На наш взгляд, армяне-мигранты
появились в районе реки Шапсухо в 60-х
гг. XIX в., а с окончанием Кавказской войны
и уходом черкесов в Османскую империю,
их поток увеличился. В 1864-1866 гг. в устье
Шапсухо, недалеко от Тенгинского укрепления,
возникает поселок Армянский, где уже
в 1868 г. проживало 276 армян-амшенцев, в 1897
г. - 458, а в 1913 г. - 434. В 70-х гг. XIX в. - начале
ХХ в. в пределах современного Туапсинского
района был основан целый ряд армянских
поселений - Яйли, Полковничье и др.