Крупнейшая армянская община России. Культура и быт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:02, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть роль армян в истории Кубани.
На основе данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Как происходит освоение Кубани армянским народом.
Рассказать про жизнь, про хозяйственную, общественную и культурную деятельность черкесогаев.
Рассмотреть про геноцид армян в период османской империи и формирование амшенской диаспоры.
Описать традиции и обряды.

Содержание

Введение 3
1 Переселение армян на территории Краснодарского края 4
2 Армяне и казаки. 22
3 Крупнейшая армянская община России. Культура и быт 2 8
Заключение 39
Приложение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Армяне на кубани, кубановедение.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 
Анапа

Гайкодзор 
Большой армянский поселок к югу от Анапы, действует Армянская церковь, строится также вторая большая Армянская церковь, также в поселке действует Армянский культурный центр «Арин Берд», Армянская часовня и т. д.

 
Храмы  Армянской  апостольской  церкви  в  Краснодарском  крае.

На 2007 год в крае действовало не менее 15 армянских церквей и часовен. 
Армянская Церковь Сурб Геворг, Апшеронск.

Церковь Пресвятой Богородицы, Армавир (начало строительства — 1843 год, освящение — 1861 год.

Георгиевская церковь, Армавир

Собор Святого Саркиса, Адлер, Сочи

Церковь Святого Креста, Сочи

Церковь Святого Сергия, Сочи

Храм Святого Ованесса, Лоо, Сочи

Церковь Святого Иоанна Евангелиста, Краснодар

Церковь Святого Саака и Святого Месропа (поселок Пашковский).

Храм Святого Успения, Тенгинка (современный храм построен в 2003 году)

Полуразрушенная старая церковь, Тенгинка

Церковь Святого Сергия, Славянск-на-Кубани

Армянская Апостольская Церковь Сурб Эчмиадзин, с. Шаумян.

Армянская церковь г. Новороссийска

Армянская часовня с. Гайкодзор

Церковь Сурб Саргис в с. Гайкодзор

 

Культура и быт

Свадебный ритуал.

Перед сватовством происходит сговор, после направляются сваты, они могут ходить за ответом до трех раз. Նեշան խարսնիկ «обручение» начинается с привоза подарков для невесты, она одевает խավլի «платок» и выходит к гостям, чтобы танцевать с ними.  
Свадьба в доме невесты начинается без жениха, вечером с подарками приезжает его сторона. Пока их угощают ритуальным блюдом թեվցի «сваренная курица с сладостями», ջեիս «приданое» грузится в машины. Через час приезжает жених с музыкантами, его էնկեր «дружок» должен выкупить невесту у ее խարսենկուր «подружек» . 
В доме жениха свадебная процессия останавливается у калитки, жених бросает вверх монеты, пшеницу, конфеты на удачу. После կերի «дяди невесты» просят привести барана или бычка, животное водят три раза против часовой стрелки вокруг невесты, далее у животного отрезается кусочек уха. Во время вхождения в дом, в косяк двери втыкаются ножи крест-накрест, а внизу ставится тарелка, которую невеста должна разбить правой нагой. Невесту ведут в ее будущую комнату, остальные садятся за стол. Хозяин дома делает подарки կերի и խօպարու «дядям невесты», после этого они не властны над невестой. 
Празднество продолжается под свадебным шатром, на площадке молодожены делают три круга против часовой стрелки и ждут не садясь за стол выступления отца жениха. Он поздравляет и дарит невесте խավլի «большой платок», после убирает с ее лица фату. Следующим поздравляет молодых отец невесты, а ее мать не приходит на свадьбу, дальше следуют поздравления родственников и гостей.  
На следующий день невестке делают պաշխիշ подарки, затем приходит мулла и проводит ритуал նիկա “бракосочетания”, после этого молодые могут провести вместе брачную ночь. Во время чтения молитвы у жениха расстегнуты все пуговицы и ширинка.  
После брачной ночи приходит дружок и спрашивает էնիշտա «как она» на что жених отвечает սաղօլ, աղչիգէտ սոյ էր «спасибо, девушка твоя чистая».  Невеста избегает свекра и пожилых до 2 – 3 лет, не называет мужа по имени, а ее саму сторона жениха называет խարս «невестка» без имени.  
Через 7 дней невеста возвращается к себе домой на три дня (դադանց). Со дня обручения зять избегает тестя, через два месяца после свадьбы его с друзьями приглашает к себе тесть, после чего избегание прекращается. 
Ритуалы календарного цикла хемшилов связаны с основными праздниками мусульман – суннитов: это նօր դայի ¥новый год), Раджаб – байрам, Ураза – Байрам, Курбан – байрам и др.

Армянские церковные праздники:

Вардавар

Ежегодно в армянском общинном объединении Узбекистана вспоминают по-особенному увлекательный Вардавар. В середине июля, когда столбик термометра в регионе переваливает за 40 градусов, этот древний праздник оказывается весьма кстати, а его главным участником становится молодежь. Вооружившись ведрами и прочими подручными емкостями, под радостные крики и общее веселье они окатывают друг друга и окружающих водой.

Но вот досада, в наше время в условиях городской суеты взрослая часть населения от участия в Вардаваре, как правило, воздерживается. Их никак не впечатляет перспектива оказаться «счастливым» при полном «параде» в царящем вокруг водном разгуле. А зря. Согласно преданию, вода Вардавара обладает способностью очищать души от всякой нечисти, освобождать человеческие помыслы от всего вредоносного, которым почти каждый взрослый человек наделен с избытком. Стало быть, не безмерно радующимся детям, а именно взрослым не мешает получить ушат воды на голову в качестве гаранта благочестия и душевной гармонии. И вовсе не помешало бы в порядке гуманитарного обмена внедрить старинную армянскую традицию в тех или иных уголках планеты. К примеру, иному степенному министру, от «деятельности» которого жизнь обычных граждан не становится лучше; или важному политику, разжигающему бойню в Сирии и других горячих точках; или террористу, готовому применить «адскую машину» против невинных людей. Глядишь, и чудодейственные свойства воды подействуют.

История Вардавара повествует, что наши далекие предки с двухдневным припасом еды отправлялись к святым источникам, вели с собой украшенных жертвенных животных, полагаясь на милость богов и, прежде всего, богини Астхик, с которой связывают идею праздника. По преданию, «осыпая розами» всех встречных, богиня любви и красоты сеяла семена любви по всей армянской стране, а ее возлюбленный бесстрашный драконоборец Ваагн оберегал эти семена от сил Зла. Вот почему в день праздника паломники всегда возлагали букеты из роз на священное место и совершали жертвоприношения в храме Астхик.

Связывают и с Великим Потопом. В день, когда прародитель остановился на Арарате, начинается первый месяц древнеармянского календаря Навасард. В память о потопе Ной наказывает своим сыновьям обливать друг друга водой.

Так вода и даримые друг другу розы стали неотъемлемой частью национального праздника.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!», — сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Замечательный литератор слегка лукавил. В его времена наука уже располагала данными, что вода – не просто химическое соединение, молекула которого состоит из атома кислорода и двух атомов водорода. Это — живая субстанция, отвечающая за энергетику и играющая важнейшую роль хранителя информации на Земле. Последователи символизма относятся к воде и как к незаменимому целителю человеческих тел и душ. Отмечая, что структура воды ежемесячно меняется, они утверждают, что в начале июля вода начинает энергетический круг по нашей планете: «От красоты и гармонии – к душевному покою». И добавляют: шестиугольный кристалл замороженной июльской воды характеризует веру, надежду, сострадание и доброту. Так что летний отдых вблизи водоемов, несомненно, не только закаляет организм, но положительно воздействует на внутреннюю энергетику человека.

Тем не менее, научные сведения мы «успешно» игнорируем. И лишь потому, что вековые ценности, признаться, воспринимаем лишь через их внешнюю сторону, не подмечая основополагающего главного.

В повседневной реальности мы попросту лишили себя той осознанности, которой тысячелетиями наши предки на Нагорье наполняли единственно верную традицию. Для них ритуал был проявлением духовного служения. А для нас? Казалось бы, мы регулярно отправляемся в храм, «выстаиваем» там литургию, покидаем его с чувством исполненного долга, мало чего усвоив. А сама традиция выражается сегодня примитивным пикником, где духовный голод утоляется шашлыком под зажигательную музыку. Окатив друг друга водой, с чувством исполненного долга получаем на время «порцию» эмоционального заряда (яростно сопротивляющиеся не получают).

А ведь нужна такая малость: уединиться с природой, побыть в тишине у той самой реки, которая зимой уже категорически отказывается замерзать, а летом разливается с морским буйством. Глядишь, и глобально помутненный разум вновь прояснится, и гармония в человеческих отношениях восстановится. И, возможно, в небе вновь, словно из глубины веков, закружится пара восхитительных белоснежных голубей – еще одного символа Вардавара.

Терендез

Национальный армянский праздник, который отмечается ежегодно, 13 февраля.

Терендез своими народными гуляниями очень напоминает русскую «Масленицу», с элементами католического «дня Святого Валентина», ибо главные действующие лица праздника — это молодые супружеские пары и просто влюблённые друг в друга юноши и девушки. Сретение Господа нашего Иисуса Христа (Тъярнэндарач)

В этот Господний праздник Армянская Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву и получить благословение от священника. Об этом упоминает евангелист Лука: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двых птенцов голубиных» (Лук. 2:22-24). Представляя этот отрывок из жизнеописания Иисуса, Лука повествует также о праведном старце Симеоне, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя.

Армянская Апостольская Церковь отмечает Сретение Господне 14-го февраля, на сороковой день после Богоявления. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13-го февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи. Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.

Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днём благословения молодоженов. После праздничной Св. Литургии Тярндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Если день Тярднарача совпадает во времени с Великим Постом, то в церквях открывают завесы Св. алтарей и служат открытую Литургию.

История праздника «Терендез»   
Изначально Терендез был языческим праздником в ритуале огнепоклонников и назывался «Дерендез», что, в буквальном переводе с армянского, означает: «сноп сена перед вашим домом» (своеобразное пожелание благополучия дому и его хозяевам в виде доброго урожая). После того, как Армения приняла христианство, название праздника претерпело изменение, и он стал называться «Терендез», от слова «тере» — хозяин, творец. В религиозной литературе праздник называют «тиярн ынд дзес» или «тиарн ынд арач», что по-армянски означает «Господь с вами». Главными участниками православного варианта «Дерендеза» стали юноши и девушки, молодожены или те, кто в текущем году собираются связать свои судьбы узами брака.

Традиции  праздника  
Издавна главным атрибутом праздничного действа остаётся костёр, через который, взявшись за руки, прыгают влюблённые пары. Считается, что если им удаётся совершить прыжок не расцепляя рук, то их семья будет крепкой, а любовь вечной. Пока молодёжь пытается совершает прыжки, люди постарше посыпают их семенами пшеницы и конопли, что также является своеобразным пожеланием благополучия в семейной жизни. Также, согласно армянским верованиям, пламя праздничного костра в этот день придает тем, кого «лизнёт» энергию обновления и благополучие в жизни.

Затем, следом за молодыми парами, через костёр прыгали бездетные женщины, надеясь, что пламя поможет им забеременеть, а потом и все остальные участники празднества. После чего, все брались за руки и водили своеобразный хоровод вокруг плодоносного огня.

Когда костёр гаснет, пепел собирают и рассыпают по полям, что, согласно армянским поверьям, должно принести хороший урожай будущей осенью.

В настоящее время костры разжигают реже, но те юноши и девушки, кто лишён возможности попрыгать через костёр, гуляют вечером по улицам городов, держа в руках стаканчики с зажжёнными свечами, что является данью древнеармянским обычаям и традициям.

Армянский культурный центр «Арин-Берд»

Краснодарский край издревле является многонациональным, ведь на его территории проживают представители свыше 100 самобытных национальностей со своей культурой, ценностями, привычками. Самые многочисленные – русские, армяне, адыги, немцы, греки, евреи, молдаване, крымские татары и грузины. Каждый народ хранит свои обычаи и культуру, близко познакомиться с которыми в обычных условиях бывает непросто. Однако в последнее время, благодаря развитию этнического туризма, у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться с чужой культурой, погрузившись в жизнь малых народов Кубани.

В селе Гай Кодзор работает армянский культурный центр «Арин-Берд». Само село Гай Кодзор было основано на землях поселения «Галкина Щель» и 5 маленьких армянских хуторов после увеличения населения данных деревень с целью укрупнения поселения. После переселения сюда армян, село стали называть Гайка Дзор, что в переводе с армянского означает «армянское ущелье». В 1925 г. при переименовании власти настояли на том, чтобы село по непонятной причине называлось Гай Кодзор, но местные жители до сих пор называют его Гайка Дзор.

 

Заключение

Кубань или Краснодарский край занимает важное место в летописи судеб армянского народа и исторических взаимосвязей России и Армении. Переезжая сюда сначала в целях торговли, в дальнейшем многие армяне бежавшие от турецко-персидского гнета нашли здесь пристанище. Россия увидела в армянах большой потенциал и одарив их разными привилегиями  побудила к дальнейшему переселению в частности в Краснодарский край, откуда они переселялись в другие регионы.

О самих казаках в Армении мало что известно. Но, несмотря на неизвестность, роль казаков Армении является весьма важной, в том числе, в укреплении отношений между Арменией и Российской Федерацией, так как казаки являются, пожалуй, уже неотъемлемым субэтносом как России, так и Армении. В Армении сохранились казачьи посты и церкви, памятники и мемориальные комплексы, воинские захоронения и братские могилы с именами воинов-казаков. 9 октября 2005 года в районе «Канакер» г.Еревана был воздвигнут «Памятник Казаку», а 30 декабря 2008 года состоялось открытие восстановленной казачьей заставы «Анипемза» на участке Ленинаканского погранотряда.

 

 

Приложение

Знаменитые армяне

Азнавурян Карина Борисовна родилась 20 сентября 1974 в Баку. Училась в Российской государственной академии физической культуры. Выступает за Московское городское физкультурно-спортивное объединение (МГФСО). В сборной команде РФ с 1994.Живет в Москве. Достижение: заслуженный мастер спорта (фехтование на шпаге)чемпионка Игр XXVII Олимпиады (2000, Сидней, Австралия) в командном первенстве бронзовый призер Игр XXVI Олимпиады (1996, Атланта, США) в командномпервенстве (фехтование).

Алекян Баграт Гегамович родился 15.04.1951 в Армении, г. Ереван. Руководитель отделения рентгенохирургических методов исследования и лечения заболеваний сердца и сосудов НЦССХ им. А.Н. Бакулева АМН СССР. Научная и педагогическая деятельность: 1 Подготовил 5 докторов и 32 кандидата наук. 2 Разработка и внедрение рентгенохирургических операций без скальпеля и разреза, малотравматичных и высокоэффективных, вывели отеч. медицину и здравоохранение на новый уровень.

Аванесян Карен Гарегинович - артист эстрады и кино, шоумен. Родился 18 сентября 1957г. Закончил Бакинский институт исскуств, снимался в к/ф «Украли жениха» (1984г.), «Мерзавец» (1986г.) на киностудии «Азербайджанфильм». С 1987г. Карен Аванесян проживает и работает в Москве. Дипломант VIII Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1987г.), участник эстрадной шоу-программы «Парад пародий», снимался в кинофильмах «Новый одеон», «Импотент», «Ультиматум» (реж.Анатолий Эйрамжан). Главная роль в к/ф «Чары» сериала «Курортный роман» (реж. С. Никоненко). В сериале Виктора Волкова «Жизнь-поле для охоты» сыграл одну из главных ролей (Вазген).

Информация о работе Крупнейшая армянская община России. Культура и быт