Крупнейшая армянская община России. Культура и быт
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:02, реферат
Краткое описание
Цель данной работы - раскрыть роль армян в истории Кубани. На основе данной цели мною были поставлены следующие задачи: Как происходит освоение Кубани армянским народом. Рассказать про жизнь, про хозяйственную, общественную и культурную деятельность черкесогаев. Рассмотреть про геноцид армян в период османской империи и формирование амшенской диаспоры. Описать традиции и обряды.
Содержание
Введение 3 1 Переселение армян на территории Краснодарского края 4 2 Армяне и казаки. 22 3 Крупнейшая армянская община России. Культура и быт 2 8 Заключение 39 Приложение Список литературы
После образования 10 марта 1866
г. Черноморского округа и предписания
российского правительства, согласно
которому разрешалось иностранноподданным
христианского вероисповедания обосновываться
в новом административно-территориальном
образовании, усилился приток турецкоподданных
армян. В это время признано было полезным
населять его (от авт. - Черноморский округ)
более» привычными к подобным условиям
греками и армянами, которые массами приходили
из Малой Азии и получали значительные
льготы при водворении». Для этой цели
в Турцию командировали посланников, которые
привлекали на жительство в Черноморский
округ армян и греков. Периодически в Порту
направлялся агроном Хатисов, «чтобы приобрести
оттуда армянских выходцев для первоначального
заселения края».
С образованием имения «Вардане»,
принадлежащего великому князю Михаилу
Романову, управляющим А. Старком было
«выписано» из Турции 18 армянских семей.
В последующем число турецкоподданных
армян в ‘Вардане’ росло и в 1896 г. составило
200 семей. Недалеко от имения располагалось
армянское село Уч-Дере, где в том же году
проживало более 100 семей.
Во время и после русско-турецкой
войны 1877-1878 гг. в Северо-Западный Кавказ
усилился приток армян-мигрантов; зоны
притяжения оставались прежние. В 1878 г.
только в Кубанской области значилось
6044 армян, при этом большая их часть по-прежнему
была сосредоточена в Армавире и Екатеринодаре
(от 70 до 80%). Несколько иная картина наблюдалась
в Черноморском округе. Здесь армяне проживали
на всей территории. Численность армянского
населения округа росла быстрыми темпами.
Так, например, в районе Вельяминовского
укрепления в 1872 г. было зарегистрировано
222 армянина, в 1886 г. - 969 (только русскоподданных),
а уже в 1895 г. - 3.748 (в 24 поселениях).
На 90-е гг. XIX века приходится
пик переселенческой волны. Это было вызвано
очередным всплеском репрессий в Турции,
где в 1894-1896 гг. по приказу султана Абдул-Гамида
Хана II в армянонаселенных вилайетах произошли
массовые погромы. По некоторым данным,
в пределы России, главным образом, на
Кавказ, бежало до 40 тыс. армян. Значительное
число армянских беженцев нашли приют
в Кубанской области и Черноморской губернии
(от авт. - образована 25 мая 1896 г.). Об этом
свидетельствуют статистические данные.
Например, в 1896 г. в Черноморской губернии
было зафиксировано около 23 тыс. армян,
в то время, как в 1889 г. на всей территории
Северо-Западного Кавказа проживало менее
10 тыс.. В губернии турецкоподданные армяне
размещались во всех трех округах. В Кубанской
области таковые фиксируются в городах
Анапе, Екатеринодаре, Майкопе, в отделах
- Екатеринодарском (в 1896-1897 гг. - в 9 населенных
пунктах), Майкопском (в 1897-1898 гг. - в 5), Темрюкском
(в 1898 г. - в 4), а также в селе Армавир (Лабинский
отдел) и хуторе Романовский (Кавказский
отдел). В городах Анапа, Екатеринодар
и Майкоп было зарегистрировано соответственно
36, 120 и 19 (ноябрь-декабрь 1896 г.), 62, 120 и 11
(февраль 1897 г.) и 41, 26 и 27 (июнь 1898 г.) турецкоподданных
армян. Наибольшее число вышеозначенных
армян фиксируется в Екатеринодарском
отделе (в 1896 - н. 1897 гг. - 819 человек).
В общей сложности, в 1896-1897 гг.
на территории Северо-Западного Кавказа
сконцентрировалось от 10 до 15 тыс. армян-беженцев.
В конце 1897 г. всем губернаторам и начальникам
областей Кавказского края было дано указание
в кратчайшие сроки уточнить списки турецкоподданых
армян и организовать их выдворение обратно
в Турцию. Однако, как показывают рапорты
полицмейстеров городов и атаманов отделов
Кубанской области и Черноморской губернии,
многие семьи отказались возвращаться
на прежнее место жительства, так как им
не гарантировалась безопасность. В результате
местным властям были даны полномочия
на принудительное выселение турецкоподданных
армян. Но положительных результатов эта
мера не принесла. Численность армян в
регионе продолжала расти и на исходе
XIX в. достигла 38 тыс. человек: в Кубанской
области - 13 тыс. и Черноморской губернии
- 25 тыс..
В начале ХХ в. тенденция к увеличению
численности АДСЗК сохранялась. В 1904 г.
в Кубанской области , помимо русскоподданных
армян, проживало 2214 турецкоподданных
и, судя по документам, около 100 персидскоподданных.
В тоже время происходили перемещения
армян как внутри региона, так и за его
пределами. В результате изменилась общая
картина размещения армянского населения.
В период с 1900 по 1908 гг. в Черноморской
губернии численность армян сократилась
на 10 тыс. человек и составила 15 тыс., а
в Кубанской области происходил обратный
процесс: увеличилась с 13 тыс. до 21,3 тыс.
человек. Таким образом, всего в регионе
в 1908 г. проживало 36,3 тыс. армян, по сравнению
с 1900 г. прослеживается общее сокращение
на 1,7 тыс. человек.
Очередной приток армян-мигрантов
наблюдался в 1915-1916 гг. - в период геноцида,
учиненного младотурками над армянским
населением Турции. В 1916 г. только в двух
городах Кубанской области Армавире и
Екатеринодаре было зарегистрировано
свыше 1000 армян-беженцев (в марте 1916 г.
в Екатеринодаре - 641; на 1 октября 1916 г.
в Армавире - 498 человек). В виду хаотичного
сосредоточения вынужденных переселенцев
из Турции по всей территории Северо-Западного
Кавказа точный их подсчет был затруднителен.
Но, судя по косвенным свидетельствам,
здесь насчитывалось не менее 20 тыс. армян-беженцев.
Так, например, известно, что в 1915-1916 гг.
вынужденные переселенцы из Турции в рамках
Кубанской области основали 13 поселений,
в которых в 1917 г. проживало 834 армянина.
Подобная ситуация наблюдалась и в Черноморской
губернии. Подтверждением нашей версии
также служат и некоторые статистические
данные. Известно, что в 1916 г. в Кубанской
области и Черноморской губернии проживало
40366 армян, а уже к 1920 г. (фактически в рамках
двух субъектов) зарегистрировано 73 тыс.
человек. Совершенно очевидно, что столь
масштабное увеличение за короткий срок
не могло произойти вследствие естественного
прироста, а было вызвано внешнемиграционным
движением.
Миграционная притягательность
Северо-Западного Кавказа для армян стала
следствием заинтересованности в этом
российской администрации, что явно прослеживается
в период с конца XVIII до 50-х гг. XIX века, когда
поощрялось расселение черкесогаев из
Закубанья в подконтрольные России территории,
и в 1860-1880-е гг. - привлечение из Малой Азии
армян для освоения Черноморского округа.
В результате ‘дозволенной’ миграции
в регионе образовались армянские колонии
- в Армавире, ‘Вардане’, Екатеринодаре,
Уч-Дере и в других городах и местностях.
Но наиболее массовой была «стихийная»
миграция, причиной которой являлась политика
геноцида, проводимая османо-турецкими
властями по отношению к армянскому населению.
Значительная часть армян-беженцев 2-ой
половины XIX - начала ХХ вв. сконцентрировалась
в Кубанской области и Черноморской губернии.
Это было связано с тем, что: во-первых,
данный регион находился в непосредственной
близости от Турции, откуда и исходил источник
миграционной активности армян; во-вторых,
на Северо-Западном Кавказе в результате
переселения черкесских народностей в
Османскую империю обезлюдели значительные
пространства, таким образом, потенциально
появились свободные земельные угодья;
в-третьих, в Кубано-Черноморье к 70-м гг.
сформировались армянские общины, обладавшие
материальными ресурсами и способные
оказать первоначальную помощь соотечественникам-беженцам.
В результате стихийной миграции
произошло увеличение численности АДСЗК:
за период с 1889 по 1916 гг. более чем в 4 раза.
В это же время сформировались и районы
компактного проживания армянского сельского
населения - в Черноморской губернии (повсеместно)
и в Екатеринодарском (главным образом,
в Закубанье), Майкопском (в пределах современных
районов - Апшеронском (Краснодарский
край) и Майкопском (Адыгея)) и Темрюкском
(в пределах современных районов Краснодарского
края - Абинский, Анапский, Крымский и Темрюкский)
отделах Кубанской области. При этом возросла
численность и ранее существующих общин
(например, в 1871-1912 гг. - в Екатеринодаре
в 7,4 раза, а в Майкопе в 1904-1908 гг. - в 4 раза).
Армяне в Крыму
Во II – I тыс. до н.э. армяне жили
на южном берегу Черного моря – От устья
реки Галис на западе Колхиды (Когхис,
или «Боковина», арм.) на востоке. У них
уже были представления о северном побережье
Черного моря, в частности о крымском полуострове.
Ведь как известно в книге Мовсеса Хоренаци
И таблицы Микаэла Чамчяна, 524 г. до н.э.
Тигран I Великий совершил поход гораздо
более отдаленные земли: через Палестину,
Египет, Ливию, Гибралтары он достиг
Испании и вернулся обратно в Армению
через юг Франции, Италию, Грецию. Кажется
невероятным, чтобы кто-то предпринимал
такие далекие походы, не зная относительно
близких территорий. Поход Тиграна I был
отчасти связан и с рекогносцировочными
(разведывательными) задачами.
Об армянских населений в Крыму
в I тыс. до н.э. сведений в исторической
литературе нет, однако о их присутствии
говорят археологические находки, непредвзятая
оценка которых показывает их армянское
происхождение. Речь идет о тех золотых
изделиях с изображениями коней, колесниц
и т.п., в которых легко опознать ту культуру,
которая формировалась в III – I тыс.
до н.э. на Армянском нагорье и которая
возникает в древней истории там, куда
приходят ее носители, имеющие общие корни
но называемые по разному: арийцы, гиксосы,
этруски.
Крымские связи армян особенно
усиливаются при царе Тигране II Великом
Аршакуни (89 – 55гг. до н.э.), когда он совместно
с понтийским царем Митридатом Евпатором,
противодействует римским устремлениям
на Восток.
Не проходит и столетия, как
при царе Абгаре I Аршакуни (1-34) Крым приобретает
для армян особое значение в связи с первым
принятием христианства. Как повествует
Мовсес Хоренаци, царь Абгар, «привлеченный
мольбою о чудесах», совершаемый Иисусом
Христом в Иерусалиме, отправляет к ниму
двух своих приближенных- Мар-Ихаба (Бдешха
– родоначальника Агдзникского рода)
и Шамшаграма (родоначальника рода Апахуни),
а так же особо доверенное лицо по имени
Анан.
После возвращения посланцев
и их сообщений о творимых Иисусом чудесах,
царь Аграб уверовал в его божественность
и сказал:
«Это не человеческая сила,
но Божья; ибо из людей никто не в силах
воскрешать мертвых, кроме Бога». Так пишет
Мовсес Хоренации. (История Армении. М.,
1893. 30. С.80).
К этому времени царь Абгар
уже семь лет страдал неизлечимой кожной
болезнью, которой он заболел в Персии.
И все усилия лекарей и врачей не могли
избавить его от страданий и исцелить
его. Все надежду царь Абгар возлагает
на Ииесуса и отправляет ему послание,
которое приводится Мовсесом Хоренации:
«Абгар, сын Аршама, царь страны
Армении, Иисусу Спасителю и Благодетелю,
явившемуся в Иерусалимской стране, привет.
Я слышал о Тебе и об исцелениях, совершаемых
Тобою без лекарств и кореньев, ибо, как
говорят, Ты заставляешь слепых видеть,
хромых – ходить; Ты очищаешь прокаженных,
изгоняешь не чистых духов, исцеляешь
одержимых хроническими болезнями, Ты
и мертвых воскрешаешь». Услыхав все это
о Тебе, я положил в уме своем одно из двух:
или Ты – Бог, сошедший с неба для совершения
всего этого, или же – Сын Божий, творящий
все это. Вот почему пишу Тебе и прошу потрудиться
прибыть ко мне для исцеления недугов,
коими я одержим. Слышал я также, что Евреи
ропщут на тебя и хотят предать Тебя мучениям.
У меня есть небольшой, но красивый город;
его достаточно было бы для нас обоих».
О каком городе пишет царь Абгар?
Дело в том, что он перенес столицу Армении
из Араратской долины города Армавир на
юг – в благодатную Армянскую Месопотамию
и построил там по собственному плану
новую столицу – небольшую но очень красивую:
дворцы и храмы, площади с фонтанами, фруктовые
сады и парки были обнесены мощными стенами
с крепостным рвом и подъемными мостами
у ворот. В эту новую столицу, которую Абгар
назвал на греческий манер Эдессой, он
и приглашает Иисуса Назарянина.
Люди Абгара отправляются в
Иерусалим.
Иисус не принял приглашение
Абгара, но удостоил его письмом. Ответ
на послание Абгара , написанный апостолом
Фомой по приказанию Спасителя, приводиться
Мовсесом Хоренации:
«Блажен тот, кто верует в Меня,
не ведавши Меня; ибо написано обо Мне:
видящие Меня не будут в Меня веровать,
но не видящие Меня будут веровать и будут
жить.
Ты мне пишешь, чтоб Я пришел
к тебе: Мне надлежит совершить здесь все
то, для чего Я послан; и когда совершу
все это, вознесусь к Тому, Кто послал Меня.
И когда вознесусь - пришлю одного из Моих
учеников, который исцелит твои недуги
и даст жизнь тебе и всем, находящимся
с тобою» (История Армении. 31. С.81 ).
Это послание в месте с изображением
Иисуса Христа доставляет в Эдессу царю
Абгару его доверенный человек Анан.
Затем в 33 г. Абгар крестил население
Эдессы и, наконец, всю Армению. В 34 г. царь
Абгар неожиданно умирает. Ему было тогда
38 лет, и, видимо, смерть его последовала
не от естественных причин. Его сын Ананун
сразу после его смерти восстанавливает
язычество и начинает преследовать христиан.
Повторное принятие христианства в Армении
произошло в 301г.
В 1330 г. армянские населения,
перенаселенное в Золотую Орду при татаро-монгольском
нашествии на Армению, преодолевая заслон
татарских, половецких, хазарских полукочевых
военных образований, также устремляется
в Крым и оседает здесь.
Армянские княжества в Крыму
с компактным армянским населением до
VI в., когда Крым был завоеван татарами,
представляли собой классические феодальные
образования, когда каждый город (крепость)
существовал совершенно самостоятельно,
и лишь при военной опасности князья сходились
в главный город Кафу (Феодосия) для выработки
согласованных совместных действий.
Армяне с южного побережья Черного
моря переносили названия своих городов
на заселенное ими северное побережье,
прежде всего в Крым; вот откуда здесь
появились такие необъяснимые названия,
как Мангуп, Кафа, Вардане, Артик, Сурхат,
Алупка, Алушта, Керчь, река Прчот («Мохнатая»)
и Сапун («Горбатая»), ущелье Хапхал, водопад
Джурджур, мыс Айа, или Айас, на южном берегу
Крыма.
Само название «Черное Море»
есть не что иное, как перевод с турецкого
«Кара-денис», а термином «кара» турки
называли армян.
Наиболее мощной в Крыму была
Сурхатская крепость (Судак, Сурож), возведенная
на отвесной скале и контролировавшая
проход кораблей на восток к Кафе и
на запад к Варденику (Вардане). В район
Бахчисарая возвышалась крепость Мангуп,
развалины которой ( Чуфут-Кале) до сих
пор поражают красотой фрагментов обработанного
камня, масштабом строений, высотой и мощью
крепостных стен. Как известно, Мангуп
был взят после длительной осады, после
того как в результате подкопа была взорвана
часть крепостной стены. После падения
Мангупа сопротивление армян продолжалось
долгое время в пещерах и горных поселениях
Крыма, представляющих собой двух-трехэтажную
цепь галерей и проходов, где хранились
запасы пищи и воды.