Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:27, реферат

Краткое описание

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем историческою монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Содержание

Введение 3
Культура восточного славянства 5
Культура Киевской Руси 11
Культура русских земель и княжеств в период раздробленности 20
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

Существование письменности на Руси до принятия христианства подтверждается археологическими находками. Раскопки открывают немало древних предметов (сосудов, надгробий, монет), которые покрыты изображениями, напоминающими письменность. Однако их объяснение, видимо,  дело будущего. Глиняный сосуд, найденный во время раскопок в районе Старой Рязани в конце XIX в., носит на себе, как предполагают, знаки письмен. Сходные знаки имеются на медных бляхах из Тверских курганов XI в. Аналогичные «чертам» и «резам» знаки — на кости из Черниговских курганов X в.

Но особый интерес для  решения вопроса о древнерусской  письменности имеет находка, сделанная  советским археологом Д.А.Авдусиным  во время раскопок так называемых Гнездовских курганов под Смоленском. На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти X в. рукой русского человека кирилловским алфавитом сделана  надпись. Она прочитывается и  расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают, как «горушна». И в  том, и в другом случае это слово  означает горчичные семена, горькую  пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки  горчичного семени, пряности.

О наличии у славян навыков  письма сообщают древние греческие  и арабские авторы: указывается, что  славяне оставляли на могилах  надписи с именами усопших, что  знаки письма использовались при  прорицаниях будущего, что у послов были некие «грамоты», что даже завещания  составлялись в письменном оформлении. В житиях Кирилла иМефодия говорится, что святой Кирилл в Херсонесе (Корсуни) познакомился с текстами Евангелия и Псалтыри, которые были записаны «русьскыми письмены».

Приведенные материалы позволяют  утверждать, что появление письменности на Руси не связано с принятием  христианства. Восточные славяне  были знакомы с письменностью  еще раньше. Возможно, на первых этапах в разных районах были свои письменные знаки. Развитие языка, являющегося  продуктом целого ряда эпох, вызывало к жизни потребность не только в устной передаче мыслей, но и фиксацию их в письменной форме. Разложение первобытнообщинных отношений способствовало распространению  письменности, сближению различных  форм письма, появившихся у разных племен.

Таким образом, языческая  Русь  к  моменту создания единого централизованного  государства  имела  достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры. Общественное сознание строилось на традициях относительной свободы, коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе формирования феодальных отношений появляется зависимость бедных от богатых и власть имущих. В славянских представлениях о мире соединились реальные и ирреальные начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и потусторонних сил.

 

Культура Киевской Руси

Общие условия  развития культуры.

В IХ в. происходит объединение  двух славянских центров (Киев и Новгород)  в единое государство –  Киевскую Русь со столицей в Киеве.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию во главе с Великим князем, который раздавал своим родственникам и приближенным в управление крупнейшие центры (волости). Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.

Бояре и князья владели  вотчинами (отчина, т.е. отцовское  владение; земля, передававшаяся по наследству). Однако верховным собственником земли оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов.

Основную массу населения, конечно, составляли крестьяне (смерды). Причем,  на Руси   долго сохранялось значительное число общинников, которые зависели только от Великого князя,  платили ему установленную дань и, следовательно, были больше  заинтересованы в результатах своего труда, чем вотчинные крестьяне (закупы, рядовичи), оказавшиеся в более тяжелом положении. Ярко наметившаяся тенденция к усилению феодального гнета приводит к массовым народным выступлениям, которые прокатились по Киевской Руси во второй половине ХI в.

Основными центрами экономического и культурного развития по-прежнему остаются города. С созданием единого государства, усилением внешнеэкономических связей быстрыми темпами развивается ремесленное производство. Киевская Русь славилась  своими  мастерами    в  прикладном, декоративном   искусстве, которые в  совершенстве  владели  различными  техниками: сканью,  эмалью, зернью,  чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

Не  случайно  велико  было  восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев.  Л. Любимов в своей  книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных  колтов из тверского клада XI–XII веков:  «К  кольцу  с полукруглым  щитком  припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром  0,06  см из    проволоки   в   0,02   см   толщиной!   Только   специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».

Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски,  умело подбирали цвета. В  рисунках  прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы,  которые особенно  часто использовались в прикладном искусстве.  Их можно увидеть на резной деревянной мебели,  домашней утвари,  расшитых золотом  тканях,  в резных   костяных   изделиях,  известных  в  Западной  Европе  под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Наибольшего расцвета Киевская Русь достигает в конце Х –  первой половине IХ в. при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Владимир проводит две религиозные реформы. Сначала Великий князь попытался объединить страну на основе старых языческих верований.   По его приказу в Киеве на горе поставили деревянную статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами, изображения Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношений, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не удалась. Многие предпочитали оставаться верными старым богам. К тому же, развитые державы, по-прежнему, воспринимали языческую Русь как варварскую страну.

Одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианства в православном  варианте (вторая религиозная реформа). В 988 г. Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.

Православие внесло серьезные  корректировки в общественное сознание. Окружающий мир,     устройство     человеческого     общества объявлялись как  раз  и  навсегда  богоустановленный  порядок (в том числе и земное материальное и социальное неравенство, и, вообще, думать нужно было не о земном, а о небесном). Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князя – от бога (поэтому помещено изображение княжеской семьи в Софийском соборе).

Простому человеку в этой иерархии ценностей отводилась самая нижняя ступень. Он – «тварь»,  творение божье. Христианство отменяет дикие языческие традиции – жертвоприношения, сожжение, месть за убийство сородича и т.п. Предлагаются новые морально-нравственные нормы, среди которых главная – любовь к ближнему. На первое место христианская церковь поставила любовь к богу, любовь человека ради человека полностью исключалась. В основу новой веры был положен страх, страх перед богом, который все видит, за все спросит.

Христианские  идеи  глубоко  проникают в народное сознание. В тоже время, Киевская Русь воспринимала новшества избирательно. Был отвергнут византийский аскетизм, требование абсолютной подчиненности богу и правителю, славяне сумели сохранить свою относительную свободу. Закономерно, что православие этого периода называли «оптимистичным», Владимира Крестителя – «ласковым князем», «красным солнышком». Это было время двоеверия, когда древние языческие традиции довольно мирно уживались с новой верой.

Зарождение  фольклорного творчества

Развитие устной поэзии предшествовало появлению письменной литературы, формировало  и определяло ее идейную направленность и художественную особенность. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории», — говорил М. Горький, оценивая значение устного творчества народа. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки, различного рода легенды долго сохранялись в народной памяти. И, хотя, письменные источники времен Древней Руси сохранили их только частично, а большинство литературных записей сделано в XVII—XIX вв., все-таки по ним можно представить основной характер и содержание фольклора X—XII вв. Значительное место в фольклорном творчестве Руси занимали мифологические сюжеты, корнями своими уходящие в языческие представления древних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассового общества.

Обрядовый фольклор был тесно  связан с календарными и некалендарными праздниками. Праздновали встречу  зимы — коляду и проводы зимы — масленицу. Праздник красной горки  и радуницы означал встречу весны, которую провожали на семик. Были летние праздники — русалии и  Купала, осенние - обжинок и др. Кроме  того, определенным обрядом обставлялись свадьбы, похороны. Эти и другие события  сопровождались специально, к тому приуроченными песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями.

Особенно широко были распространены на Руси песни. Их пели на свадьбах. Песенные причитания — «плачи»— входили  в похоронный обряд. Исполнялись  песни на тризнах - и пирах.

Источники, отрицательно относившиеся ко всякого рода языческим пережиткам, называя многие праздники «бесовскими», «сатанинскими», донесли до нас рассказы об играх и плясках, песнях, загадках, гаданиях на праздниках, в которых  участвуют «мужи и жены», которых  якобы прельщал «трубами и скоморохами» дьявол. Так же описывается и свадьба: «И егда же у кого их будет брак и  творять с бубьны и с сопельми и с многыми чюдесы бесовьскыми».

Существовали на Руси сказки, предания, легенды. Вполне возможно, что  большинство сказочных сюжетов  своими корнями уходит глубоко в  толщу веков. Таковы многочисленные сказки о борьбе со змеем, вплетенные и в былинный эпос, сказки о вещей  деве, о бабе-яге, сказки о зверях, например о хитрой лисице, медведях, волке. В них также ясно видно  стремление людей силой слова, заговора, заклинаний повлиять на стихийные, враждебные людям силы природы.

В то же время жители Древней  Руси в сказках выражали свою мечту  о хорошей, счастливой жизни. Отсюда сказки о ковре-самолете, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, о дворцах, вырастающих  в одну ночь, о чудесной прялке.

Сказочные мотивы нашли свое отражение и в летописном материале, в памятниках житийной литературы, в различных литературных сочинениях.

Следы многочисленных преданий и легенд донесли до нас письменные источники. Большинство легенд имеет  религиозный характер и трактует вопросы о сотворении мира, крещении Руси, деяниях церковников. Однако есть и легенды другого, светского  содержания. К числу таких относятся  предания о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди и основании Киева, сказания об Олеге и его смерти, о мести  Ольги древлянам, о призвании  варягов на Русь и др.

Знала и любила Русь пословицы, поговорки, загадки. Они вплетены в  письменные источники. Авторы литературных произведений по-разному пользуются пословицами и поговорками. В  одних случаях это своеобразные примечания для описываемых событий, в других — изречения исторических лиц. «Погибоша аки обри», рассказывает «Повесть временных лет» о гибели племени обров, воевавших со славянами. Выражение «беда аки в Родне» напоминало о голоде в городе, осажденном Владимиром в 980 г..  Народные загадки также использовались летописцами. Новгородская 1-я летопись под 1016г. рассказывает о борьбе сыновей Владимира — Ярослава и Святополка.

Среди памятников устного  творчества особое место занимают былины, известные в народе под названием  «старинок». Сюжеты большинства былин  зародились в эпоху Древнерусского государства и отражают исторические факты, идеологию и бытовые черты  того времени.

Появляются былины, которые  по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец,  Добрыня Никитич и Алеша Попович  героически сражались  против воинственных чужеземцев,  защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие  события  русской  истории. Былины  пели  или  рассказывали  нараспев,  чаще  всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

Возникновение былинного  эпоса в Древнерусском государстве  было не случайным явлением. Если первоначально  в устном творчестве преобладали  легенды, загадки, предания, песни, пословицы  и поговорки, то с образованием государства  и складыванием древнерусской народности с ее определенной языковой, территориальной, экономической, культурной общностью  возникает потребность  для создания широких эпических произведений устного народного творчества. Былины создавались как исторические произведения. В них в синтезированном виде отражалось представление народа о князе и его власти, о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях, отвечавших идеалам трудовых масс. Характерно, что одно из главных мест в былинах занимает идея борьбы народа за свою независимость. Былины проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою родину.

Информация о работе Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия