Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:27, реферат

Краткое описание

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем историческою монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Содержание

Введение 3
Культура восточного славянства 5
Культура Киевской Руси 11
Культура русских земель и княжеств в период раздробленности 20
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

Нет никакого сомнения, что  большинство сюжетов былин возникло и разрабатывалось в народе. В  них отражалось отношение народа к историческим событиям, фактам и  явлениям, давалось свое понимание  социальных отношений, сложившихся  в Древнерусском государстве.

Как правило, большинство  былин, даже возникших в более  позднее время, переносит своих  героев в эпоху Древнерусского государства  в Киев, ко двору Владимира Святославича. Именно это время в народной памяти приобрело эпические черты, с  ним связываются богатырские  подвиги, прославление исторического  прошлого.

Устное, фольклорное творчество Руси, сформировавшееся задолго до появления письменности, оказало  большое влияние на развитие древнерусской  литературы. Литературные письменные памятники не просто использовали богатейший материал народного творчества, но и восприняли в определенной степени  его формы, поэтический стиль, языковую традицию.

Возникнув ранее появления  письменности, фольклорное творчество продолжало жить и развиваться. Наслаивались новые темы и элементы, совершенствовалась форма, вкладывались новые идеи и  содержание, но характер творчества оставался  прежним, отражая прошлое, события  настоящего, надежды народа на лучшее будущее.

Основные  тенденции в литературе и искусстве.

Закономерно, что    развитие всей средневековой (до начала ХVI в.) культуры шло под знаком христианской веры. Православие, пришедшее из Византии, принесло с собой высочайшие достижения греческих мастеров. Однако, новое органично соединялось  со  старыми  русскими традициями,  лучшие из которых бережно  сохранялись.  «Влияния  на  Руси  имели  особенность, – отмечает П.А. Раппопорт, – они были избирательными. Принимали лишь то,  что  соответствовало  социальному  уровню   и   эстетическим представлениям страны».

Древнерусское государство  впервые начинает чеканить  монету. На  лицевой  стороне  и  златника  и  серебреника изображен Великий князь  Владимир с венцом,  украшенным шестью крупными  жемчужинами;  над венцом  –  три  жемчужины,  образующие крест,  правая рука держит длинный крест,  а слева  Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей   –   языческий   трезубец.   Сразу   после  принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное  изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.

Христианство  послужило  мощным  катализатором развития русской культуры, однако, она во  всем   сохраняет   свою  самобытность. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и  до  начала татаро-монгольского   нашествия   была   не  ниже,  чем  в  других христианских западноевропейских странах.

Славянская  письменность и образование.

Начатки письменности  у  древних  славян  появились  еще во времена язычества. Однако только в IX   в. был создан первый алфавит. Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия. 

Книжное искусство пришло на Русь вместе  с  кириллицей.  Была заимствована  система  знаков препинания,  появилось умение делать материал для письма  из  кожи  животных  –  пергамент,  составлять чернила,  краски,  украшать  рукописи  орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты.  Долгое  время  на  Руси  сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг  Священного Писания.  Первые работы были сделаны Кириллом  и Мефодием. Вначале переводили,  в основном, с древнегреческого языка,  в  редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников.      Древнейшей рукописью    является      «Остромирово   евангелие» (середина  XI  века),  переписанное  для  новгородского  посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало   «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строительства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси. Илларион стремится показать необоснованность претензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе. Заслуга Владимира подобна заслуге императора Константина, объявившего христианство государственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских проповедников и не видел чудес, совершаемых «именем Христовым». Илларион подводит слушателей к выводу о необходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был существенно поднять авторитет и независимость русской церкви.

Важнейшую роль в русской  литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в  начале  XII  века. В  нее  вошли  устные  предания  и  письменные  Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени  утверждения христианства на Руси.

Велика благодарность  потомков  этому  выдающемуся  деятелю  древнерусской культуры, который не только оставил один из важнейших исторических источников,  но и дал пример глубокого патриотического отношения к своему отечеству.

С именем Ярослава Мудрого  связывают появление первого  юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал первые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце  XI  века «Русская правда» была дополнена  тремя  братьями Ярославичами.

Таким образом,  изначально  на  Руси  складывается литература самых разнообразных жанров.  Это были исторические  повествования, биографии  святых  и  князей,  церковно-политические  трактаты.  В XI–XIII  веках  в  обращении  находилось  около  140  тысяч   книг нескольких  сот  наименований,  при  этом численность населения не превышала 7 млн.   человек.  Среди популярных сочинений были книги, уходящие  своими истоками в дохристианскую эпоху:  записи народных примет,  рецепты врачевания,  былины,  сказания,  где  упоминались языческие боги.

При князе Владимире на Руси появились первые школы.  «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».  Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.

Своеобразными научными  центрами  становятся  монастыри,  где работают  школы,  трудятся   летописцы,   переводчики,   создаются религиозные, философские, литературные произведения. Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь  из Византии.

Письменность распространялась очень быстро. Горожане, видимо, в  большинстве  своем  были  грамотными,  о  чем   свидетельствует множество  берестяных  грамот,  найденных в Новгороде.  В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и  рисунки,  сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых  камнях,  посуде,  оружии,  на  одежде, монетах,   церковной  утвари,  орудиях  труда.  «Лолин  прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе,  чтобы не  перепутать его с другими во время девичьих посиделок.

Архитектура. Строительство.

Сохранившиеся памятники  архитектуры свидетельствуют о  высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе народных умельцев.

Шедевры древнерусской архитектуры  вызывают восхищение простотой и  благородством форм, оригинальным решением строительных вопросов, богатством внутренней отделки.

Русские мастера, в течение  веков возводившие в городе и  деревне жилые и хозяйственные  постройки, хоромы феодалов, городские  башни, стены, мосты, накопили большой  опыт и выработали свой архитектурный  стиль.

С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего  церковная, архитектура. Из Византии в  качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил свое развитие.

Так, самый грандиозный  архитектурный памятник Киевской Руси — 13-купольный Софийский собор  в Киеве (около 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу  киевской Софии, Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (сер. XI в.). Постепенно русская архитектура  получает все большее многообразие форм. В Новгороде в XII—XIII вв. создается  множество церквей — Бориса и  Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые  при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной  красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском  княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Таким образом, многочисленные восточнославянские племена  образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.

 

 

 

 

 

Культура русских земель и княжеств в период раздробленности

Общие условия  развития культуры. 

 Уже во  второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена,  с новой силой  разгорается  борьба  за власть  и   княжеские    междоусобицы.

Основным источником  доходов  по-прежнему  оставалась   дань. Отсюда  стремление  купить  слободы или занять новые,  пустовавшие земли и заселить их,  что стало одной из причин княжеских  усобиц, которые  иногда  продолжались  12–17 лет. 

Для прекращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, где был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Фактически это означало разделение Руси. Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. Только необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. 

Вторжения кочевников стали  настоящим бедствием.  В летописи указано 37 значительных половецких набегов. Князья в междоусобицах считали   нормальным   прибегать   к   помощи   половцев.  Волости опустошались и  разорялись.  Как  следствие   приходят  физические бедствия. Во всех местных летописях встречаем  описания неурожаев, голода и болезней, которые опустошали землю не хуже половцев.

Распад государственного   политического   единства,   падение престижа  княжеской  власти  приводят к усилению роли духовенства. Вырабатывается особое   отношение   и   уважение   народа   к монашеству.  Это  –  иной,  высший  мир.  Широко  распространяются сказания о чудотворных иконах и исцелениях.  «Подвиги св.  монахов сияют чудесами больше мирской власти ...» – записал летописец  XII века. В Турове,  Переяславле,  Чернигове,   Владимире,   Смоленске, Новгороде  и  многих  других  городах появляются монастыри,  в том числе и женские.

Монастыри очень  быстро  набирают силу, в то же  время они по-прежнему   остаются   центрами образования. Здесь работают школы и училища по подготовке духовных лиц.  На Руси понимали значимость  образования.  Особо  уважаемыми являлись  князья,  знакомые  «с книжной мудростью».  В Татищевском своде воздается хвала Константину Всеволодовичу  за  то,  что  был умен, имел много старинных греческих книг, переведенных на русский язык, собирал сведения о делах древних славных князей, часто писал сам.

Русь и   раньше   называли   «страной   городов».  Теперь  их становится  больше,  они  увеличиваются  в  размерах,  растет   их общественно-политическое  значение.  

Общественное сознание, совершенно очевидно (создание городских вече, выбор князей горожанами, реакция населения на усиливающееся закабаление), склоняется к демократическому выбору, что объяснялось и вековыми славянскими традициями,  и падением авторитета княжеской власти, неспособностью правителей договориться между собой, усилением междоусобных конфликтов.

Но самое главное,   в   противовес   политическому   распаду    усиливаются экономические,  социальные  и  церковно-нравственные  связи  между различными регионами Руси.  В.О. Ключевский называет  этот  процесс  пробуждением   в  русском  обществе  «чувства  земского  единства, зарождением русской народности».

Основные  тенденции в литературе и искусстве. 

Период феодальной раздробленности  стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки,  подобные киевским. Это стало одной из  причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси.

Количество новых  церквей,  каменных   построек,   памятников монументальной  архитектуры  исчислялось  тысячами.  Для них нужны были  иконы,  литургическая  утварь,  мастера,  которые  могли  бы оформить  интерьер.  Накануне  татарского  нашествия  повсеместно работает  множество  артелей.   Несмотря   на   усиление   Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение  централизации  приводит  к свободе творчества.  Каждая артель  вырабатывает  свой  стиль,   старается   учитывать   вкусы заказчика.

Информация о работе Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия