Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:27, реферат

Краткое описание

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство — главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем историческою монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Содержание

Введение 3
Культура восточного славянства 5
Культура Киевской Руси 11
Культура русских земель и княжеств в период раздробленности 20
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств

Библиотечно-информационный факультет.

 

 

 

 

 

Реферат по истории

на тему:

Культура Древней  Руси до татаро-монгольского нашествия

 

 

 

Выполнила: Кривенцова Э.О.

Студент очного отделения 21113 группы

 

 

Преподаватель: 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Культура  восточного славянства 5

Культура  Киевской Руси 11

Культура  русских земель и княжеств в период раздробленности 20

Заключение 23

Список литературы 24

 

 

Введение

Под культурой человеческого  общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как  часть мировой культуры, как результат  его творческих усилий, включающий все, что было создано умом и руками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и  духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т. п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т. д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она  испытала несомненное влияние кочевых  народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась  к богатейшему наследию античности. Традиции Византии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира —  оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине XII —  начале XIII в. русская культура стала  испытывать определенное влияние западноевропейской романской традиции.Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской  Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и  духовное производство — главные  отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный  период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем историческою монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности. 
 

Культура восточного славянства

Общие условия  развития культуры.

Начало процесса обособления  славян из древней индоевропейской  общности относят к II тыс. до н.э. В  греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры  славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов. Постепенно выделяются три этнических ветви – южная  (болгары, сербы, хорваты и др.), западная (чехи, словаки, поляки) и восточная  (русские, украинцы, белорусы). В VI–VII вв. в результате великого переселения народов восточные славяне расселились на территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге  по берегам крупных рек и озер (на правом берегу Днепра – поляне; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки – вятичи и т.д.). Названия племен происходили либо от названий местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).

Культура восточных славян складывалась  под  воздействием естественно-географических  факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой  равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций.

Славянские племена занимали  преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Природные условия обусловили и основные занятия восточных славян. Развивается земледелие и скотоводство. Жизненно   важными становятся промыслы –  ловля   пушных  зверей, рыбы, бортничество, что, в свою очередь, обеспечило развитие торговли. Русские реки были важнейшими международными артериями. Славянские земли оказались на пересечении торговых путей: со странами Востока – Великий Волжский путь, через Хвалынское (Каспийское) море и с Византией – Днепровский путь («Путь из варяг в греки»).

В городах развивается  ремесленное производство: железоделательное,  кузнечное, ткацкое, кожевенное, гончарное; промыслы по обработке цветных металлов, кости. На Руси  изготовляли сложнейшие изделия из серебра,  золота и бронзы. Русские ювелиры занимались художественной отделкой оружия. С распространением городской культуры развивается деревянное зодчество. Кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, украшенные тонкой резьбой по дереву.

Выгодное географическое  положение  земель  между  Европой  и Азией,  природные богатства привлекали на Русь  воинственных  соседей-кочевников (авар, хазар, печенегов, половцев). Славянские племена жили в условиях постоянной внешней опасности,  им   приходилось вести беспрерывные войны,  отражать набеги, защищать  собственную  землю  и  жизнь   сородичей.

Условия жизни определили быт и нравы наших предков. Внешняя опасность, готовность к  немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем  они жили  в «дрянных избах», не имели ничего лишнего.

В древних источниках особенно подчеркивается простота нравов славянских народов. «Племена славян  и  антов  ведут одинаковый образ жизни, – утверждает византийский  писатель  Маврикий, –  у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы – легко переносят  холод и жару, недостаток в одежде и пище... Юноши их очень искусно владеют оружием». Не случайно, в русской традиции были спортивные состязания, сопровождавшие праздники. В те времена закладываются основы популярнейшей сегодня борьбы – русского рукопашного боя. Причем, в отличие, например,  от востока на Руси никогда не дрались на смерть. Существовало жесткое правило – «лежачего не бьют».

Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении  которого могли возвратиться к своим  или остаться между славянами  на равных правах. Похоже, что славяне  вообще не были воинственны, они стали  владельцами огромной территории, где  всем хватало места, процесс расселения шел фактически безболезненно, они  не изгоняли жившие здесь ранее народы, а селились с ними рядом, ассимилировались.

Духовная  культура.

Духовная культура  наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный. 

По всей видимости, вселенная  представлялась состоящей из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный мир, обитатели  которого держат на себе тяжесть земной толщи.

Збручский идол. Более ста  лет тому назад в реке Збруч  был найден знаменитый Збручский  идол (хранится в Краковском музее). Это –  четырехгранный высокий каменный столб, разделенный на три яруса, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам.

Славянский языческий  пантеон богов возглавлял Перун  – бог-громовержец. Почитались также  Волос (Велес) – бог скота, богатства (слово скот имело значение денег);  Мокошь  –  богиня влаги,  плодородия;  Даждьбог – бог солнца, дающий бог, податель блага. Очень популярной у древних славян была Берегиня (Житная Баба, Роженица) -     прообраз богородицы Оранты. Ее изображение до  сих пор сохранилось в вышивке домотканых полотенец, в резьбе по дереву – женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками, неизменно сливается с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами.

Важное место  в  верованиях  славян  занимал  культ  предков, которые охраняли род. Обоготворенный предок – чур или щур оберегал от нечистой силы или неожиданной опасности. В различных сложных ситуациях и сейчас мы восклицаем:  «Чур меня!»,  т.е.  храни меня, дед.

Полная зависимость  людей от окружающей среды  привела к тому, что они стали обожествлять явления природы.  Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми духами.  Первых можно было призвать на помощь,  вторых задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или частоколом. При постройке дома соблюдали множество правил. Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало строительства обычно предварялось принесением в жертву домашнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было даровать жильцам благоденствие. 

Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол» с  расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.

Проемы в стенах, двери, окна  окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Так сложилась традиция украшения мастерами своих творений.  Самым распространенным изображением был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа.

Местами поклонения богам  и божествам были капища, круглые, под открытым небом святилища с идолами во внутреннем круге. Эти сооружения называли и хоромами (от «хоро» – круг) или храмами. Источники свидетельствуют и о существовании закрытых святилищ (храмах).

Языческие представления  лежали в основе всей жизнедеятельности  людей, ими определялись циклы работ, обычаи, обряды, что ярко показано в  книгах Б.А. Рыбакова: «Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду… Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печением – хозяйки пекли из теста изображения жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля – покровителей любви».

В недрах языческой культуры накапливались первые астрономические, медицинские, биологические, технические, географические знания. Истоки прекрасных русских сказок,  былин,  пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений  были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов (отзвуки скифского звериного стиля).

Древнеславянские племена  объединяло общее древнее наречие  – праславянский язык, из которого выросли отдельные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне».

Информация о работе Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия