Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

История Киевской Руси берет своё начало с объединения Киева и Новгорода Олегом. В целом, период её существования достаточно загадочен и не определен. Мы точно не можем знать, что происходило в то время, но многочисленные источники помогают нам понять и рассеять эту загадочность

Содержание

Введение 3
1.Фольклор 4
2.Религия 7
3.Литература 11
4.Архитектура 15
5.Изобразительное искусство 19
6.Язык. Письменность 21
7.Образование 23
Заключение 24
Список используемых источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 64.63 Кб (Скачать файл)

     В дохристианский период культура была довольна стабильная, медленно развивающаяся. Отношение к окружающему миру было довольно простым и понятным, не представляя себе каких-либо сложных понятий и закономерностей. Все племена имели только одного или двух общих богов, а остальных разных, что препятствовало максимально эффективному развитию межплеменных отношений.

     Самым, на мой взгляд, важным моментом в истории Руси было принятие православного христианства, поскольку это было переломным моментом в истории, и это относится не только к изменению мировоззрения, но и ко всем сторонам жизни. Изменилась система ценностей, появляется христианская добродетель, чувство смирения и долга. Изменилось мировоззрение, появилась «Первопричина» (Бог) необъяснимых явлений. Чувство наказания за «грешные» деяния людей, делало христианство ещё одним средством контроля славянского, а впоследствии русского общества, властвовавшее примерно до 1917 г. Общность верования содействовала укреплению родства и единства славян, их взаимодействию друг с другом.

     Особую роль принятие христианства сыграло в развитии архитектуры: появились каменные построения. В основном это были храмы, церкви, соборы, строящиеся по «заказу» князей или бояр, а также защитные укрепления. Религиозные строения строились практически во всех городах, особенная густота наблюдалась административных центрах. И хотя поначалу зодчими были не славяне, это не повлияло на дельнейшее развитие архитектуры.

     С христианством пришло и образование. Строились школы, в которых могли обучаться, как правило, люди, достаточно знатные и привилегированные. Образование имело высокую ценность, но, как правило, не такую, как например, в наше время. Тогда наибольшую ценность имело родовое происхождение и классовая определённость.

     Что касается языка и письменности, то они тоже установились как общепринятые нормы только после крещения Руси. Это способствовало культурному обмену, обмену опытом, возможностью беззатруднительного диалога между членами общества. Также после принятия христианства получило развитие и изобразительное искусство. Его основу составляли религиозные мотивы, сцены из евангелия, библии.

      Литература была направлена в основном на церковные произведения, изложение исторических событий, жизнеописания отдельных личностей, каким-либо образом отличившихся из масс и приобретших значительную популярность.

     В целом же, культура Киевской Руси развивалась довольно прогрессивно. Особую роль в её развитии сыграла Византия. Это касается принятия христианства и связанных с ним категорий. Но византийское влияние не было единственным. Также свое влияние оказывали государства и народы, находившиеся во внешнеторговых отношениях и близком взаимодействии. Примером может послужить язык, часть которого составляет болгарский. Осмелюсь сказать, что в основном, славяне преобразовывали ближе к своему духу заимствованные культурные основы других государств, но я не хочу сказать, что своей культуры у них не было. Скорее всего, такое своеобразное заимствование послужило мощным толчком к высокому культурному развитию. Но в точности этого не может сказать никто, т.к. недостаточность информации предопределяет появление многочисленных версий, достаточно правдоподобных, но не во всех случаях верных. Основываться на летописи и жизнеописания, созданные позднее происходящих событий, я считаю, нужно с предельной настороженностью, т.к. информация может быть искажена, переосмыслена и преподнесена совсем в другом виде.

     В эпоху феодальной раздробленности направление культурного развития были у каждого княжества свои. А как итог: культура Киевской Руси была на очень высоком уровне, некоторые центры соперничали с Византией.

                                   

 

 

                                  Список используемых источников

  1. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ГСЭ.Ф.О4  Культурология) / В.Г. Торосян. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с.
  2. История русской культуры IX – XX веков: учеб. пособие / Л.В. Кошман [и др.]. – М. : КДУ, 2006. – 490 с.
  3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П.  История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч.1. – 400 с.
  4. Георгий Владимирович Вернадский, Михаил Михайлович Карпович: История России – 2. «Киевская Русь».
  5. История России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 520 с.
  6. Конспекты лекций.

1 Народные сказания о событиях II – VI вв. … сохранила «Повесть временных лет» - История русской культуры IX-XXвв.: учебное пособие/Л.В. Кошман и др. 2006г. – стр. 22.

2 - Георгий Владимирович Вернадский, Михаил Михайлович Карпович: «Киевская Русь» стр.155

3  - Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.Г., История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: в 2х частях. 2002, Ч1, стр 41-42

4 - История русской культуры IX-XXвв.: учебное пособие/Л.В. Кошман и др. 2006г. – стр. 33.

5  - История русской культуры IX-XXвв.: учебное пособие/Л.В. Кошман и др. 2006г. – стр. 40.

6  - Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся  по пед. специальностям/ В.Г. Торосян. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. Стр. – 586

 


Информация о работе Культура Киевской Руси