Культура Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

История Киевской Руси берет своё начало с объединения Киева и Новгорода Олегом. В целом, период её существования достаточно загадочен и не определен. Мы точно не можем знать, что происходило в то время, но многочисленные источники помогают нам понять и рассеять эту загадочность

Содержание

Введение 3
1.Фольклор 4
2.Религия 7
3.Литература 11
4.Архитектура 15
5.Изобразительное искусство 19
6.Язык. Письменность 21
7.Образование 23
Заключение 24
Список используемых источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 64.63 Кб (Скачать файл)

     Возможно самым главным результатом было новое чувство моральной ответственности каждого человека за свои дела и даже мысли, поддерживало которое идея будущей жизни и Страшного Суда. Хотя категория будущей жизни существовала и в славянском язычестве, вряд ли с ней связывалась ответственность за жизнь на земле. Как бы далеки ни были русские неофиты от христианского идеала в своей реальной жизни, этот идеал стал важным фактором их сознания. Если он грешил, то он и раскаивался, а новый элемент внутренней борьбы за лучшее, обогащал его духовную жизнь и религиозный опыт. Таким образом, в русском характере произошла важная психологическая трансформация. Трансформация коснулась не только личности, но и общества в целом. Новое отношение сделало возможным для законодателя ликвидировать старый обычай кровной и родовой мести. Говоря шире, понятие индивидуальной ответственности шло рядом с понятием ответственности социальной. От церковных лидеров ждали указания народного пути, и некоторые из них исполняли свой долг со всей ответственностью, выступая, например, против института рабовладения. Монастыри превратились в центры того, что можно назвать социальной работой; в них организовывались больницы, приюты для престарелых, они также занимались благотворительностью. Многие князья следовали этому примеру. Образование тоже финансировалось как князьями, так и Церковью, и именно Церковь первой приняла на себя задачу написания истории нации.

     Сострадание было одним из главных проявлений христианского чувства в древней Руси — можно сказать, действительно, одним из столпов народной религиозности в сравнении с официальной теологией. Даже если человек был преступником или еретиком, с точки зрения народной религии, страдание очищало его.

     Основу монашества, как проповедовал Св. Феодосии, составляли молитва, смирение, работа и благотворительность. Даже став игуменом, он носил ветхую одежду и не уклонялся от ежедневных работ. Он выступал против аскетических крайностей, за что его осуждали ученики основателя монастыря, отшельника Антония, настаивавшие на жизни в подземных пещерах. Именно Феодосии вывел монастырь из-под земли на холм. Хотя он и пытался ввести византийский монашеский устав, Феодосии не был педантом, предпочитая руководить, подавая братии пример собственным поведением. Результаты часто были неутешительными, и оппоненты Феодосия жаловались на падение монастырской дисциплины во время его игуменства. Он и сам осознавал это, но продолжал верить в совет и нравственное самосовершенствование больше, чем в дисциплинарные меры.Принятое христианство существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение, подчиняя народное сознание официальной идеологии.

     Новая религия способствовала становлению и укреплению раннефеодальной государственности, упрочению международного положения Руси, занявшей достойное место среди христианских государств. Она содействовала дальнейшей консолидации восточнославянских племен в единую народность, государственному единству всех русских земель. Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения её к культурным достижениям Византии и всего христианского мира.

 

 

                                             3. Литература.

     Русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества, уходящего своими корнями в глубины столетий. Источником многих оригинальных произведений древнерусской литературы является фольклор. Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и идейную направленность письменной литературы, на формирование древнерусского литературного языка.

     Характерная особенность русской средневековой литературы заключается в её острой публицистичности. Памятники литературы одновременно являются и памятниками общественной мысли. В основе их содержания – важнейшие проблемы общества и государства.

     Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

     Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

     Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Летописи – это памятники не только литературы или исторической мысли, а всей духовной культуры средневекового общества. В них отражается все многообразие явлений общественной жизни. На протяжении всего средневековья летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны.

     Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», написанная в 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.4

     Однако, «Повесть…» - не самое первое летописное произведение. Ей предшествовали другие летописные своды. Можно считать точно установленным фактом существования сводов, составленных в 70-х и 90-ч гг. XI века в Киево-Печерском монастыре. Достаточно обоснованным является мнение о существовании Новгородского летописного свода 50-х гг. XI века. Летописная работа велась и в других центрах (например, при Десятинной церкви в Киеве). Отголоски летописных традиций, отличных от Киево-Печерской, обнаруживаются в более поздних летописных сводах.

     В неё вошли и тексты дипломатических и юридических документов, и пересказы фольклорных преданий, и выдержки из памятников переводной литературы, и записи о явлениях природы, и самостоятельные литературные произведения. Это позволяет говорить о летописи как о синтетическом памятнике средневековой культуры, своеобразной энциклопедии средневековых знаний.

     «Повесть…» - памятник средневековой идеологии. Позиция автора сказалась и на отборе материала, и на оценках различных фактов и событий. Основное внимание уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа остаются в тени. К массовым народным движениям летописец относится враждебно, рассматривая их как «казнь божию». Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Но за религиозными рассуждениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, попытки выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

     В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»); летопись Новгорода – это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»).

     Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал её для суздальско-нижегородского князя.

     Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати». Оно написано в 30 – 40-х гг. XI в. придворным княжеским священником Илларионом, ставшим позднее первым киевским митрополитом из русских. Использовав форму церковной проповеди, Илларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), автор отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идеи перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Своим острием «Слово…» направлено против притязаний Византии на культурное и политическое главенство в Восточной Европе. Этому положению Илларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения, выдвигает теорию всемирной истории как процесса постепенного и равного приобщения всех народов к христианству. Русь, приняв христианство, заняла достойное место среди других христианских государств. Тем самым дается религиозное обоснование государственной самостоятельности и международного значения Руси. «Слово…» пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, которая «ведома и слышима есть всеми конци земля».

Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты  в «Поучении» Владимира Мономаха. Это политическое и нравственное завещание выдающегося государственного деятеля, проникнутое глубокой тревогой за судьбу Руси, вступившей в сложный  период своей истории. Состоявшийся в 1097г. в Любече княжеский съезд признал факт раздробленности Руси и, выдвинув принцип «кождо да держит отчину свою», санкционировал новую форму политического строя. «Поучение» Мономаха было попыткой предотвратить княжеские раздоры и сохранить единство Руси в условиях раздробленности. За требованиями соблюдать нормы христианской морали явно просматривается определенная политическая программа.

     Центральная идея «Поучения» - укрепление государственного единства, для чего необходимо строго соблюдать требования установленного правопорядка, подчинять интересы отдельных княжений, личные и семейные интересы князей общегосударственным задачам.

     Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы, в котором нашли воплощение лучшие её стороны, является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Но целью автора является не описание его похода, оно служит ему лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы.

«Слово о полку Игореве» - произведение общерусское, в нем  нет местных черт. Оно свидетельствует  о высоком патриотизме его  автора, сумевшего подняться над  интересами своего княжества до общерусских  проблем. Центральным в «Слове…» является образ Русской земли. Автор  обращается к князьям с горячим  призывом прекратить междоусобицы и  объединиться перед лицом внешней  опасности, чтобы защитить южные  границы Руси.

     «Слово…» - произведение светское. В нем отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении природы, в широком использовании языческой символики и образов языческой мифологии, а также типичных для фольклора форм и изобразительно-выразительных средств. О связи с народным творчеством свидетельствуют и идейное содержание, и художественная форма произведения.

     В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы этого периода: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости литературы Древней Руси, о её самобытности, о высоком уровне развития культуры в целом.

     В целом до нас дошли около 150 книг домонгольского периода. В то время писали на пергаменте. Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы – заставки. Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Архитектура.

     До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, отдельные формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых заимствованы из Византии. Большинство известных нам памятников архитектуры и живописи представляют церковное искусство. Они по крайней мере в начальный период распространения христианства на Руси, безусловно, должно было следовать византийским церковным канонам. Поэтому часто говорят, что с точки зрения истории искусства, Киевская Русь была частью Византии.

     Невозможно отрицать сильное византийское влияние в древнерусской архитектуре. Но, однако, реальный процесс русского художественного развития был чересчур сложным, чтобы его можно было описать в рамках теории «византинизации» Руси или какой-либо другой строгой доктрины подобного рода. Во-первых, наше знание о древнерусском искусстве неполно. Если некоторые церковные сооружения сохранились, то памятники светской архитектуры — нет, так как большинство жилищ строилось из дерева, и поэтому было менее долговечно, чем церковные здания. Более того, за исключением немногих фундаментов, до нас не дошли постройки дохристианского периода, и, таким образом, у нас нет возможности проследить связь между языческой и христианской архитектурой.

Что же касается храмов, то на Руси получил распространение крестово-купольный  тип храма. Внутренне пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно  арками, возводился «барабан», завершавшийся  полусферическим куполом. Концы  пространственного креста перекрывались  цилиндрическими сводами, а угловые  части – купольными сводами. Восточная  часть здания имела выступы для  алтаря – апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (пространства между рядов). Столбов в храме  могло быть и больше. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьёй и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в предназначенной специально для  этого башне. Иногда хоры соединялись  переходом с княжеским дворцом.

Информация о работе Культура Киевской Руси