Культура народов России в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура России XVIII века……………………………. 5
1.1 Общее о культуре XVIII века………………………………… 5
Глава 2. Просвещение……………………………………………. 8
Глава 3. Творчество XVIII века…………………………………. 11
3.1 Музыка XVIII века……………………………………………. 11
3.2 Народное творчество XVIII века…………………………….. 16
Заключение………………………………………………………... 20
Список литературы……………………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

культура народов россии.docx

— 42.80 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Творчество XVIII века

 

3.1 Музыка XVIII века

 

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно  ограничивается в основном простейшими  жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с  танцами; музыка звучит и на торжественных  празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство  нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицировали.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной  музыки.

В честь Петра I и его  полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном поэтическом  отношении панегирические канты  были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью  пользовались танцевальные жанры. Танцы  петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской  почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный  репертуар петровских ассамблей. В  последние годы царствования Петра  музыкальные развлечения при  дворе приобретают иной характер.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели  искусством игры на клавикордах, скрипке  и флейте. При дворе входят в  моду галантные песни любовно-лирического  содержания ("арии"), исполнявшиеся  под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые  театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование  в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Становится важным центром музыкальной жизни в после петровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального  самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича  Ломоносова - первого русского ученого  мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и  его ближайших современников  В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого  зодчего В.В. Растрелли, в портретной живописи А.П. Лосенко, А.П. Антропова и И.П. Аргунова.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного  искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные  жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные  инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более  широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах  знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицировали готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим  развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре  ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских  композиторов XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным  явлением.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.

В начале 60-х годов оркестр  был разделен на две самостоятельные  группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической  и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста  исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись  в конце века такие даровитые  русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется  значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит  далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной  жизни России по-прежнему принадлежит  оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает  новое направление: меняется и оперный  репертуар, и состав зрителей.

Огромное значение для  развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная  жизнь достигла в период 1770-1780-х  годов, в эпоху деятельности передовых  русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.

Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России. Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н.П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково  и Останкино.

Театр Шереметьева был  в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние  театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских  композиторов. На этой сцене шли  лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

Широкой популярностью в  быту крепостнической России пользовался  особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров. В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также  и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в  том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных  спектаклях.

К концу XVIII века все более  систематический характер приобретает  концертная жизнь. Ораториальные, хоровые  концерты пользовались большим успехом  у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

Успехи музыкального образования  и театрально-концертной жизни создали  прочную Основу для дальнейшего  роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся  все более широкие слои населения, и даже представители крепостного  сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о  вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

Опера XVIII века. Среди различных  жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества.

Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о  социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного  крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

На оперной сцене в  конце XVIII века выступает галерея  типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени. Опера  по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.

Критическая, обличительная  направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует  об удивительном разнообразии путей  развития русской композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и  многообразием ее форм, питала всю  русскую, профессиональную музыку содействовала  развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и  русской хоровой классики. Тесно  соприкасаясь с народной песней и  бытовым романсом, она оказывала  воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

Активное развитие оперной  драматургии в XVIII веке во многом заранее  обусловило ту важную роль, которую  суждено было играть оперному жанру  в творчестве композиторов-классиков.

 

3.2 Народное творчество XVIII века

 

Мятежное поэтическое  творчество неизменно сопутствует  народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и  образов, вызванных к жизни изменившимися  историческими условиями.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни  и предания о Пугачеве. Недаром  А.С. Пушкин ценил в них «печать  живой современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками.

Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали  его царские манифесты, а народного  царя, крестьянского заступника и  мстителя.

В народных преданиях Пугачев  — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые:

 

...задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ — на веревочки,

Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,

Мы заводчиков — на березоньки.

 

Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в  нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават  Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью, ранее  созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в., продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д.

Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую  литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных  рогаток. Таков «Плач холопов», который  выразительными сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься — везде господа», —  горестно восклицает неизвестный автор  «Плача»; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная  жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы — такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр устного  народного творчества отразил в  доходчивой игровой форме классовые  противоречия того времени.

Информация о работе Культура народов России в XVIII веке