Культура пореформенной России (вторая половина XIX века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 12:33, реферат

Краткое описание

Культура - одна из важнейших областей общественной жизни. В
современном обществоведении существует множество разноречивых ее
толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Культура пореформенной России (вторая половина XIX в.)……………...5
2.Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов…………..7
2.1. Борьба общественности за развитие народной школы.
Состояние просвещения………………………………………………………….7
2.2. Общественно – политическая мысль……………………………………..14
2.3. Художественная культура………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………..21
Список используемой литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

надя.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881)(пр.№7,с.30), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х годах несколько сборников русских народных песен.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893)(пр.№20,с.43). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).

Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях.

Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».

Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописыо

60-е  годы составляют в истории  русского изобразительного искусства  определенный внутренний этап  с преобладанием социально-бытового  жанра. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, — писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни».

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г.(4,с.97), когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех.

Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (1846—1898)— «Курсистка», «Студент», «Кочегар» (пр.№23,с.46)].

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан (пр.№5,с.28)). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).

Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение к народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885(пр.№11,с.34)).

Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887(пр.№15,с.38); и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.

Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М. Опекушин (1838 —1923)(пр.№9,с.32) — один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г.(2,с.176) и стало событием огромного культурного значения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная напряженность в России к концу XIXв. стала той атмосферой, которая питала развитие новых идей, побуждала к новаторству и действию. Поэтому поиск революционных средств стал свойственен не только политической, но и культурной интеллигенции.

 Моя работа над экзаменационным рефератом закончена, можно подвести итоги.

 

Характерные черты культурного процесса к концу XIX века:

  1. Снижение интереса к проблеме социальности в искусстве;
  2. «всеобщая переоценка ценностей»;
  3. Психологическая напряженность художественных произведений и ощущение рубежности времен;
  4. Возросший интерес к личности, к ее духовному миру;
  5. Поиск различных форм объединения деятелей культуры, идея синтеза искусства;
  6. Культурная утонченность, настроения упадничества;
  7. Увеличение интереса к поэзии, способной выражать мимолетные чувства, эмоциональные переживания;
  8. Пренебрежение рациональными методами познания в пользу интуитивных, способных проникнуть за пределы знания, доступного опыту и рассудку;

 

Я считаю, что поставленные цели и задачи в начале работы достигнуты. Я ответила на интересующие меня вопросы, рассмотрела и показала развитие культуры  пореформенной России. Кроме того, моя работа  поможет в разных предметах, как например, литература, история, на уроках МХК и др.

Сама я, помимо новых знаний приобрела навыки работы  с  различной литературой, Интернетом и компьютером.

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры.

- М., 1999

  1. Ключевский В.О. Курс русской истории. – «Терра», М., 1998
  2. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры – М., 1994
  3. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993
  4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – «Айрис Пресс», М.1996
  5. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ).
  6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – «АСТ», М., 1993
  7. Фроянов И.Я. История России от древнейших времен до нач. XIX в. – М., 1991
  8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – «Мартин», М., 2001
  9. Справочник школьника – «Аст – пресс», М., 2000
  10. www.mail.ru

 


 



Информация о работе Культура пореформенной России (вторая половина XIX века)