Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:50, реферат
Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали
Динамика стилевого
развития русской архитектуры XVIII века
нарастала своеобразно. В стране,
с запозданием выходившей на общеевропейский
путь развития, освоение западноевропейских
стилей неизбежно протекает
Особое значение
имело строительство новой
Главной архитектурной
доминантой в Петербурге стал Петропавловский
собор, увенчанный позолоченным шпилем,
высота которого достигала 45 м. Петр строил
Петербург как европейский
В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.
В середине века усилившаяся
стилевая тенденция к скульптурной
экспрессии форм сказалась на силуэте
Петербурга, обогатившегося множеством
новых, высоко поднятых колоколен и
церквей. Причем вместо шпилей появились,
подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия,
ярусности, башнеобразности, отчего силуэт
города получил новые объемно-
В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко.
Все многообразие индивидуальных
творческих взглядов различных архитекторов
на практике смягчалось под влиянием
двух основных факторов: во-первых, воздействием
русских многовековых традиций, носителями
и проводниками которых были исполнители
архитектурных замыслов - многочисленные
плотники, каменщики, штукатуры, лепщики
и прочие строительные мастера. Во-вторых,
ролью заказчиков, и, прежде всего, самого
Петра I, который чрезвычайно
Неоценимую роль
в этом сыграли великие русские
и иностранные архитекторы. Одним
из известнейших представителей западной
архитектурной школы, работавших в
России, был Франческо Бартоломео
Растрелли (1700-1771г.), сын итальянского
скульптора К.Ф. Растрелли, служившего
при дворе французского короля Людовика
XIV. Наиболее известные его творения
- это и ансамбль Смольного монастыря
в Петербурге (1748-1764г.), созданный
в традициях русских
Новая столица кардинально
отличалась от традиционного древнерусского
города - прямые, пересекающиеся под
прямым углом улицы-проспекты, типовые
проекты домов, европейский облик
архитектуры. Во многом внешний вид
города был определен творчеством
уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим
в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были
построены такие замечательные
архитектурные шедевры, как Петропавловский
собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется
новый тип усадебной
Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).
Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.
28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый "Зимний дом". Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.
Сохранилось описание
дворца. Площадь составляет 60 кв. метров,
высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное
украшение на крыше указывает
на то, что дом принадлежал
У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад, "лучше, чем в Версале у французского короля". Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и впоследствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.
Сад в Петербурге
был основан осенью 1704 года и назван
Летним. Петр принялся за новое дело
для себя с характерной для
него страстью к преобразованию. Первоначальный
план сада был начертан самим Петром
I, а русские архитекторы
Многие его указы показывают, с каким увлечением и размахом создавался Летний сад, например указы "О высылки из Москвы огородных семян и кореньев, а также 13 молодых робят для обучения огородной науке". Петр заботился о том, чтобы его сад закладывался по всем правилам искусства. Он заказывал много специальной литературы "образцовую книгу по фонтанам" и книгу о Версальском парке, из Голландии была выписаны 2 тома "Огородник с цветами (фигурами)", куплены "5 книг теории огородныя", "книга римских огородов". Для сада из Соликамска везли кедры и пихты, из Киева - вязы и липы. Лучшие садовники Европы и России участвовали в создании нового детища Петра I. Я. Роозен, К. Щридер, И. Сурлин, Крылов, Сляднев высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра ездили по Италии, разыскивая для Сада "редкостные скульптуры". В Венеции была приобретена садовая беседка "редкой красоты". Петр не забывал заботиться о своем Саде даже в тяжелые и трудные времена, которые, казалось бы, не способствовали мыслям о новом Петербургском парке.
В 1721 году вдоль Невы
тянулись три крытые прозрачные галереи
через которые посетители могли
попасть в сад. Две по бокам
белые из дерева, а в центре галерея
на столбах из русского мрамора. В
центре сада была установлена "Венус
старинный" - Венера Таврическая, ныне
хранящаяся в Эрмитаже. "Белая
дьяволица" вызывала такую лютую
ненависть приверженцев к "старине",
что возле нее была установлена
круглосуточно вооруженная
В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.
Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.
В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.
В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала - дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.
До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.
Пётр пригласил
в Россию скульпторов, ему посчастливилось
привлечь одного действительно крупного
мастера - итальянца Карло Бартоломео
Растрелли (1675 - 1744) - выходца из Флоренции,
приглашенного Петром в Россию в
1716 г. Им была создана целая галерея
скульптурных портретов виднейших
деятелей эпохи - бюст и конная статуя
Петра (установленная около
2.2. Живопись
В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве.
Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
Русская культура
должна была высвободиться,
Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.
Петровские преобразования
в культуре ставили целью не
только привлечь иностранных
художников, но и просветить отечественную
публику, привнести в русское
искусство лучшие традиции
Новое искусство
характеризовалось усилением