Культура при Петре1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:50, реферат

Краткое описание

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

 Наиболее интересным  явлением в искусстве петровской  эпохи стал портрет. У истоков  портретной живописи нового времени  стоит И.Н. Никитин (ок. 1680 - 1742). И.Н. Никитин ярко воплощает  силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший  реформатор русской живописи, он  разделяет с ним триумфы, а  под конец - трагические невзгоды.

 Портреты, созданные  им в ранний период, уже представляют  собой вполне европейские по  характеру изображения, наиболее  близкие произведениям французской  школы начала XVIII века. Используя  общеевропейский опыт, русский художник  реализует свои собственные представления  о мире, красоте и индивидуальных  особенностях модели. Так возникает  свой вариант портрета - общепонятный  и неповторимый.

 С портретов,  которые он написал, смотрят  сильные, резко очертанные лица  царя и его приближённых. К  кисти этого великого художника  принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны  Петровны и царевны Прасковьи  Иоанновны ( предположительно 1714 г.).

 Самым сильным  его произведением является портрет  государственного канцлера Г.И.  Головкина (1720-е.г.). Откуда-то из  темноты выдвигается вперёд его  длинное лицо, суженное свисающими  локонами парика. Чуть мерцают  в полутьме на красноватом  кафтане драгоценные орденские  знаки. Но не ордена, не эффектный  жест полководца - обычные тогда  средства возвеличить - делают  лицо Головкина значительным. Художник  изобразил канцлера в упор, прямо  и остро глядящим в глаза  зрителю, и он смотрит на  нас, как на противников в  словесном поединке, зоркими глазами  дипломата. 

 Помимо возросшей  грамотности в рисунке и технике  живописи он демонстрирует духовность  выражения и взаимодействие образа  со зрителем. Не меньшая серьезность  присуща и «Портрету напольного  гетмана» (1720-е.г.). Авторская самостоятельность  проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в картине «Петр I на  смертном ложе» (1725 г.). Со смертью  Петра трагично закончилась и  жизнь самого художника - он  был судим по ложному обвинению  и сослан в Тобольск.

 К петровской  эпохе по духу принадлежит  и творчество другого русского  живописца - Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан  в Голландию учиться, что обеспечило  необходимый уровень знаний. Еще  в период прохождения обучения  им были созданы картины - «Аллегория  живописи» (1725 г.) и « Венера  и Амур». Самое известное произведение  Матвеева - « Автопортрет с женой» (1729 г.). Произведение Макеева рисует  новую для России культуру  отношений. Муж и жена не  просто выступают как равные: художник бережно и горделиво  представляет зрителю свою супругу.  Заинтересованность в делах искусства  и трудолюбие выгодно отличали  этого художника. 

 Особое место  в изобразительном искусстве  I половине XVIII в. занимала гравюра.  Это был наиболее доступный  широким массам вид искусства,  быстро откликающийся на события  времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков  был спектр сюжетов, над которыми  работали мастера гравюры. Лицо  русской гравюры I четверти XVIII в.  определяли мастера, сочетавшие  в своих работах западную технику  и национальный характер русской  гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной  темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

 Живописные миниатюрные  портреты на эмали появились  в России в начале XVIII века, первыми  мастерами были Григорий Мусикийский  и Андрей Овсов. Вначале на  миниатюрах писали в основном  портреты царствующих особ и  членов их семей. В дальнейшем  спрос на миниатюрные портреты  был так велик, что в последней  четверти столетия в Академии  художеств был учрежден специальный  класс миниатюрной живописи на  эмали. 

2.3. Ювелирное искусство 

 

Преобразования и  приобщение России к европейским  традициям, культуре, быту в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово  «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену  старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина  другим, а показатель наличия новых  тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

На протяжении веков  развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и  т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли  и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения  одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и  с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в  виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного  дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских  ювелирных изделий впервые появились  броши, диадемы, пряжки для обуви  и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время  в Европе. За двадцать пять лет после  указа новый костюм прочно вошел  в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца  столетия.

Для XVIII века, за исключением  последних лет характерно женское  платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для  мужчин вводятся французского образца  кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Русское общество познакомилось  в XVIII веке и с таким новым для  него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых  образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления  и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

В связи с коренными  переменами в женской и мужской  одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков  и причесок, эгреты (украшения для  шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым  и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте  высоко на шее, порой, одновременно с  длинными, свободно висящими рядами жемчужных  нитей.

Бурному расцвету придворного  ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа  опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов  петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную  мельницу» для обработки драгоценных  и поделочных камней, там же гранились  и алмазы.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных  ювелиров - Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб  Шарф, Иеремия Позье. Они долгие годы работали в России, обслуживая царский  двор и знать. Знать способствовала распространению моды на все слои общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли  украшения, и в искусности мастеров.

Позье оставил свои записки о пребывании в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что «бриллиантов придворные дамы одевают изумительное множество. Они даже в частной  жизни никогда не выезжают не увешанные  драгоценными уборами».

Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились  из-за границы, или же иностранный  механизм вставлялся в отечественный  корпус. К последним относятся  нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского  мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся  для душистых веществ. Ароматникам  придавали самые разнообразные  формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми  эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

Самыми распространенными  и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по-прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в  виде корабликов и голубков; также  появляется новая форма серег  с квадратными и трапециевидными  подвесками с драгоценными камнями  в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более  тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто  заканчивались стилизованным листочком  или раскрытым клювом птицы.

 С начала XVIII века  стали широко использоваться  для украшения одежды запонки  с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки  из драгоценных камней, со стеклом,  жемчугом и т.д.).

 Широкое распространение  получили платяные броши и  булавки, которые с одной стороны  были украшениями, а с другой  выполняли чисто утилитарные  функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д.  Внешняя сторона их обильно  украшалась самоцветами и гранеными  алмазами. В изделиях с большим  количеством драгоценных камней  трудно проследить характерные  особенности смены стилей (барокко,  рококо). Только на украшениях  со значительными поверхностями  драгоценных металлов можно увидеть  орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в  виде букетов цветов, модными  становятся броши с миниатюрными  портретами, а в оправе более  четко проявляются стилистические  особенности классицизма.  

Заключение 

Преобразования Петра I обеспечили нашей стране новое  качественное состояние: во-первых, значительно  сократилось отставание экономической  и культурной жизни России от экономической  и культурной жизни передовых  стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу; в-третьих, Россия вошла в число великих  держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не решался  без её участия.

Изменения в быту и культуре, которые произошли  в первой четверти XVIII в. имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё  более подчеркнули выделение  дворянства в привилегированное  благородное сословие, превратили использование  благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения  к русскому языку и русской  культуре в дворянской среде.

Можно сказать, что  европеизация в петровскую эпоху  носила не только внешний характер, но, как это не парадоксально, она  усилила проявление негативных черт культуры допетровской Руси.

Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что  такое ассамблеи, и уж тем более  никогда не носил париков.

В результате петровских реформ "социальное положение "благородного" сословия изменялось в одну сторону, - в сторону Запада, - в то самое  время, когда социальное положение "подлых людей" т.е. низкого происхождения  люди (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону  прямо противоположную, - в сторону  Востока.

Реформы в области  культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских  культурных и бытовых стереотипов  препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

Главное же заключалось  в том, что дворянство, воспринимая  ценности европейской культуры, резко  обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья  привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными  методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану  монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном  введении европейских обычаев и  нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной  за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Информация о работе Культура при Петре1