Культура при Петре1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:50, реферат

Краткое описание

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

Несмотря на всю  противоречивость личности Петра и  его преобразований, в отечественной  истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и  беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул  Великого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реформа в области  культуры и быта. Церковная схоластическая школа

не могла подготовить  квалифицированных специалистов, поэтому  в первой четверти

18 века стали появляться  светские школы. Первая школа  (математицких и

навигацких наук) открылась в 1701 г., которая послужила  основой для Морской

академии в Петербурге. Затем появились инженерные, медицинские, горные,

кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы. Кое-где были цифирные

школы, в которых  велось начальное обучение. "Контингент учащихся был довольно

значительным для  того времени" [1,С.579]. Издавались новые  учебники. Например,

в 1703 г. был издан  учебник "Арифметики, сиречь науки  числительной"... Его

автором был учитель  навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739).

Книга была напечатана вместе с арабскими цифрами вместо употреблявшихся ранее

буквенных обозначений  чисел" [1,С.579]. А также были изданы "История Славянской

греко-латинской  московской академии", "Букварь", "Грамматика славянская",

славяно-греко-латинский "Лексикон", составителем которых  был справщик и

директор Московского  печатного двора и Синодальной  типографии Ф. П. Поликарпов.

В 1720 г. Феофаном Прокоповичем была написана работа "Первое обучение отрокам".

В начале века из-за высокой потребности в кадрах в светские школы допускали

даже детей податных сословий. Стали появляться духовные семинарии. Цифирные

школы были преобразованы  в солдатские, в них начали готовить унтер-офицеров из

детей рекрутов.

При Петре 1 бурно  развивалось книгопечатание. В 17 веке в стране была

всего лишь одна типография (в Москве), которая к тому же выпускала  в основном

книги церковного содержания. "К концу первой четверти столетия в Москве и

Петербурге действовал уже не один десяток типографий. В них было издано более

600 книг, манифестов, ведомостей и инструкций. Из 320 книг  гражданского

содержания, опубликованных с 1708 по 1725 г., более трети было посвящено

военной и военно-морской  тематике. Печатались также книги  юридического

содержания, художественные произведения, словари, календари. Новыми среди

печатной продукции  были реляции о победных сражениях  русских войск, богато

иллюстрированные  гравюрами русских и иностранных  мастеров. Было немало

переводных книг по военному, инженерному, артиллерийскому  делу, по истории и

вопросам права" [1,С.579-580]. Петр 1 указывал, чтобы главной  задачей при

осуществлении переводов  было более понятное изложение переводимого, а не

близость перевода к оригиналу. Произошла замена церковнославянского  шрифта на

новый гражданский  шрифт. Это было сделано в первом десятилетии 18 века. Первые

книги, напечатанные этим шрифтом, появились в 1708 г. В 1710 г. Петром 1 в него

были внесены последние  изменения, и новый шрифт утвердился окончательно. "Еще

раньше было изменено обозначение чисел - вместо их буквенного начертания стали

печатать и писать арабские цифры. Рост книгопечатания способствовал

возникновению торговли книгами" [1,С.580]. Значительные библиотеки появились у

многих аристократов. В 1714 г. была создана государственная  библиотека, которая

стала основой библиотеки Академии наук. Регулярно стала выходить русская газета

"Ведомости"  с 1703 г. В ней публиковалась  информация о международной и

внутренней жизни  того времени, о ходе военных действий.

     Наука  и техника развивались стремительно. "В стране возникают первые

научно-технические  лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами,

впервые находит  применение микроскоп. Появляется ряд  крупных технических

новшеств и изобретений" [1,С.581]. Было организовано несколько  крупных

экспедиций. "Наиболее выдающиеся из них - две Камчатские экспедиции Витуса

Беринга (1681-1741)" [1,С.581]. В 1719 г. были открыты Кунсткамера (первый

русский музей) и  государственная библиотека. В первой четверти 18 века в

Петербурге открылась  Академия наук. 22 января 1722 г. состоялось специальное

заседание Сената с  участием Петра, на котором был рассмотрен проект основания

Академии. "Официальное  открытие русской Академии наук состоялось после смерти

Петра - в августе 1725 г. Тогда же собралась и первая конференция академиков.

Немалый вклад в  развитие русской науки и техники  внес сам Петр. Он обладал

обширными знаниями в области кораблестроения и  в военно-инженерном деле"

[1,С.582].

"При Петре 1 начинается градостроительство  со строгой планировкой улиц,

площадей, правительственных  учреждений, дворцов и особняков  аристократической

знати" [1,С.582].

При Петре 1 на Руси впервые  появилась светская живопись, т. к. раньше

кроме иконописания других видов живописи не было. Получила развитие портретная

живопись. Много одаренных  юношей было отправлено при пособничестве  Петра 1 для

овладения этим искусством за границу. За счет этого, живопись развивалась  очень

быстро. После смерти Петра 1 в Петербурге открылась Академия художеств.

"В 1702 г. в  Москве, а затем и в Петербурге  появились общедоступные театры.

Но просуществовали  они надолго. Вскоре на смену им пришли торжественные

различные праздники  с иллюминациями и исполнением  кантат. Однако театральное

дело все же развивалось.

В 1721г. Петру 1 Сенатом  был пожалован титул императора после

подписания Ништадского  мира со Щвецией. Россия стала империей. Император

обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления

абсолютного монарха  характеризовалась нетерпением  к инакомыслию, введением

единообразия в  систему государственных органов, стремлением регламентировать

быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

      Абсолютизм  в России.

Абсолютизм (неограниченный, безусловный), или абсолютная монархия, как тип

государства, в котором  власть безраздельно принадлежит государю, существовал

в России с конца  семнадцатого столетия до февраля 1917 года.

В периоды абсолютизма  пережили многие европейские страны 16-17 вв., переходя в

своём развитии от средневекового государства, в котором верховная  власть

принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые

привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права  и обязанности всех

граждан равны перед  лицом закона. В России синонимами слова абсолютизм

служили понятия  самодержавия, самодержавство, самодержавная  монархия.

Выдающийся теоретик русского монархизма “Иван Солоневич  писал: “Монархия есть

единоличная власть, подчинённая традициям страны, её вере и её интересам, иначе

говоря, власть одного лица””[6,С.5]. Более трёх веков складывались основные

черты российского  абсолютизма: самим самодержцем, от его имени или по его

поручению издавались законы, творился суд, пополнялась и  расходовалась

государственная казна. В стране устанавливалась единая налоговая система.

Монарх опирался на обширный административный аппарат, состоявший из

профессиональных  чиновников; в России подобный аппарат  появился в середине 16в.

Другими чертами  самодержавия стали подчинение Церкви государству; полное

закабаление крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; регламентация

(установление обязательных  для выполнения правил) всей жизни  общества и

государства.

Народ не принимал никакого участия в государственных делах. Попытки

вмешательства в  политику самодержавия отдельных лиц  или либерально

настроенных групп  общества немедленно пресекались. “Знаменитый  российский

мыслитель середины 19 века А.И. Герцен в связи с этим писал: ”У нас лицо

всегда было подавлено, поглощено. Свободное слово у  нас всегда считалось за

дерзость, самобытность – за крамолу; человек пропадал в  государстве. Чем

сильнее становилось  государство, тем слабее лицо””[6,С.7].

С давних времён история  российского абсолютизма вызывает много споров. Один

из нерешенных вопросов – время его возникновения. Большинство  историков

признают, что предпосылки  абсолютной монархии в России появились  в обстановке

острейшей политической борьбы второй половины 16 века – в  правлении Ивана 4.

Великий князь Иван Васильевич первым в истории России венчался на царство,

сделав звание “царя  всея Руси” официальным титулом  главы государства. Иван 4

использовал саму историю  в борьбе за единовластие. При нём  было создано

огромное по объёму историческое произведение “Лицевой летописный свод”,

основной идеей  которого было обоснование исконности и закономерности русского

самодержавства. Неограниченная власть монарха более других государственных

форм соответствовала  политическим и экономическим условиям того времени,

опорой государевой  воли Грозного стала опричнина (особая территория, где

полновластие царя не знало никаких границ), значительно  укрепившая

централизованный  административный и военный аппарат  самодержавия. Иван 4

понимал самодержавие как самовластие, о чём не раз  “высказывался: “Земля

правится Божиим милосердием, а последние нами, государи своими, а не воеводы

и судьи“, “Жаловать  своих холопей мы вольны, а казнити  вольны же””[6,C.7].

Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение  в годы

правления новой  династии. В середине 17 в. царь Алексей  Михайлович Романов

предпринял дальнейшие шаги по ограничению сословно-представительных органов:

всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган  при государе;

появился в середине 16 в.), угасала роль Боярской думы (аристократического

совета при государе). В Соборном Уложением (своде законов) 1649 года её

функции определялись “так: “Сидети в палате и по государеву указу всякие дела

делати””[6,С.7]. Влияние  Боярской думы на большую политику было гораздо

значительнее в 15-16 вв.

Стремясь укрепить царскую власть, Алексей Михайлович объявил тягчайшим

Информация о работе Культура при Петре1