Культура XIX в и её вклад в мировую культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 09:19, реферат

Краткое описание

На развитие культуры и общественной мысли XIXв. огромное воз¬действие оказала Отечественная война 1812г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого в. и ее осо¬бенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные револю¬ции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

история реферат.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)


Реферат

 

 

 

 

на тему: «Культура XIX в  и её вклад в мировую культуру. »

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) _2_ курса

дневного отделения

факультет

группа 

Ф.И.О.

подпись, дата

 

 

 

Москва - 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

стр.

Введение ………………………………………………………………………….3

§1. Культура России в  первой половине XIXв. ………………………………..4

§2. Культура России во второй половине XIXв.                                       ……..8

§3. Две линии в русской  культуре XIXв. ………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………25

Список использованной литературы …………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это в.  небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху “Золотым веком русской культуры”.

На развитие культуры и общественной мысли XIXв. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого в. и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.              

 

 

 

 

 

 

§1. Культура России в первой половине XIXв.

 

Развитие русской культуры в первой половине XIXв. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В общественно-политические процессы втягивались новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее “теорию официальной народности”, обоснованную триаде – самодержавие, православие и народность активно боролись с проявлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIXв. имели лишь привилегированные слои населения. В 1802г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIXв. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение – Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.

И все-таки численность  студентов к середине XIXв. достигала всего 4 тыс. человек. К 1855г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ – 439.  Количество приходских школ возросло на 288. Произошли изменения  в социальном составе образованных людей, заметно усилился разночинный слой.

В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося промышленного переворота все большее значение приобрели научные открытия, имевшие теоретическое прикладное значение.

Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793-1856) создал теорию неевклидовской геометрии, над которой безуспешно в течение почти 2-х тыс. лет работали ученые всего мира. Только к 100-летию со дня рождения великого ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная премия его имени. К математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского (1801-1861).

Инженер П.Д. Шиллинг (1786-1837) в 1932г. раньше американского изобретателя Морзе (1791-1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Черепановы в 1833-1834г.г. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

 

Великий вклад сделали русские  путешественники в развитие географической науки. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна (1770-1846) и Лисянского (1773-1837) в 1803-1806г.г. прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Русское географическое общество, учрежденное в 1845г. стало центром изучения территории и морей России.

Созданное при Московском университете Общество истории и древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800г. был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. “Слово о полку Игореве”.                    

В 1818г. тиражом 3 тыс. экземпляров вышли в свет 8 томов написанной на основе огромного исторического архивного материала “История государства Российского” Н.М. Карамзина (1766-1826). Тираж разошелся в 2 месяца.  Следующие тома 9-11 были опубликованы в 1821-1824г.г., а 12-й том был опубликован в 1829г., после смерти автора.

Материальным и моральным вознаграждением  труда наиболее талантливых русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук “Демидовской премии”, начало которому было положено в 1831г.

 

В первой половине XIXв. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной, и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходит в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм, окончательно сложился реализм.

Героические события войны 1812г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский (1783-1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады “Людмила”, ”Светлана”).

Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Основоположник русского реализма – гениальный А.С. Пушкин (1799-1837). Именно с его творчеством связано  начало золотого в. в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества.

А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая  необходимость опоры на объективный  анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность – полноправное действующее лицо большой человеческой истории.

В начале в. русский театр был  театром классицизма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично мифологические и исторические сюжеты.

 

Официальным направлением в живописи первой половины XIXв. был классицизм.

С картины К.П. Брюллова (1799-1852) “Последний день Помпеи”, являющейся ярким примером академической школы, начинается расцвет русской живописи.

А.Г. Венецианов (1780-1847) – первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести  в свои картины русские сюжеты: “Гумно”, “Крестьянка, чешущая шерсть”   

 

Русская архитектура первых 3-х  десятилетий XIXв. связана со стилем ампир (стиль первоначально сложившийся во Франции при Наполеоне I, служащий воплощению идей государственного могущества), завершившим развитие классицизма.

Характерная черта зодчества того времени – создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. По проекту А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор – самое высокое здание того времени в России.

Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны  черты лиризма, интимности, простоты и уюта. Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона (1794-1881) в 1839г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812г.

По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России. Архитектор А.И. Мельников (1784-1854) - представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой в Одессе. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор.

Традиции русской музыкальной  культуры сложились к концу  XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л.  Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800-1875) в первой половине XIXв. создали замечательные произведения камерного жанра.

Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину  в литературу. Он заложил основу двух главных направлений отечественной  оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-этического жанра.

Младшим современником Глинки был  А.С. Даргомыжский (1813-1869). Вслед за Глинкой  он укреплял реализм в русской  музыке и первым создал народно-бытовую  музыкальную драму – оперу  “Русалка”.

Таким образом, в русском музыкальном  искусстве к середине столетия утвердились  русские реалистические традиции, стало  все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.                          

 

 

    §2. Культура России во второй половине XIXв.

 

Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIXв. определялся общественно политическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических  и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды – истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всем мире.

По подсчетам историков в  середине XIXв. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях – 18 тыс., а в 6 университетах – 3,5 тыс. студентов. Восемьдесят процентов учащихся средней и высшей школ были дворяне.

В период школьных реформ 60-х г.г. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, сельских и уездных училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникали новые учебные заведения – воскресные школы для взрослых. С конца 80-х г.г. их деятельность активизировалась.

Но основным звеном начального образования  была земская общественная школа. В 1864-1874г.г. открылось около 10 тыс. земских  школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.

В пореформенные годы были созданы  всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт женский медицинский институт. К концу XIXв. в России функционировало более 60-ти государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование нес народ.

В целом возможности российского  образования отставали от потребностей страны. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIXв. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличила выпуск продукции.

В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин (1862-1938).

Во второй половине XIXв. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек.

В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская  галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский Русский музей.

Информация о работе Культура XIX в и её вклад в мировую культуру