Культура XIX в и её вклад в мировую культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 09:19, реферат

Краткое описание

На развитие культуры и общественной мысли XIXв. огромное воз¬действие оказала Отечественная война 1812г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого в. и ее осо¬бенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные револю¬ции.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4
§2. Культура России во второй половине XIXв. ……..8
§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

история реферат.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла “Могучая кучка”, в Москве – гениальный русский композитор П.И. Чайковский.

Идеи русского демократического движения 60-х годов XIXв. нашли творческое отражение в сотрудничестве деятелей музыкальной культуры Петербурга, известной под названием “балакиревский кружок”, или “Новая русская музыкальная школа”.

Основная задача русского музыкального общества, как говорилось в уставе, заключалась в развитии музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрении отечественных талантов. Создание Петербургской и Московской консерваторий подготовило благоприятные условия для пропаганды русской музыки профессиональными музыкантами.

Блестящие успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов.

Множество концертных поездок за границу  совершил Рубинштейн, завоевав мировую  славу величайшего пианиста. Начиная с 40-х годов, он регулярно гастролировал по городам Западной Европы.

Большим успехом пользовалось концертирование  замечательной русской пианистки  А.Н. Есиповой, выступавшей в Австралии, Германии, Франции, Венгрии, Бельгии, Англии.

Блестящий расцвет русской культуры второй половины XIXв. ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальным. Это было искусство гуманистическое, пронизанное идеями революционно-освободительного движения, отражающее борьбу шестидесятников и революционного народничества против крепостничества и самодержавия, имевшее большой общественный резонанс в демократических кругах русской интеллигенции. Посвященное народу, оно говорит с ним правдивым, простым и ясным языком. Никогда прежде у русских художников не было такой благодарной аудитории.

В изобразительном искусстве второй половины XIX столетия четко обозначены два периода. Первый начинается с конца 50-х годов  и охватывает все 60-е годы. Это было время, когда антикрепостнические просветительские настроения захватили широкие круги русского общества.

Второй этап – передвиженческий – от 70-х годов до начала 90-х. Он связан с деятельностью художников, членов Товарищества передвижных художественных выставок, которые вывели изобразительное искусство из Петербурга и Москвы на широкую дорогу всероссийского признания.

Передвиженческий этап, как будет  показано дальше, отмечен и новыми успехами в области художественного языка.

Успехи художников второй половины XIXв. возникли не на пустом месте. У них были предшественники – те мастера, которые еще в первой половине века прокладывали путь реализму в живописи и графике. К ним относятся прежде всего А.Г. Венецианов, один из крупнейших представителей бытовой живописи начала XIXв., и его ученики.

Официально художественной жизнью страны ведала Академия художеств. Основанная еще в XVIIIв., она в течение почти вековой истории была хорошей школой, которую окончили все крупнейшие художники XVIII и начала XIX веков.

В середине 50-х годов произошли изменения. После поражения в Крымской войне  и смерти Николая Россия словно проснулась от летаргического сна. Широкие круги русского общества были недовольны существующими крепостническими порядками. Всеми овладело критическое настроение. Перед изобразительным искусством встала важнейшая задача – быть выразителем передовых идей эпохи.

В конце 1850-х годов в России начинается почти повальное увлечение журналистикой, появляется множество сатирических изданий, журналов, иногда таких “тоненьких”, что их назвали “уличные листки”.

 

После отмены крепостного права  ускорился темп развития капитализма  в России. Строительство приобрело  огромный размах. Сооружались банки, универсальные магазины, фабричные здания, казармы для рабочих, склады, вокзалы и доходные дома. Цели торговой конкуренции заставляли искать наиболее дешевые, экономически выгодные  конструкции. Технический процесс стал научной задачей строителей.

Кризис архитектуры как искусства  начался еще в 30-40-е годы, кода благородный русский классицизм выродился под высочайшим покровительством Николая I в сухой, казарменный, казенный стиль.

Во второй половине века кризис еще  более усилился. Строили много, гораздо  больше, чем в первой половине века, но часто в погоне за прибылью заказчики  требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами – колодцами.

Так постепенно менял свой стройный строгий вид Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся улицы и площади.

Таким образом, если вторая половина XIXв. для русского изобразительного искусства стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении.

Оценивая в целом искусство  второй половины века, можно заметить, что различные его виды в разной степени отразили передовые демократические идеи времени. Последовательнее и с наибольшей творческой емкостью это сделала живопись. Традиции реалистического искусства передвижников составляют подлинную сокровищницу национального художественного наследия.

 

 

 

 

§3. Две линии в русской  культуре XIXв.

 

Две линии видели мы в истории  русской культуры  XIXв., - линии, и сегодня так или иначе определившие живые и продуктивные тенденции национально-культурного развития, а значит, сохраняющие до сих пор свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении. Одну из них являет “славянофильство” (идеология и культурная политика представителей отечественной мысли и литературного движения). Другая – “западничество” наиболее ярко заявленная в XIXв. революционными демократами (весьма условны и чрезмерно политизированными), а также их прямыми и косвенными предшественниками и последователями – от Радищева до Плеханова и Ленина. 

Две линии в развитии русской  культуры XIXв. осуществляли своего рода “разделение труда” внутри единой национальной культуры. Одна – культурно-самобытная в широком смысле – сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры – примечательно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национального самосознания русского народа. Эта специфика получала в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: “русское просвещение”, “русская мысль”, “русское воззрение”, “русский ум” и т.п.

К идейным исканиям славянофилов обращались художники и мыслители “русского  культурного ренессанса” конца  XIX – начала XXв., демонстративно отталкивавшиеся от наследия 60-70-х г.г. XIXв., затем писатели и мыслители русской эмиграции, настроены оппозиционно к советской власти и коммунистической идеологии; далее все деятели русской культуры, тяготевшие к религиозным исканиям и течениям в русской литературе и философии. 

В советской культуре к славянофильской  идеологии и культурному почвенничеству тяготели представители в той или иной мере оппозиционных коммунистическому официозу сил русской культуры. В 20-е г.г. почвенническим идеям обращались представители группы “перевал”, обосновывая идею “органичности” искусства, принцип творческого самовыражения художника, его не подвластности жестким требованиям “социального заказа” революционного государства.

Наследие славянофилов интересовало и тех литераторов, которые выступали под лозунгами патриотизма, национального возрождения России и русской культуры, защиты русской культуры от иностранного влияния, противостоя официальной линии ортодоксально коммунистического или либерально-демократического толка. К неославянофильской идеологии, так или иначе, тяготели - в рамках советской, позднетоталитарной культуры – писатели, критики и мыслители почвеннической, самобытно русской аристократии: Солженицын и Шафаревич, Распутин и Белов, и др. их относительная оппозиционность правящему режиму каждый раз выражалась в стремлении охранить и по возможности усилить национально-культурное своеобразие – в противовес размыванию и разрушению национальной специфики в духе коммунистического интернационализма или космополитического либерализма.

Другая линия в развитии русской  культуры – радикально модернизаторская, западническая по идеям и идеалам, “революционно-освободительная” –  направлена вширь, за пределами ее национального своеобразия. Проникнутая идеями поступательного прогресса, а вместе с ним и историзма, эта линия русской культуры обращает свое внимание по преимуществу на изменчивое содержание национальной культуры; акцентирует ее протеизм, что стимулируется самим ходом общественно-исторического развития. Ориентируясь на отвлеченные представления о критериях общечеловеческого прогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представители этой линии стремились вывести, извлечь, и “вырвать” русскую национальную культуру из заданных национально-специфических условий ее возникновения и становления, преодолев их; разрушить назвавшиеся искусственными границы, отделившие русскую культуру от развитых культур  Запада; уничтожить внешние, преимущественно социально-политические ограничения, препятствующие росту и прогрессивному развитию отечественной культуры, вызывающие ее отставание и консерватизм.

В постоянном интересе к истокам  русской ментальности, к имманентным  закономерностям становления русской культуры в ее национальном своеобразии, к устойчивым, относительно постоянным и определенным составляющим национального характера и самосознания русского народа – безусловная заслуга этой линии в развитии отечественной культуры. Эта линия получила название центростремительной – характеризует направленность всего миросозерцания, всех творческих и исследовательских усилий, всех ценностно-смысловых ориентацией вглубь: на осмысление исторически ускоренных процессов национальной культуры; на выявление тех ее глубинных механизмов и тяготений, которые и образуют “целое” национальной культуры – при всем многообразии ее содержания и форм; на закрепление и узаконение наиболее устойчивых, исторически мало меняющихся  смысловых структур, традиций, символов и ассоциаций на самосохранение, а подчас и обособление национальной культуры в семантическом поле мировой культуры в качестве неповторимого, уникального духовно-практического образования.

Единство и борьба центростремительной  и центробежной тенденции оказывается принципиальным конструирующим моментом для русской культуры.

По-другому складывалась судьба радикально-демократической идеологии. На протяжении большей части своей дореволюционной истории эта идеология выступала не просто как оппозиционная к официальному идеологическому курсу, но и прямо как противоборствующая ему “подрывная деятельность”, дестабилизирующая культуру мира. Эта линия развития культуры отечества воплощала в себе критическое, “отрицательное”, более или менее разрушительное начало по отношению к официальной культуре; она питала в XIXв. своими идеями, образами, настроениями, пафосом революционное движение демократическую, затем социалистическую революционно-освободительную мысль, развивавшуюся нелегально.

Прямые наследники центробежной силы в развитии русской культуры –  большевики – после победы в революции  оказались в положении не просто представителей господствующей, приоритетной культуры, но и единственной официально признанной, монопольной, вообще возможной.

 

 

Заключение 

 

В первой половине XIXв. политика царизма направлена на сохранение сословной культуры общества и тем самым мешала формированию подлинно демократической культуры. И все же национальный подъем, вызванный победой в войне 1812г., ведущей ролью России в разгроме Наполеона, способствовал значительному прогрессу ее культуры. В это время создаются непреходящие эстетические ценности мирового значения в области искусств, начинается “золотой век” русской литературы. Отличительная черта этой эпохи – демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий, начало широкого распространения лучших достижений русской и мировой культуры.

В период преобразований начала XIXв. была реформирована система народного просвещения. В 1802г. появилось Министерство народного просвещения. По положению об устройстве учебных заведений (1803г.) было создано 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Провозглашалась преимущественность между школами всех ступеней.

В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян – лицеи (в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе), которые готовили высших государственных чиновников.

Необходимость обучения грамоте требовала  расширения сети школ. С 30-х годов различные ведомства открывают начальные школы к 1861г. их было создано около 30 тысяч.

Первая половина века стала временем существования различных художественных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. В это время создают свои произведения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.

 

Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры, которые выражались в ее особой общественной сопричастности и социальности.

 

Падение крепостного права и  последующие реформы открыли  новую эпоху в развитии просвещения  и науки в России.

Социальное и экономическое  развитие страны требовали более  высокого уровня развития системы народного  образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.

После 1861г. в России увеличивается  сеть начальных школ. Они делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами; 3) крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Общая грамотность всего населения в 1860г. составила 6%, а в 1897г. – 21%.

Информация о работе Культура XIX в и её вклад в мировую культуру