Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть культ святых средневековой Германии
Задачи:
1.выяснить истоки появления культа святых
2.описать особенности культа святых
3. описать историю жизни и культы святых Вестфалии и историю жизни
Введение 3
Глава 1.Особенности культа святых 4
1. 1.Понятиекульта. Содержание и особенности культа святых 4
1. 2.Происхождение культа святых и христианизация Германии 12
Глава 2. Cвятые средневековой Вестфалии 20
2.1. Святая Гертруда 20
2.2. Cвятой Бонифаций и святой Святой Суитберт 23
Заключение 33
Список использованной литературы 34
В условиях крушения Западной Римской империи, быстрого движения и такого же быстрого распада «варварских» королевств, постоянного изменения границ, затем феодальной раздробленности церковь оказалась наиболее организованной силой, своеобразным островом "порядка в беспорядке". Пожалуй, наиболее стабильным государством Европы была Папская область - средняя Италия, перешедшая в VIII в. под непосредственные правления римских пап (и которая существовала до XIX с). Именно для обоснования права на власть в этом государстве был создан легенду о «Константинов дар»: будто римский император Константин, перенеся столицу в Византию, своим преемником в Риме оставил Папу.
Политическое влияние папства распространялся на всю Европу. Очень долго только папа назначал епископов во все страны. Церковь широко использовала систему наказаний (в том числе против правителей): «отлучение», что ставило человека вне церкви, «анафему» - торжественный публичный перевод проклятию, «интердиктов» - запрет отправлять культ по всей территории и другие. Избрание Папы с XI с. стало проходить на особых собраниях кардиналов, без малейшей возможности вмешательства светской власти. Примерно треть всех пахотных земель в Европе принадлежала церкви, все государства выплачивали «десятину» (десятая часть налогов, собираемых) в ее пользу. В католической церкви до Х с. устанавливается обычай безбрачия (целибата) духовенства. Этот обычай тесно связал сословия феодалов и духовенства: в семьях феодалов старший сын обычно наследовал земельную собственность, а второй становился священником4.
Особую роль в распространении влияния церкви играли монастыри. Они возникли в III в. в Египте и представляли собой сначала поселение отшельников (от греч. «монах - отшельник). Монастыри в Европе становятся и крупными землевладельцами, и центрами многоотраслевых хозяйств, и укрепленными крепостями, и очагами культурной жизни. Первый монашеский орден организовал Бенедикт Нурсийского в VI с.
В дальнейшем, орден
бенедиктинцев объединял до
1.2.Происхождение культа святых и христианизация Германии
Святым считается человек, удостоенный церковью этого звания, являющийся объектом официального культа и церковного поклонения Это формальное определение, однако, лишь в незначительной степени отражает истинное значение феномена святости и культа святых в средневековом обществе.
Культ святых уходит своими истоками в эпоху раннего христианства. Его своеобразным предвестием было почитание в христианских общинах богоматери, Иоанна Крестителя и апостолов, к которым с течением времени органично присоединились и собственные мученики. Начальная история христианской церкви была связана с систематическими преследованиями христианских общин со стороны римских властей. Христиане, не отрекшиеся от веры под пытками, принявшие мученическую смерть, представлялись своим единоверцам истинным примером для подражания. Их поминовение приобретало, характер регулярной ежегодной процедуры, а их могилы становились местом особого почитания. Концепция святости, как особой формы религиозной избранности и представление об особом статусе этих избранников в кругу верующих начинают складываться именно вокруг мучеников «героической эпохи» церковной истории5.
Завершение эпохи
Усилиями епископов мученики почитавшиеся в тех или иных общинах, те весьма узких сообществах христиан, приобретают широкую популярность, зачастую распространявшуюся на всю христианскую ойкумену Епископы инициировали возведение торжественных мемориалов над могилами мучеников (как правило, в форме базилики) или перенос их мощей из их древних захоронений в катакомбах в храмы, активно занимались поисками останков героев эпохи преследований. В целом, они играли роль своеобразных «антрепренёров» культов святых, не только стимулируя их развитие, но и направляя стихийное поклонение в русло институализированной церковной жизни Могилы мучеников становятся местами массового паломничества к экзальтированного религиозного поклонения.
Исторически первым типом святых были святые-мученники, члены раннехристианских общин, отдавшие свою жизнь за веру в эпоху преследований. Их образы воплотили этические и мистические устремления раннего христианства, имевшие мирскую и эсхатологическую направленность. Отношение к мученичеству как высшей форме религиозной избранности в своих измененных формах сохранялось на протяжении всего средневековья, и особенно в системе народного почитания.
Наиболее типичной фигурой в кругу святых на протяжении всего Средневековья и бесспорно доминирующей в течение его первых столетий, стал образ монаха-аскета. Самое непосредственное влияние на определение критериев святости оказало развитие монашества как институализированного аскетического движения.
Поклонение
святому сплошь и рядом охватывало
определенный ареал, и существовали
области преимущественного
Подобно тому как местность находилась под покровительством определенного святого, так и индивид видел покровителя в лице того святого, имя которого было ему дано при крещении. Имя не было нейтральным обозначением, этот знак таинственным образом затрагивал существо человека, и между небесным эпонимом и его смертным тезкой устанавливалась некая связь. Непочтительность каноника из Бонна по имени Иоанн по отношению к Иоанну Крестителю имела для этого клирика самые плачевные последствия, и поведавший об этом Цезарий Гейстербахский прямо указывает: святой был особенно уязвлен тем, что главу пред ним осмелился не склонять носитель именно его имени.
Культ святых - неотъемлемая
часть религиозной жизни
Облик святого вырабатывался в результате взаимодействия различных тенденций. В нем воплотились идеалы христианского смирения, проповедовавшиеся церковью. Преданность делу Христа, отказ от мирских радостей, умерщвление плоти, сосредоточение всех сил и помыслов на спасении души и служении Богу – эти мотивы представляют собой общие места агиографии. Наличие их во всех без исключения житиях и легендах о святых и мучениках дает исследователю точки опоры для суждения о направленности интересов аудитории. Именно в таких общих местах, в постоянном повторении одних и тех же мотивов утверждались некоторые коренные ценности общества.
Пусть идеал святой жизни был недостижим для подавляющего большинства, которое и не стремилось его осуществить, присутствие этого идеала в контексте культуры само по себе бьmо немаловажным действенным фактором религиозного воспитания. Святой - популярнейший герой средневекового общества, его подвиг - высший подвиг, который только можно свершить на земле.
То, что этот подвиг проявлялся в отрешении от мира, в служении потустороннему, может быть, яснее всего свидетельствует о глубине перестройки общественного сознания по сравнению с эпохой варварства с его героикой и эпохой античности с ее культом тела и гражданских доблестей. Но вместе с тем святые должны были отвечать всеобщей и неодолимой потребности в чуде. Святой всегда и неизменно был чудотворцем, целителем, способным избавить своих поклонников от природных и общественных напастей. Отдельные представители духовенства время от времени высказывались против чрезмерного, на их взгляд, распространения культа святых, поклонения реликвиям, видя в этом возрождение языческого идолопоклонства.
Для того чтобы святость того или иного мученика, праведника не вызывала сомнений, требовалось, чтобы она была признана церковью. В более позднее время, с конца Х века, было введено расследование с привлечением доказательств подлинности мученичества и святости. К самозваным же пророкам, мессиям и святым, которые объявлялись время от времени, церковь относилась нетерпимо, в высшей степени враждебно. Ересь - неизбежный и постоянный спутник-антипод ортодоксии, которая с необходимостью его и порождает и преследует. Антитезы Бог - сатана, рай - ад, лежавшие в основе средневекового миросозерцания, предполагали наличие в обществе слуг дьявола. Социальные противоречия эпохи представляли собой благодатную почву для течений, отклонявшихся от ортодоксии.
Саморазвитие церкви как института вызывало и углубляло определенные противоречия между идеалом церкви и действительной ее практикой, эти противоречия в свою очередь способствовали возникновению ереси. Люди, которые провозглашали себя святыми, посланцами Христа, равноапостольными пророками, появлялись на протяжении всего средневековья. Сплошь и рядом они проповедовали учения, расходившиеся с католической ортодоксией, и ставили под сомнение церковные и общественные порядки6.
Культ святых, неизвестный в раннем христианстве, вырастает в средние века до колоссальных размеров. Далекое и слабо постижимое простолюдинами божество, владычествующее над вселенной, заслонено близкими и доступными разумению каждого угодниками, наделенными человеческими чертами и эмоциями и действующими среди людей. Каждая местность имеет своего святого, он - неотъемлемый член общества, постоянно находящийся, если можно так выразиться, «под рукой.. И К нему прибегают во всех случаях, когда требуется помощь, превосходящая человеческие силы и возможности. Чудотворные свойства святого наиболее импонируют народу; святой, не творящий чудес, не пользуется популярностью и поклонением.
Первые ростки христианства на территории Германии. Возникают в областях, входивших в состав Римской империи. В IV-V вв. на основе административной структуры империи формируется система церковных епархий. После реформ императоров Диоклетиана и Константина Великого к западу от Рейна находились провинции Германия Первая), Германия Вторая (адм. ц. Колония Агриппина) и Белгика Первая (адм. центра Треверы). Эти провинции входили в диоцез Галлия, бывшей частью одноименной префектуры. Резиденцией префекта (до 398 г.) и одной из столиц империи (до 387 г.) были Треверы. На землях к югу от Дуная находилась провинция Реция. Вторая: (администрация. Августа Винделиков, современный Аугсбург), бывшая часть диоцеза Италии. Небольшая территория современной Баварии к югу от р. Инн была в составе провинции Норик (Иллирийский диоцез).
В кон. VII - IX вв. распространение христианства в Г. (на землях Фрисландии, Гессена, Тюрингии и Саксонии, В составе которой находилась Вестфалия) связано с деятельностью англосаксонских миссионеров, прежде всего выходцев из Нортумбрии.
Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская власть не придавала особого значения арианскому вероисповеданию среди воинов-германцев в императорских легионах и федератских племенах (тулузские вестготы и бургунды).
Решительный поворот в христианизации леворейнских территорий был связан, несомненно, с принятием ортодоксального христианства Хлодвигом. В VI в., в связи с разгромом франками готов и бургундов, арианство в Галлии постепенно исчезает, хотя язычников, особенно на севере, было предостаточно.
Иная картина была за Рейном. Среди баваров, тюрингов, аламаннов были небольшие вкрапления арианских общин на фоне господствующего язычества, которое у саксов и фризов было практически абсолютным.
Христианизация в Меровингской Германии при «ленивых королях» носила поверхностный характер, сводившийся к обращению отдельных знатных семейств и редких вспышек насильственной католизации простого населения, в чем язычники, особенно саксы и фризы, усматривали добавочное средство покушения франков на их свободы. Регулярной «силовой» поддержки от власти франкское духовенство не получало7.
В конце VI в. за обращение германских язычников принялись ирландские миссионеры, славившиеся своим ревностным отношением к строгому бенедиктиновому уставу (который помимо труда и грамотности требовал еще и религиозных подвигов), что нередко приводило к конфликтам с обмирщенным франкским духовенством. Сюда же примешивалась застарелая неприязнь германцев к кельтам, а их аскетизм просто претил язычникам.