Культ святых в вестфалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть культ святых средневековой Германии
Задачи:
1.выяснить истоки появления культа святых
2.описать особенности культа святых
3. описать историю жизни и культы святых Вестфалии и историю жизни

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особенности культа святых 4
1. 1.Понятиекульта. Содержание и особенности культа святых 4
1. 2.Происхождение культа святых и христианизация Германии 12
Глава 2. Cвятые средневековой Вестфалии 20
2.1. Святая Гертруда 20
2.2. Cвятой Бонифаций и святой Святой Суитберт 23
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАСПЕЧАТТАЬ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Впрочем, если обстоятельства способствовали тому, он вел себя мягче  — вступал с язычниками в споры, расспрашивал о происхождении их богов, о связи их с началом мира, искусно изыскивал противоречия в их ответах и своими меткими репликами приводил их в замешательство. Природное красноречие, величественная внешность, непреклонная сила духа и непоколебимая уверенность в своей правоте помогали ему неизменно одерживать вверх над своими соперниками. Одну за другой он строил новые церкви и основывал монастыри.

Прослышав об успехах  Бонифация, из Британии прибыло много  монахов и монахинь. Каждый из них  был прикреплен к определенной территории, где организовывал монастырь и школу для вновь обращенных. Пишут, что среди добровольных сподвижников Бонифация большую роль играли женщины, на плечи которых оказалась возложена значительная часть миссионерской работы. В 732 г., отмечая заслуги Бонифация, папа Григорий III возвел его в архиепископы. Когда он в 738 г. в третий раз посетил Рим, его приняли с великой честью, подобающей миссионеру, который к этому времени крестил сотни тысяч обращенных. Его полномочия были значительно расширены.

В 739 г., возвращаясь  из Рима, Бонифаций задержался в  Баварии и устроил по просьбе  ее герцога правильное управление здешней  церковью. В 741 г. папа Захарий уполномочил  его преобразовать также франкскую  церковь. Бонифаций основал несколько епископств в Гессии и Тюрингии, а в 742 г. провел первый Австразийский собор. Все это способствовало некоторому упорядочению дел и смягчению нравов франкского духовенства, которые до этого были очень грубы. Так, собор запретил духовенству заниматься охотой, служить на войне и вступать в брак. Низшее духовенство было подчинено епископам. Бонифаций искоренил многие языческие пережитки, в том числе принесение жертв святым, которые у некоторых германских племен заняли место прежних богов. Однако подчинить франкскую церковь Риму ему так и не удалось. В 744 г. Бонифаций основал знаменитый монастырь в Фульде, который по сей день остается центром католицизма в Германии. Спустя два года он был провозглашен архиепископом менцским, в подчинение ему перешли епископы вормский, шпейерский, тонгресский, кельнский и утрехтский со всеми германскими племенами, принявшими христианство благодаря его трудам.

Когда в 754 г., не имея больше сил заниматься активной миссионерской деятельностью, Бонифаций  сложил с себя архиепископство, подавляющая часть германцев была уже крещена. Последние дни он намеривался провести в своем монастыре в Фульде, но, перед тем как окончательно удалиться на покой, решил еще раз побывать во Фризии. Вместе с несколькими спутниками Бонифаций отправился в Утрехт и крестил здесь несколько тысяч язычников.

Всем новообращенным он велел собраться накануне Троицы в местечке близ Доккута, чтобы совершить  над ними таинство миропомазания. Однако вместо христиан в Доккут явилось  множество агрессивно настроенных  язычников. Старик Бонифаций и все его 52 спутника были убиты (в том числе утрехтский епископ Эобан). Произошло это в 755 г. Тело Бонифация, согласно его завещанию, погребли в Фульде. В дальнейшем ничто так не способствовало процветанию этого аббатства, как обладание его мощами. Что касается Фризии, то она была крещена учениками Бонифация только в конце VIII в.

Особая историческая роль Бонифация заключается в  том, что его деятельность была направлена на создание в восточных землях церковных  структур, подчинённых центру папства Риму. Именно так организовывалась церковь на Британских островах, и именно её Бонифаций представлял, в отличие от своих ирландско-шотландских предшественников на континенте. Начало миссионерской деятельности Бонифация не было вполне успешным, но вскоре ему удалось получить благословение папы, что постепенно обеспечило ему необходимый авторитет и поддержку франкской знати. Своей деятельностью Бонифаций распространял влияние Рима на происходящее в западной и центральной частях Европы. Поддержка Рима была залогом успеха миссионерской деятельности, но, более того, Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти.

Всё же ему не удалось создать такую церковную  иерархию, которая была бы полностью независима от интересов знати. Но именно Бонифаций, распространявший власть Рима как центра христианства, заложил фундамент становления христианской Европы. Ему удалось убедить Карла Мартелла и вождей некоторых германских племён, что христианство имеет множество преимуществ, среди которых и огромный культурный и политический потенциал единения.

Успех миссионерской  деятельности св. Бонифация заложил  прочные основы союза с Римом. Отныне все действия св. Бонифация  согласовывались с папским престолом. Основав и возобновив многие епископаты в Баварии и Тюрингии (Зальцбург, Регенсбург, Пассау), сумев преодолеть раздоры франкского духовенства, миропомазав в 751 г. Пипина III на царство, он стал майнцским предстоятелем и последовательным сторонником папства в церковной организации Германии по римской схеме.

На общегалльском  соборе 745 г. под его нажимом была закреплена иерархия (во главе с  метрополией в Кёльне) государственной  церкви. Среди главнейших достижений Бонифация стало основание ок. 744 г. Фульдского монастыря, ставшего одним из ведущих центров образования (вклад Бонифация в его практическую и интеллектуальную организацию просто огромен) и миссионерства своей эпохи. Последняя миссия Бонифация в 754 г. во Фрисландии завершилась его гибелью.

Эпоха средневековья  и сама породила многочисленные культы мучеников. Появление фигур и  культов мучеников стало характерным  элементом процесса христианизации европейских народов. Распространение  веры и церковной жизни требовало  своих героев, жертвенная кровь которых стала весьма эффективным инструментом воздействия на массовое сознание. Образ средневекового мученика за веру, как правило, сочетал в себе черты апостольского подвижничества, личного религиозного аскетизма и стремления к мученической смерти. В эпоху раннего средневековья существенное значение приобретают культы миссионеров, принявших мученичество в ходе обращения языческих народов.

Эти культы зачастую имели не только церковно-религиозное, но и политическое звучание, особенно в тех случаях, когда миссионерская деятельность рассматривалась как существенная обязанность светской власти. Убийство в 754 г. Крупнейшего церковного деятеля франкской эпохи, восьмидесятилетнего Бонифация, увенчавшего свои многолетние усилия по реформированию и упрочению церковной организации в землях франкской державы миссией к язычникам, фризам, получило широчайший отклик. Современники были буквально потрясены этим событием — уже через десять дней после гибели Бонифация, сразу по получении первых известий о ней, основанный им монастырь в Фульде получил многочисленные пожертвования и стал центром культового почитания.

Почитание мучеников  было не только важным элементом церковной жизни, но и сферой своеобразного противостояния официальной церковной и массовой религиозности. В массовом сознании религиозным значением обладал сам факт невинной гибели, которая, по всей видимости, была созвучна архетипическому религиозному мифу о "магическом и сакральном значении жертвенной смерти. Неслучайно стихийное и массовое почитание нередко возникало вокруг фигур убитых правителей, хотя бы их смерть была лишена каких-либо прямых связей с христианским религиозным служением.

 В эпоху  позднего средневековья, в связи  с усиливавшимися анти иудейскими настроениями приобретает популярность образ младенца, замученного евреями в ритуальных целях. Официальная позиция церкви была негативной в отношении всякого рода стихийных проявлений религиозного энтузиазма, за которыми весьма обоснованно усматривались не вполне христианские истоки. Желая подчинить своему контролю почитание новых мучеников, церковь стремилась, даже в тех случаях, когда для этого не было достаточных реальных оснований, намеренно придать их образам черты религиозного подвижничества: представить их гибель в категориях смерти за веру или изобразить в агиографических сочинениях их жизнь как пример христианского благочестия

Святой Суитберт, по рождению граф Ноттингемский, родился в VII веке в Англии (логично предположить, что в Ноттингеме). В 690 году он вошел в группу из двенадцати бенедиктинских монахов-миссионеров, образованную св. Виллибрордом для проповеди в Германии. Поначалу св. Суитберту была поручена проповедь в западной Фризии (сегодняшней Голландии). Однако молодого миссионера тянуло в неизведанные еще страны и области, простиравшиеся за Рейном.

Однако св. Виллиброрд эту тягу к неизведанному не поощрял, и только после отъезда последнего в Рим и после назначения св. Суитберта епископом (правда, без  кафедры, в обычном для тех  времен чине бродячего епископа-миссионера) он смог распространить свою деятельность к северу от Рейна и в район Вестфалии.

Жившее там племя  встретило его враждебно, однако св. Суитберт повел себя мудро и  научил для начала аборигенов различным  искусствам, им до тех пор неизвестным, – в частности, вспахиванию земли  и коневодству. Этим он расположил к себе сердца диких охотников, и смог приступить к проповеди, которая принесла поначалу обильные плоды, однако вскоре язычники-саксы из соседних земель, считавшие всех христиан союзниками ненавистных франков, стали чинить ему препятствия. В конце концов они завоевали всю территорию, где проповедовал св.Суитберт, а самого его взяли в плен, и он смог спастись лишь чудом и вынужденно удалился на подаренный ему королем Пепином маленький островок Кайзерверт на Рейне, неподалеку от Дюссельдорфа. Здесь в 710 году святой основал монастырь, где готовил миссионерские «кадры» для проповеди на правом берегу Рейна, и до своей смерти 1 марта 713 г. успел еще обучить и благословить многих молодых подвижников.

Кроме того, на острове  было организовано что-то вроде маяка, чтобы корабли могли и ночью благополучно миновать остров. В случае же, если какой-нибудь корабль все же терпел бедствие, монастырская братия под руководством Суитберта оказывала пострадавшим необходимую помощь. Разошлась молва, будто святой получил от Бога дар возвращать к жизни утопленников.

После смерти святого  Рейн принес к острову так много  глины и грязи, что остров в  самое короткое время навсегда соединился с берегом.

В церкви на Кайзерверте, сохранившейся и до наших дней, над алтарем висит якорь, в память чуда, о котором рассказывают в тех местах: однажды с борта одного из проходивших по Рейну кораблей упала маленькая девочка, и ее выловили только несколько часов спустя, уже бездыханную, с помощью именно этого якоря. Отчаявшийся отец вернулся в монастырь и, с девочкой на руках, бросился к алтарю, молясь св. Суитберту и требуя от того помощи. И, паче всякого чаяния (отец рассказывал, что святой сам на мгновение появился у своего алтаря), девочка ожила.11

 

 

Заключение

Святость составляет одно из ключевых понятий христианского мировоззрения, являвшегося основой западноевропейской цивилизации Средневековья.  В то же время конкретные проявления почитания святых складывались и развивались исторически и могли принимать разнообразные формы в тех или иных условиях. Исследования последних десятилетий позволили взглянуть на культ святых как на социокультурный феномен, отражающий идеалы и представления различных социальных групп и играющий важную роль в формировании и сохранении идентичности религиозных общин.

Культы святых в определенной мере отражают коллективные представления о прошлом и  одновременно участвуют в их конструировании. Таким образом, изучение культов  святых чрезвычайно важно для  более глубокого понимания процессов, происходивших в развитии Церкви и общества.

Основную массу  ранних саксонских святых составляли духовные лица. Значительная часть из них были главами и членами религиозных общин. Как правило, их почитание складывалось в родной обители вскоре после смерти и оставалось на местном уровне. Особую роль в этой группе играли святые основательницы и аббатисы, многие из которых принадлежали королевским родам. В агиографических образах святых аббатов и аббатис можно выделить два основных аспекта – устроительная деятельность на благо монастыря и личное благочестие. Еще одна группа среди духовных лиц – святые епископы.

Саксонские  мученики, отнесение которых именно к этой категории в рассматриваемый  период не вызывает сомнений, составляют небольшую группу. Центральное место  в ней занимает Бонифаций (убит в 754 г.). Обращает на себя внимание четкость формулировок в отношении этих святых по сравнению с убиенными святыми королевской крови.


Список использованной литературы

  1. Бачинин В.А. Религиоведение. Энциклопедический словарь. СПб., 2005.
  2. Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи.-М.:ИНФРА-М,2007

Гуревич А. Я. Категории  средневековой культуры .-М.:Гардарика,2007 

  1. Гуревич А. Я. Харитонов Д. Э. История средних веков.-М.:ИНФРА-М,2009
  2. Кулаков А. Е. Религии мира Теория и история мировой культуры (Западная Европа.-М.:Алетейя,2007
  3. История средних веков /Под. Ред.С.Д.Сказкина.-М,:Сириус.2008
  4. История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 4-е издание. — М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2007
  5. Краткая история Германии: — Москва, Евразия, 2008 г.
  6. Христианство, культура и нравственные ценности: — Санкт-Петербург, Институт всеобщей истории РАН, 2008 г
  7. Ястребицкая А. П. Западная Европа XI-XIII веков.-СПБ.:Питер,2008

Информация о работе Культ святых в вестфалии