Культ святых в вестфалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть культ святых средневековой Германии
Задачи:
1.выяснить истоки появления культа святых
2.описать особенности культа святых
3. описать историю жизни и культы святых Вестфалии и историю жизни

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особенности культа святых 4
1. 1.Понятиекульта. Содержание и особенности культа святых 4
1. 2.Происхождение культа святых и христианизация Германии 12
Глава 2. Cвятые средневековой Вестфалии 20
2.1. Святая Гертруда 20
2.2. Cвятой Бонифаций и святой Святой Суитберт 23
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАСПЕЧАТТАЬ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

В 585 г. свою миссию в Вогезах начал св. Колумбан, основав под покровительством короля Гонтрана монастырь в Люксейе (590 г.), откуда миссионеры продвигались в разные земли внутренней Германии. Фанатичный в вопросах веры Колумбан быстро испортил отношения с галльским духовенством (вплоть до ожесточенных канонических дебатов на общегалльском соборе 602 г.) и бургундским двором (осуждение нравов знаменитой Брунгильды), а его миссия в Аламаннии провалилась: он был вынужден оттуда просто бежать.

Его дело продолжил  св. Галл, «апостол Аламаннии», основатель знаменитого Сен-Галленского монастыря (613 г.). «Апостол Франконии», первый епископ Вюрцбурга св. Килиан принял мученический конец (689 г.), обличая нравы франкского герцогского двора. Ирландские миссионеры проповедовали в верховьях Рейна и Дуная, где христианство было давно известно, и, тем не менее, результаты их деятельности оказались очень скромными.

Новыми миссионерами Германии стали англосаксы, лучше  понимавшие нравы своих континентальных  «родственников», более терпимые к  язычникам и руководствующиеся умеренным бенедиктинским уставом с акцентом на физическом труде. По их инициативе нередко расчищались земли под пашни, что было гораздо понятнее соблюдения множества строгих постов и литургии на латыни.

Кроме того, они  получили серьезную поддержку могущественных австразийских майордомов. В 678 г. среди фризов начал свою миссию Вильфрид. В 690 г. с благословения папы и покровительства Пипина II ее продолжил Виллиброрд, основав в 695 г. епископство в Утрехте. В 717 г. во Фрисландии появился Винфрид — будущий «апостол Германии» Бонифаций. Получив вскоре собственное духовное имя (Бонифаций), Винфрид с санкции папы принялся реализовывать программу христианизации Тюрингии8.

 

Глава 2. Cвятые средневековой Вестфалии

2.1. Святая Гертруда

Святая Гертруда Нивельская была игуменом монастыря Нивелла. Дочь майордома Австразии Пипина I Старшего и святой Идуберги Нивельской, младшая сестра майордома Гримоальда и святой Бегги, аббатисы монастыря Анден.

Вскоре Гертруда уходит в монастырь. Истории она  известна под именем Гертруды Нивельской. Гертруда вела достаточно жесткий образ жизни со строжайшим соблюдением поста и молитвы, а так же стала известна современникам, благодаря своей добродетели. В монастыре всегда было множество нищих, больных и просто паломников. В 652 году умирает ее мать, управлявшая монастырем, и управление по желанию Гертруды переходит в руки благочестивых монахов, а сама все дни проводила в постах и молитвах и за чтением священного писания. Мать оставила ей богатое наследство, которое Гертруда решила использовать для строительства храмов и монастырей. Поэтому она заслужила большое почитание еще при жизни.

История рассказывает о следующем случае. По молитвенному обращению к святой Гертруде Нивельской, монахи, которых она послала в одну отдаленную местность, спаслись от морского чудища, которое хотело опрокинуть судно.

В возрасте около 32 лет по состоянию здоровья святая Гертруда Нивельская оставила должность  настоятельницы и в декабре 658 года, после совета с братией и сестрами монастыря, назначила своей преемницей племянницу Вульфтруду. За день до смерти преподобная Гертруда послала к настоятелю монастыря Фос святому Ультану спросить, откроет ли ей Бог час ее кончины. Пророчество святого Ультана о том, что она умрет на следующий день во время литургии, после причастия, исполнилось. Преподобная Гертруда Нивельская была похоронена в церкви святого Петра, в одном из 3-х существовавших тогда храмов монастыря Нивелла.

Почитание Гертруды Нивельской началось сразу после ее кончины. У ее смертного одра и на могиле совершалось множество чудес: исцеления, воскрешение утонувшего мальчика, о котором сообщается в сочинении «Virtutes S. Gertrudis» (Добродетели св. Гертруды), написанном около 691 года и дополненном в VIII веке. Празднование церковной памяти Гертруды Нивельской было установлено при 3-й аббатисе Нивеллы Агнессе после 669 года. Около 670 года монахом Нивельского монастыря, вероятно знавшим святую Гертруду лично, было составлено ее Житие, самый древний список которого, датируемый IX веком, хранился в университетской библиотеке города Монпелье. Мощи преподобной Гертруды Нивельской, вероятно, были обретены в VIII веке.9

 Поскольку  родственными узами с Гертрудой  Нивельской был связан император Карл Великий (приходился ей праправнучатым племянником), ее почитали покровительницей многие знатные роды, происходившие от Каролингов: графы Лувена, герцоги Брабанта, Бабенберги, Габсбурги. Во многих монастырях, основанных представителями династии Каролингов, хранились мощи преподобной Гертруды. Начиная с X века, благодаря ирландским монахам и каролингскому влиянию почитание Гертруды Нивельской распространилось на значительной территории Западной Европы, где насчитывается около 1 тысячи объектов ее культа. Святую Гертруду считают своей покровительницей города Гертрёйденберг, Бреда и Берген-оп-Зом в Северном Брабанте (современные Нидерланды). Монастырь Нивель стал центром паломничества.

 С XI века  преподобная Гертруда Нивельская  стала почитаться как покровительница путешественников (в Нидерландах, Северной Германии, Скандинавии, Австрии), ищущих ночлега путников, паломников и хозяев гостиниц. Вдоль торговых путей, в городах Ганзейского союза, расположенных на побережье Балтийского моря, было возведено большое количество церквей, часовен, госпиталей во имя святой Гертруды. Со 2-й половины XI века до конца XIV века в Нидерландах и Германии в память о чудесном избавлении нивельских монахов от морского чудовища существовала традиция, согласно которой путешественники перед отправлением в путь или воины перед походом, а также примирившиеся враги и сошедшиеся после ссоры супруги выпивали кубок вина в честь Гертруды Нивельской, так называемый Sinte Geerts Minne или Gertrudenminte.

 К преподобной  Гертруде обращались за помощью в избавлении от жара и лихорадки. После обширной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV века, к Гертруде Нивельской стали обращаться преимущественно на севере континента с просьбой о даровании легкой кончины. В этом регионе ей было посвящено множество кладбищ и кладбищенских часовен. Зародившееся в немецкоязычных странах Европы, возможно в Эльзасе, обращение к святой Гертруде за помощью в избавлении от крыс и мышей было известно с 1435 года в Нидерландах и Каталонии. Такой аспект почитания святой связан, вероятно, с тем, что день ее памяти, 17 марта, приходится на период начала полевых сельскохозяйственных работ. Преподобная Гертруда Нивельская почитается также как покровительница садовников, во Фландрии - как покровительница кошек. Запрет прясть в день памяти святой Гертруды сделал ее покровительницей прядильщиц.

На изображении  Святая облачена в костюм игуменьи с крестом, иногда увенчана короной часто рядом изображены крысы и мыши, которые взбираются  по посоху или одежде или бегают у ее ног, либо изображена как монахиня - с веретеном и грызунами (Эльзас, Центральная и Южная Германия); как знатная дева - в короне, с книгой, символическим храмом или больницей (Северная Германия, Скандинавия).

Церковь святого  апостола Петра в Нивеле, где была похоронена преподобная Гертруда и во имя которой впоследствии была освящена, не один раз перестраивалась. Современная церковь святой Гертруды Нивельской, одна из крупнейших среди древних церквей Европы, является приходским храмом. Построенная в рейнском романском стиле оттоновской традиции, она была освящена в 1046 году епископом Льежским Вазоном в присутствии германского императора Генриха III. Ее реконструкция после разрушения во время второй мировой войны завершилась в 1984 году.

 В 1272-1298 годах для мощей преподобной Гертруды Нивельской была изготовлена серебряная рака, где сохранялись самые древние изображения святой. При бомбардировке Нивеля Рака была уничтожена в мае 1940 года.

В 80-х годах XX века была сделана новая рака. Среди  святынь храма - повозка, изготовленная в 1460-1470 годах, на которой во время крестных ходов перевозилась рака с мощами святой Гертруды, а также алебастровый алтарь (1629 года)

2.2. Cвятой Бонифаций и святой Святой Суитберт

Христианство  стало проникать в Германию еще во времена римского господства. В III и IV вв. по Рейну и Дунаю, в городах, образовавшихся из римских военных поселений, было уже несколько епископских кафедр. Но в эпоху великого переселением народов, в V и VI вв., здесь вновь повсеместно укрепилось язычество. Новые попытки распространения евангелия в Германии были предприняты в конце VI столетия, отчасти франками, но главным образом британскими и англо- саксонскими монахами-миссионерами, которые в VII в. основали в Германии несколько церквей. Благодаря им христианство стало постепенно утверждаться к западу от Рейна. Однако по восточную сторону этой реки и в ее низовьях германцы в подавляющем большинстве продолжали придерживаться своих исконных верований. Трудное дело их обращения было довершено английским монахом Уинфридом, принявшим позже латинское имя Бонифаций.

Святого Бонифация  принято считать патроном парикмахеров и т.к. он был основателем многих бенедиктинских монастырей – иногда и патроном пивоваров. Главное женское  имя связанное с Бонифацием – святой Лиоба (неизвестно - 782), с которой он всегда будет переписываться и которая будет приходить молиться в мужской монастырь на его могилу.

После смерти ее вначале похоронят в могиле Бонифация, но потом перезахоронят в церкви Петерсберг. Святая Лиоба стала абатиссой многих женских монастырей, образованными от монастыря Бисхоффсхайма. Монастырь, в который возвращался святой Бонифаций в Фулде, и сегодня называется Бисхоффсхайм - т.е. епископский монастырь.

Среди миссионеров  пришедших вместе с Бонифацием были святой Лулл - он присоединился к Бонифацию в Майнце и именно ему передаст епископат Бонифаций, когда уйдет к фризам; святой Эобан, погибший вместе с ним у фризов; святой Бурхард, ставший первым епископом Вюрцбурга; святой Вигберт - аббат Фрицлара; святая Текла - абатисса Охсенфюрта и святая Вальбурга - погибшая от злых духов в Франконии, сестра святых Виллибальда и Винебальда. Среди сподвижников Бонифация и Св. Суитберт, прославившийся миссионерской деятельностью в Вестфалии, а затем поселившийся на островке посрели Рейна. Еще одно имя связанной с Бонифацием - Св.Штрум – знаментиый отшельник, по рождению баварец и ученик Бонифация. Христианизировать фризов сумел позднее тоже фриз - Людгер (Лиудгер) – епископ Мюнстера и выходей из влиятельной семьи поддержавший франков одной из и рано принявших христианство. Его учителем был учитель и Карла Великого – Алкуин. Символ Бонифация - книга, пронзённая мечом или топором10.

Свершенное  им, имело столь значительные и  масштабные последствия, что Бонифация  называют иногда «самым великим из всех миссионеров Темных веков» и «человеком, который оказал более существенное влияние на историю Европы, чем любой другой англичанин за всю человеческую историю».

Родился Бонифаций  в Кредитоне, в Девоншире, около 680 г. Его родители, богатые и благородные люди, желали, чтобы их сын избрал гражданскую службу, но мальчик с ранних лет мечтал стать монахом. В семилетнем возрасте он вступил в монастырь в Эксетере, откуда позже удалился в Нутсцелльс-кий монастырь в Гемпшире. Здесь около 710 г. его рукоположили в священники. Бонифаций рано прославился своими способностями проповедника и толкователя Священного Писания. Уже в молодые годы ему стали поручать важные церковные дела и он имел возможность занять высокое положение в церкви своей собственной страны. Однако он пожелал посвятить себя распространению христианства среди язычников.

В 716 г. вместе с  двумя спутниками Бонифаций отправился проповедовать евангелие во Фризию. Это первое его путешествие оказалось  неудачным. Страна была охвачена войной. Правитель Фризии Радбод, хотя и согласился принять и выслушать Бонифация, не позволил ему вести проповедь. Бонифацию ничего не оставалось, как вернуться в Нутсцеллу. Тамошние монахи очень желали, чтоб он остался с ними, и даже избрали его своим аббатом. Но его миссионерская ревность оказалась сильнее склонности к спокойной монашеской жизни. Назначив на свое место другого аббата, Бонифаций весной 717 г. отправился в Рим. Здесь он встретил добрый прием у папы Григория II, который всемерно поддержал его замыслы и обещал всячески им содействовать. Отпуская Бонифация, папа снабдил его рекомендацией к самому могущественному правителю тогдашней Германии — майордому франков Карлу Мартеллу.

Его помощь в  немалой степени обеспечила успех  миссии Бонифация. Позже он писал: «Без защиты со стороны принца франков я не смог бы ни править людьми и церковью, ни защищать служителей и священников, монахов и монахинь; я не мог бы прекратить практику языческих обрядов и жертвоприношений».

В 718 г. Бонифаций  начал христианскую проповедь в Баварии и Тюрингии. Однако в это время он еще не решился связать свою дальнейшую судьбу с Германией. Узнав в 719 г. о смерти Радбода, он вновь отправился в Фризию и трудился там в течение трех лет. По всей видимости, успех его был более чем скромным. Наконец, в 722 г. Бонифаций возвратился в Германию и поселился в Аманабурге. Здесь его дела пошли намного лучше, и он в короткое время крестил несколько тысяч человек. Папа Григорий, узнав об этом, вызвал Бонифация в Рим и в ноябре 723 г. посвятил его в епископы (перед этим Бонифаций должен был дать торжественную клятву у гроба апостола Петра, что будет во всем повиноваться папе и станет служить интересам римской курии).

Возвратившись через некоторое время в Германию, Бонифаций с неудовольствием обнаружил, что за время его отсутствия многие из крещеных им вернулись к языческим обрядам и стали опять поклоняться духам и заниматься магией. Чтобы противостоять этому осквернению, Бонифаций решил применить жестокие меры и нанести удар в самое сердце местного языческого культа. Он собрал большую толпу в Гейсмаре, где находился священный дуб бога грома Донара, и на глазах многих тысяч язычников срубил его. После этого торжества над язычеством тысячи людей признали превосходство христианского Бога и обратились к Нему. Бонифаций, не давая им опомниться, продолжал действовать в таком же непримиримом духе: разрушал храмы и жертвенники, разбивал священные камни.

Информация о работе Культ святых в вестфалии