Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:16, курс лекций
1. Историческая наука и её роль в жизни общества. Исторические источники
Объектом изучения исторической науки является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.
Предмет изучения исторической науки – закономерности процесса развития человеческого общества в целом и особенности отдельных наций и государств.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Славянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858—1878 гг.
При этом, по выражению русского философа второй половины XIX века В. С. Соловьёва, противники «западничества» «отделывались от обязанности совместного культурного труда с прочими народами» «произвольным утверждением о «гниении Запада» и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих судьбах России». Когда же эти идеализированные представления и пророчества изначального славянофильства бесследно испарились, их сменил «безыдейный и низменный национализм».
Славянофилы Достоевский
Данилевский
отстаивали самобытность России,её
отличительный от запада путь
Западники: Чаадаев (Путешествие из петербурга
в москву), Тургенев
14 Российский
консерватизм в 19 –начале 20вв :
идеи, личности, организации, деятельность.
Проводимые в России реформы 1860-1870-х гг.,
несмотря на их значимость, были ограниченны
и противоречивы, что способствовало усилению
идейно-политической борьбы и привело
к окончательному оформлению трех направлений
в общественном движении: революционного,
либерального, консервативного.Консерватизм
Консерватизм никогда не был абсолютно
антиреформаторским. Один из основопо-ложников
мировой консервативной мысли – Э.Берк
– писал: «Моему стандарту государ-ственного
деятеля должна быть свойственна предрасположенность
к сохранению и способность к улучшению,
взятые вместе». Берк был сторонником
реформ, не меняющих сущность объектов,
превентивных, предназначенных для того,
чтобы упредить революцию . Сущность консервативных
реформ можно выразить словами улучшение,
изменение, но не ломка, передел, разрушение.
В начале XX века в русской публицистике
появляется термин «умеренный консер-ватизм».
Впоследствии его чаще будут называть
русским неоконсерватизмом, консерва-тивной
утопией, либеральным консерватизмом,
самодержавным реформаторством, консервативной
модернизацией, «русским торизмом». Его задача – не допустить разрушения
основ существования общества и государства
в ходе введения инноваций, сделать их
введение менее болезненным. Государство
должно взять на себя ведущую роль в проведении
реформ, должно стать активным участником
и контроллером экономиче-ской жизни страны,
взять на себя разрешение острых социальных
проблем (политика попечительства в рабочем
и крестьянских вопросах)
15 Революционно-радикальное направление в общественно-политической жизни России в 19-начале 20вв (идеи , организации, деятельность)
Революционно-демократическое движение.
Начало складывания радикально-демократического
направления общественной мысли в России относится
к 40-50 гг. XIX века, наиболее видными его
представителями стали В.Г. Белинский,
А.И. Герцен, Н.П. Огарев. К этим же годам
относится и разработка революционно-демократической
теории, в основу которой были положены
новейшие философские и политические
(главным образом, социалистические) учения,
распространившиеся в Западной Европе.
Революционно-демократическое направление
в русском освободительном движении середины
60-начала 70 гг. XIX века было представлено
деятельностью различных кружков разночинной
интеллигенции в Москве, Петербурге и
ряде провинциальных, в основном университетских
городов (см. схему «Революционное движение
в России в 60 - 70 гг. 19 в.»).
Наиболее значительным среди них был кружок
«ишутинцев», действовавший в 1863-66 гг.
в Москве и Петербурге. Основателем его
стал вольнослушатель Московского университета
Н.А. Ишутин. «Ишутинцы» считали себя учениками
Н.Г. Чернышевского и по примеру героев
его романа «Что делать?» пытались организовывать
различного рода производственно-бытовые
артели. Однако в 1865 г. «ишутинцы» пришли
к мысли о необходимости более активной
деятельности. В феврале 1866 г. они образовали
тайное общество под названием «Организация»,
а один из основателей кружка Д.В. Каракозов
по собственной инициативе совершил покушение
на Александра II, после неудачи которого
Каракозов был казнен, другие члены кружка
отправлены на каторгу или сосланы.
Покушение на царя послужило предлогом
заметного поворота к политической реакции.
Указом от 13 мая 1866 г. была усилена власть
губернаторов, начались цензурные гонения
на демократическую прессу – были закрыты
журналы «Современник» и «Русское слово».
Последовали отступления от проведенных
реформ, в частности, подверглись ограничению
права земств и задержана подготовка Городской
реформы. Однако реакция не могла приостановить
развитие революционно-демократического
движения. Осенью 1868-1869 гг. прокатилась
волна студенческих беспорядков в высших
учебных заведениях Петербурга и Москвы.
Возникли новые студенческие кружки. Один
из них был организован в столице С.П. Нечаевым,
впоследствии создавшим тайную организацию
«Народная расправа», которая планировала
применять в своей деятельности широкомасштабный
террор. Деятельность Нечаева привлекла
внимание полиции, организация была раскрыта.
С целью дискредитации революционного
движения правительство в 1871 г. устроило
над «нечаевцами» показательный процесс.
Представители революционного подполья
в большинстве своем осудили методы «нечаевщины»,
создавались кружки, практиковавшие иные
методы борьбы (пропаганда и просвещение
в среде рабочих и интеллигенции). Наиболее
известным из таких кружков стал кружок
«чайковцев» , по имени студента Петербургского
университета Н.В. Чайковского, одного
из основателей. Организация занималась
пропагандой социалистических идей, планировала
создание «единой рабочей организации».
В 1874 г. была раскрыта полицией и разгромлена,
некоторые члены кружка вошли впоследствии
в народнические организации «Земля и
воля» и «Народная воля».
С начала 70-х гг. XIX века главным направлением
в освободительном движении становится
народничество. Как общественное направление
оно стало складываться на рубеже 60-70-х
гг. XIX века, когда зачинатели его поставили
себе задачу перехода к борьбе за интересы
народа, при этом они были убеждены, что
радикальное решение всех социальных
проблем может быть достигнуто революционным
путем и силами народных масс, руководимых
революционной (народнической) организацией.
Народничество – главное
идеологическое направление в освободительном
движении пореформенной России, революционное
движение разночинской интеллигенции
1870-80-х гг.
Оно основывалось на системе взглядов
об особом, самобытном пути развития России
к социализму, минуя капитализм. Объективными
условиями появления в России такой идеи
явились слабое развитие капитализма
и наличие крестьянской поземельной общины.
Революционно-демократическое
движение. Начало складывания радикально-демократического
направления общественной мысли в России
относится к 40-50 гг. XIX века, наиболее видными
его представителями стали В.Г. Белинский,
А.И. Герцен, Н.П. Огарев. К этим же годам
относится и разработка революционно-демократической
теории, в основу которой были положены
новейшие философские и политические
(главным образом, социалистические) учения,
распространившиеся в Западной Европе.
Революционно-демократическое направление
в русском освободительном движении середины
60-начала 70 гг. XIX века было представлено
деятельностью различных кружков разночинной
интеллигенции в Москве, Петербурге и
ряде провинциальных, в основном университетских
городов (см. схему «Революционное движение
в России в 60 - 70 гг. 19 в.»). |
В
1885 в Екатеринославе собрался съезд южных
народовольцев (Б. Д. Оржих, В. Г. Богораз и
др.). В конце декабря 1886 в Петербурге возникла
«Террористическая
фракция партии „Народная воля“»
(А. И. Ульянов, П. Я. Шевырёв
В 1893—1894 «Социально-революционная партия Народного права» (М. А. Натансон, П. Н. Николаев, Н. Н. Тютчев и др.) поставила задачей объединить антиправительственные силы страны, но это ей не удалось. Среди революционной молодежи выросла популярность марксизма.
В 1880-1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Сотрудник газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.
Поражения России на фронтах Первой мировой войны и ухудшение положения народа, вызванное экономическим кризисом 1915 - 1916 гг. привели к массовому недовольству.
Усилилась политическая нестабильность, которая проявлялась в раздорах среди министров и их частой смене ("министерская чехарда"). Николай II катастрофически терял авторитет в обществе из-за "распутинщины", вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего.
Начало революции положила политическая демонстрация рабочих Петербурга 23 февраля 1917 г. 25 февраля она переросла во всеобщую забастовку в столице. 27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими Арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и образование новых органов власти: Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. 2 марта Николай II отрекся от престола.
Эсеро-меньшевистское руководство Петросовета считало февральскую революцию буржуазной, поэтому не стремилось взять всю полноту власти, а поддерживало Временное правительство. В России образовалось двоевластие.