Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:16, курс лекций
1. Историческая наука и её роль в жизни общества. Исторические источники
Объектом изучения исторической науки является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.
Предмет изучения исторической науки – закономерности процесса развития человеческого общества в целом и особенности отдельных наций и государств.
21 Образование СССР: причины и принципы создания, национально-государственное строительство, значение
К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований.В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).
С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).
Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.
В августе 1922 г. была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения И.В. Сталин разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказской республик на правах автономии. Этот план ущемлял суверенные права народов, поэтому большинство руководителей республик высказались против него.
В сентябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
В январе 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР. Формой Государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выходы из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и связью входило в функции союзных ведомств. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы Общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. При Совнаркоме учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.
В 1924 - 1925 гг. образовались Узбекская ССР, Туркменская ССР, а в 1929 г. Таджикская ССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.
22 Индустриализация и коллективизация в СССР. Их социально-экономические результаты и последствия.
К середине 20-х годов закончилось восстановление народного хозяйства. СССР оказался на уровне развития 1913 г. Промышленность производила 20-25% национального дохода, а сельхоз. 50%. В 1925 г. 14-ый съезд партии берет курс на индустриализацию. С её помощью СССР хотел добиться экономической независимости от запада. Для её проведения средства брали за счет выпуска специальных займов индустриализации, использовали бесплатный труд заключенных и изъятие средств и продовольствия у крестьян. Индустриальный рывок был совершен в годы довоенных пятилеток (1928 – 1941 гг.). Базой индустриализации стала Европейская часть страны. За годы пятилеток появились новые отрасли в промышленности. Химическая, авиационная, автомобильная. Было построено 8900 предприятий союзного значения, в том числе: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический завод, Челябинский тракторный завод. Рост промышленного производства в 30-е годы составлял 15-18% в год. В результате индустриализации СССР добился экономической независимости от запада и по производству чугуна, стали, цемента, электроэнергии занимал 1-ое место в мире. Высокие темпы индустриализации, рост численности городского населения породили нехватку сырья для промышленности и продовольствия – для населения. В 1927 г. 15-ый съезд партии взял курс на коллективизацию сельского хозяйства. Путем объединения мелких, единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные намечали решить задачи экономики. К осени 1929 г. было 70 тыc. колхозов. После постановления партии «О коллективизации и мерах помощи колхозному строительству» от 5 января 1930 г. начали проводить сплошную коллективизацию. Не желающих вступать в колхозы раскулачивали и отправляли на стройки народного хозяйства и лесоповалы. Для укрепления колхозов было направлено 25 тыс. рабочих коммунистов. Курс на максимальное извлечение сельхозпродукции из деревни привел в 1932-1933 гг. к голоду во многих зерновых районах страны. Массовое бегство из деревни привело к введению паспортного режима с пропиской в определенном месте жительства, а крестьянам паспорта не выдавали. Это прикрепило их к земле и колхозам. К 1937 г. 93% крестьянских хозяйств входило в колхозы. Создание колхозов позволило увеличить гос. заготовки сельхоз. продукции, особенно зерна, что, привело к отмене в 1935 г. карточной системы в городах и позволило увеличить экспорт хлеба.
Коллективиза́ция — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927) Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.
В качестве выхода из «хлебных затруднений» партийное руководство выбрало социалистическую реконструкцию сельского хозяйства — строительство совхозов и коллективизацию бедняцко-середняцких хозяйств при одновременной решительной борьбе с кулачеством
Сельское хозяйство, базировавшееся в основном на мелкой частной собственности и ручном труде, было не в состоянии удовлетворять растущий спрос городского населения на продовольственные товары, а промышленности — на сельскохозяйственное сырьё. Коллективизация позволяла сформировать необходимую сырьевую базу для перерабатывающей промышленности, поскольку технические культуры имели весьма ограниченное распространение в условиях мелкого индивидуального хозяйства.
Устранение цепочки посредников позволяло снизить стоимость продукта для конечного потребителя.
Ожидалось также, что повышение производительности труда и его эффективности высвободит дополнительные трудовые ресурсы для промышленности. С другой стороны, индустриализация сельского хозяйства (внедрение машин и механизмов) могла быть эффективна лишь в масштабах крупных хозяйств.
Наличие большой товарной массы сельскохозяйственной продукции позволяло обеспечить создание крупных продовольственных резервов и снабжение быстро растущего городского населения продуктами питания.
23 Эволюция советской политической системы в СССР в 1920–1930-х гг. Утверждение тоталитарного политического режима.
Политическая система СССР в 30 – е. годы. Утверждение тоталитарного режима.
К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, имевший ряд общих черт с подобными режимами в других странах. Во главе тоталитарного режима стоит единоличный лидер харизматического типа, принимающий все важнейшие решения. В 1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Государство нуждалось в послушных исполнителях, поэтому поощрялась уравнительная психология. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались малоосуществимыми. Общая грамотность и квалификация тружеников были еще низки. Происходило отчуждение людей от собственности и реальной власти. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях невозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам федерализма, независимости, суверенитета.
24 Большевики и культурная революция. Её цели, итоги к концу 1930-х годов.
Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.
Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1-й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2-й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.
Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биолог-генетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.
В то же время создавались научно-исследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.
В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.
Главным ориентиром в общественно-политических исследованиях стал вышедший в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б)» под редакцией И. В. Сталина.
25 Внешняя политика СССР накануне II Мировой войны
На конференции в ПОТСТДАМЕ Был учрежден Совет министров иностранных дел; Участники встречи согласовали политические и экономические принципы по обращению с Германией в начальный контрольный период; была достигнута договоренность о репарациях с Германии, о германском военно-морском и торговом флоте, о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга, и прилегающего к нему района, о предании суду военных преступников. Были согласованы заявления об Австрии, Польше, о заключении мирных договоров, приеме новых членов в ООН, о подопечных территориях и т.д. В официальном сообщении об итогах встречи говорилось, что конференция "укрепила связи между тремя правительствами и расширило рамки их сотрудничества и понимания". Было заявлено, что правительство и народы трех держав -- участников конференции -- "вместе с другими объединенными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира".
26. Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Причины победы советского народа. Итоги и значение Победы.
Вторая мировая война была самой крупной и тяжелой войной в истории человечества. В войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, погибло более 50 млн человек. советских полководцев - Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А.М. Василевского. Также победе СССР способствовала помощь союзников (материально-техническая и военная). Немалую роль в победе сыграла коммунистическая партия, которой доверял советский народ.
Начиная войну против Советского Союза, Гитлер рассчитывал на межнациональные противоречия внутри нашей страны, но его планы не оправдались. За время войны было образовано более 80 национальных дивизий. Хотя, конечно, предатели были и у русских, и у чеченцев, и у украинцев, и у других пародов.
Народам СССР в годы войны пришлось пережить еще одно тяжелое испытание. По надуманным обвинениям выселялись со своих исконных земель немцы Поволжья (1941 г.), калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары, карачаевцы, балкарцы (1943—1944 гг.), болгары, греки, поляки, корейцы, турки-месхетинцы.
Забыв о своей ненависти к большевизму, против Гитлера выступали многие белоэмигранты, которые участвовали в движениях Сопротивления в странах Европы. Против сотрудничества с немцами выступили А. И. Деникин и П.Н. Милюков.
Каково
значение и итоги победы советского народа
в войне?
Сохранена свобода и независимость СССР.
Расширились границы СССР.
Разгромлен фашизм.
Народы Европы спасены от фашистского
ига.
Изменился социально-экономический строй
в странах Восточной Европы.