Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 02:44, курсовая работа
Одним из важнейших свойств Церкви, нашедшим отражение в Символе веры, является Соборность. В жизни каждой Поместной Церкви это свойство во все времена проявлялось в созыве и деятельности Соборов. Поместному Собору принадлежит полнота власти в области вероучения, богослужения и управления. Священнослужебная власть Церкви обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение1. Поскольку богослужение занимает центральное место в жизни христианина, то литургические вопросы всегда являлись предметом особого попечения церковной власти. В соответствии с 116-м правилом Карфагенского Собора (419 г.) запрещается произвол в богослужении: «Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденный на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не произносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, ко и просвещеннейшими собраны»2.
Введение. 4
ГЛАВА 1. Богослужебная жизнь Русской Православной Церкви. 12
1.1. Богослужебный Устав. 12
1.2. Исправление Богослужебных книг. 41
1.2.1. Исправление Служебника. 50
1.2.2. Исправление Требника. 53
1.3.Церковно-богослужебный язык Русской Церкви. 58
1.4. Богослужебный Месяцеслов Русской Православной Церкви. 69
1.4.1. История канонизации в Русской Православно Церкви 69
1.4.2. История месяцеслова всех русских памятей. 72
ГЛАВА 2. Литургическая Жизнь Русской Православной Церкви. 83
2. 1. Литургическое творчество Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 83
2.1.1. Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. 95
2.1.2. Чин погребения диаконов. 96
2. 1. 3. Чин всенародного покаяния. 97
2.1.4. Акафистное творчество в Русской Православной Церкви. 101
2. 2. Литургическая наука Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 109
ГЛАВА 3. Литургическая деятельность Российского Поместного Собора 1917-1918 гг. 136
3.1. Российский Поместный Собор 1917 – 1918 гг. и его деяние по богослужебным вопросам. 136
3.2. Обсуждение вопросов богослужебной практики, связанных с годовым кругом богослужения. 139
3.2.1.О богослужении в дни малых постов. 139
3.2.2. О новогоднем молебне и молебне в день Рождества Христова. 142
3.2.3. Евангельское чтение на вечерне Великого Пятка. 145
3.2.4. Богослужебные тексты, связанные с устройством светской власти. 148
3.2.5. Правило о поклонах. 149
3.2.6. Поминовение Восточных Патриархов. 150
3.2.7. Вопрос Церковной проповеди. 152
3.3. Обсуждение вопросов богослужебной практики, относящиеся к литургии. 157
3.3.1. О чтении Священного Писания. 157
3.3.2. О поминовении на ектениях. 159
3.3.3. О служении литургии при открытых Царских вратах и о чтении вслух «тайных» молитв. 162
3.3.4. О евхаристическом хлебе и вине. 165
3.4. Обсуждение вопросов касающихся святых таинств и иных чинопоследований. 168
3.4.1. О совершении Таинства Крещения. 168
3.4.2. О совершении Таинства Покаяния. 170
3.4.3. О совершении Таинства Брака. 172
3.4.5. О совершении отпевания, панихиды и молебна. 175
3.5. Богослужебные пение и музыка. 178
3.6. История иконописания в России. 182
3.7. Охрана памятников церковной старины. 187
Заключение. 196
Библиография. 201
В связи с реализацией цели настоящей работы, ставятся следующие задачи:
Настоящее диссертационное исследование состоит из:
• введения,
• трех глав, разбитых на относительно самостоятельные тематические разделы,
• заключения,
• библиографии.
Основное содержание диссертационного исследования:
Первая глава освещает вопросы, связанных с историей богослужебного Устава, исправлением Богослужебных книг, церковно-богослужебным языком и богослужебным месяцесловом Русской Православной Церкви.
Вторая глава посвящена литургическому творчеству и литургической науке Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX столетий.
Третья глава репрезентирует деяние Российского Поместного Собора 1917 – 1918 гг. по богослужебным вопросам.
В заключении делаются выводы, и дается общая оценка литургической деятельности Русской Церкви за исследуемый период.
В библиографии приводится список архивных материалов, общих и специальных исследований, публикаций в периодической печати.
Автор работы выражает сердечную
благодарность Его Преосвященст
Наш церковный Устав, представляет собой, по словам святителя Афанасия (Сахарова), «высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы»12. Он складывался веками, в течение длительного времени производился тщательный отбор того, что наиболее соответствует духу и строю православного богослужения. Так, что в современном нашем Типиконе, по словам М.Н. Скабаллановича, «ни одного слова … не сказано по-пустому, … последняя мелочь в нем имеет связь с целым, есть камень в одном величественном здании нашего богослужения»13. Но чтобы это понимать, необходимо знать Типикон, по выражению того же М. Н. Скабаллановича, «как свои пять пальцев»14, в том числе знать его историю.
Однако историю богослужебного Устава Русской Православной Церкви начали серьезно изучать немногим более ста лет назад. В конце XIX века А.А. Дмитриевский называл эту историю «темной и нелишенной серьезных трудностей»15.
В древней истории Русской Православной Церкви трудно указать такое время, когда бы, по свидетельству памятников, церковная служба в приходских храмах совершалась в «добром порядке и благолепии», по Уставу. Многие памятники XVI и последующих столетий свидетельствуют обратное16.
В XVI веке московский митрополит Макарий обратил особое внимание на церковное неустройство того времени. По его внушению царь в 1551 году созвал для «обновления Церкви» Собор, который впоследствии получил название – Стоглавый. На нем были рассмотрены вопросы царя (69 вопросов). Вот эти вопросы, а потом и постановления Собора представляют нам жалкую картину невежества, бездумности и не благочиния в состоянии духовенства и в служении церковных богослужений17. К тому времени так же относятся одушевленные послания преподобного Максима Грека. В них он восхвалял усердие русских к Церкви и набожность, но горько печалится, что эта набожность выражается лишь во внешней обрядности и внешних украшениях церкви, не отражаясь в нравах, в жизни, деятельности и в церковном благочинии18.
К сожалению, постановления Стоглавого Собора не привели к прекращению церковных неустройств. Это видно из постановлений соборов XVII столетия и распоряжений епископов, которые жаловались на те же неустройства в церковном благочинии. В XVIII столетии по-прежнему несовершенства церковной жизни оставались неисправленными. Лишь в XIX столетии, особенно во второй его половине, повеяло в Церкви новым духом и началось разумное оживление духа церковности в богослужении19.
С 1695 года Типикон Русской Православной Церкви печатается почти без изменений, вносятся только дни памяти вновь канонизуемым святым. К началу XX века вопрос об исправлении Типикона стал настолько актуальным, что о нем заговорили открыто. Вопрос о возможности и целесообразности внесения изменений в действующий в нашей Церкви богослужебный Устав был поставлен на повестку дня предстоящего церковного Собора уже в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе»: в 27 отзывах из 65 признана актуальность темы об изменении в уставе20.
Многие архиереи и священники полагали, что введение пересмотренных и более реалистических уставных норм не удалит современную богослужебную практику от идеала уставности, но приблизит к нему, положив конец чрезмерным, бесконтрольным и часто безграмотным сокращениям.
Преосвященный Назарий, епископ Нижегородский в своем отзыве указывал на «необдуманное, малоосмысленное и нередко совсем бессмысленное» сокращение богослужения, которое он считал проявлением формального отношения священнослужителей к службе «как ремеслу, а не к живому делу».
«Многие сокращения церковных служб, по всей давности и распространенности, стали обычным и повсеместным и принимаются как должное, - и почти никто не замечает их малоосмысленности. Но кто замечает, тот скорбит душой, ропщет и возмущается»21.
В качестве примера владыка называл сокращения предначинательного псалма, первой кафизмы и полиелейных псалмов на всенощной, изобразительных антифонов на литургии.
«В названных случаях обычно поются несколько отдельных стихов, выбранных из псалмов без всякой связи и логической цельности и стройности. Но к этим сокращениям так привыкли, что как будто и не замечают их и находят, что это так и быть должно. Есть сокращения совсем бессмысленные. Таково пение стихов из хвалитных псалмов перед великим славословием, когда оно начинается стихом «Сотворити в них суд написан». От частого или даже всегдашнего употребления и эти нелепые сокращения стали обычными. Произвол и личное усмотрение исполнителей в сокращении церковных служб доводят православное церковное богослужение до такого искажения, что оно не только утрачивает стройность, высокую идейность и смысл целого, но даже не имеет осмысленности в частях. Поэтому представляется совершенно необходимым, чтобы это крайне ненормальное явление в области церковного богослужения было предметом самого серьезного обсуждения на предстоящем Поместном Соборе»22.
«Древняя Церковь не смотрела на богослужение как на что-то неподвижное, догматически неизменное. Церковь в лучшие времена своей жизни пользовалась широким правом изменять богослужение. Наш церковный устав особенно нуждается в изменении, как приспособленный для монахов, но никак не для мирян»23, - говорилось в приложенном к отзыву епископа Иоанникия (Казанского) докладе «О желательности постановке миссионерского дела …».
Епископ Минский Михаил (Темнорусов) в обоснование постановки этого вопроса указывал: «Не в одно время явился весь состав нынешнего богослужения. Напротив, наше богослужение потерпело много изменений: из несложных молитв, чинов и обрядов времен апостольских, оно через постоянные наслоения и прибавки явилось в настоящем сложном и многосоставном виде, рассчитанном на много часов»24.
«Необходимо пересмотреть церковный Устав, - призывал епископ Астраханский Георгий (Орлов). – Эта священная книга, предназначенная регулировать формы и порядок церковного богослужения, не подвергается никаким изменениям с 1682 года, и за этот продолжительный срок неподвижности успела приобрести в глазах ревнителей благочестия характер чего-то вечного, догматически неизменного; но именно вследствие этого устав перестает быть регулятором церковной жизни…. Устав мало-помалу превращается в исторический памятник, а богослужебная практика, теряя под собою почву, постепенно вступает на шаткий и опасный путь произвола… Поэтому, если церковный устав устарел, если некоторые его требования уже не исполняются, если уставный строй рассчитан на монастырскую жизнь, то необходимо реформировать устав и приспособить его к законным запросам верующего мирянина, чтобы Устав сделался понятным и удобоисполнимым и в современных условиях жизни… Реформа Устава находится в полном согласии с предыдущей деятельностью церкви в этом направлении. Начиная со святого Харитона исповедника, составившего устав (III в.) и до самого конца XVII столетия Устав изменялся, дополнялся, совершенствовался; и в нашей церкви до XVI века господствовал Студийский Устав, во многом и даже существенном отличающийся от настоящего Устава»25.
Похоже писал архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий): «Есть настоятельная необходимость в точном урегулировании самого богослужебного Устава Русской Церкви. В настоящее время этот устав существует почти номинально, нигде не выполняясь во всей полноте и точности. При соблюдении общей схемы богослужебного устава, частности его подлежат сокращениям и изменениям по личному усмотрению священников. Это обстоятельство заставляет желать установления единообразного и общеобязательного богослужебного Устава»26.
А епископ Самарский
Константин (Булычев) указывал на отрицательные
последствия уставного
С 1905 года стали появляться
статьи в церковной печати связанные
с темой об изменении устава. Некоторые
из этих ранних публикаций оказали
влияние на «Отзывы». «Изменить мирскую
жизнь применительно к монастыр
На епархиальном собрании в Вятке в 1906 году священником Михаилом Елабужским, впоследствии членом Поместного Собора, было предложено следующее: «Необходимо содержание молитв приурочить к времени их совершения, дабы не петь вечерних молитв и не заявлять, что мы пришли на запад солнца, тогда как на самом деле светает утро, и не возглашать при наступлении ночи: Слава Тебе, показавшему нам свет»32.
По поводу этого выступления состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой высказались 12 депутатов. Епископ Глазовский Павел (Поспелов) находил, что «если есть выражения, не соответствующие времени, то это никого и нисколько не смущает». Другие указывали на неудобство разделения вечерни и утрени, которое могло бы служить выходом из создавшегося положения: в городе никто не приходит в храм рано утром, в селе – не пойдут вечером. В результате значительным большинством голосов (110 против 6) была все же принята резолюция: «Богослужение должно быть приспособлено ко времени его совершения»33.
Этим вопросом в 1905 году занималась также Варшавская епархиальная комиссия, предлагавшая следующее решение проблемы. «Ввиду несоответствия некоторых молитв и священнодействий всенощного бдения времени, в которое оно обычно совершается, т.е. вечеру или утру, а также большой сложности и продолжительности этой службы, если ее совершать истово, лучше было бы разделить это богослужение на две части – вечерню и утреню, и совершать их в положенное для них время, как это делается в Восточных Церквах, оставив совершение всенощного бдения принадлежности только немногих праздников, и тогда совершать его поздно, так чтобы утренние моления падали уже на утреннее время, после полуночи»34.
Ссылаясь на практику других Православных Церквей, тот же выход предлагал профессор кафедры Литургики А.А. Дмитриевский в своей лекции прочитанной в Киеве в 1907 году. «На Востоке все всенощное бдение давно отошло в область преданий. С вечера там совершается одна вечерня, часов с семи утра – утреня, начинается прямо шестопсалмием, - после утрени, без часов, - литургия, все богослужение продолжается 2 – 2 ½ часа …»35.
В «Церковном вестнике» священник Ф. Богос более подробно останавливался на теме об изменении Типикона. Развивая утверждение о неприменимости монастырского устава в мирском быту, писал: «Типикон распределил отдельные части богослужения таким образом, чтобы монастырские насельники могли освящать церковной молитвой полночь и утренний рассвет, полдень и вечерние сумерки. Этот самый устав был введен и в приходские церкви. Понятно всякому, что такой устав в его целом виде, совершенно не подходит к условиям мирской жизни. Собственно говоря, для приходских церквей нужно было составить другой, сокращенный типикон…
В монастырях <...> мыслимо вполне беспрепятственно выполнять все требования устава и править службу «неспешно». А вне монастырских стен совсем иная жизнь и требования совсем иные. Прислушиваясь к голосу этой жизни, надо пересмотреть церковный устав и произвести некоторые сокращения»36.
Для изменения и приспособления богослужебного Устава существуют достаточные исторические основания, писал Николай Николаевич Пальмов, преподаватель Киевской Духовной Семинарии37. Однако, «реформа богослужения – дело исключительной трудности. К ней нельзя отнестись кое-как. Нужны, прежде всего, основательные знания в области истории православного богослужения. Нужно и бережное, уважительное отношение к чувствам приверженцев церковной старины. А эти качества отсутствуют во многих нынешних выступлениях по вопросу о реформе устава»38, отмечал Пальмов в начале 1906 года.