Литургическая деятельность русской православной церкви во второй половине XIX – XX столетиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 02:44, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших свойств Церкви, нашедшим отражение в Символе веры, является Соборность. В жизни каждой Поместной Церкви это свойство во все времена проявлялось в созыве и деятельности Соборов. Поместному Собору принадлежит полнота власти в области вероучения, богослужения и управления. Священнослужебная власть Церкви обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение1. Поскольку богослужение занимает центральное место в жизни христианина, то литургические вопросы всегда являлись предметом особого попечения церковной власти. В соответствии с 116-м правилом Карфагенского Собора (419 г.) запрещается произвол в богослужении: «Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденный на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не произносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, ко и просвещеннейшими собраны»2.

Содержание

Введение. 4
ГЛАВА 1. Богослужебная жизнь Русской Православной Церкви. 12
1.1. Богослужебный Устав. 12
1.2. Исправление Богослужебных книг. 41
1.2.1. Исправление Служебника. 50
1.2.2. Исправление Требника. 53
1.3.Церковно-богослужебный язык Русской Церкви. 58
1.4. Богослужебный Месяцеслов Русской Православной Церкви. 69
1.4.1. История канонизации в Русской Православно Церкви 69
1.4.2. История месяцеслова всех русских памятей. 72
ГЛАВА 2. Литургическая Жизнь Русской Православной Церкви. 83
2. 1. Литургическое творчество Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 83
2.1.1. Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. 95
2.1.2. Чин погребения диаконов. 96
2. 1. 3. Чин всенародного покаяния. 97
2.1.4. Акафистное творчество в Русской Православной Церкви. 101
2. 2. Литургическая наука Русской Православной Церкви во второй половине XIX – XX веках. 109
ГЛАВА 3. Литургическая деятельность Российского Поместного Собора 1917-1918 гг. 136
3.1. Российский Поместный Собор 1917 – 1918 гг. и его деяние по богослужебным вопросам. 136
3.2. Обсуждение вопросов богослужебной практики, связанных с годовым кругом богослужения. 139
3.2.1.О богослужении в дни малых постов. 139
3.2.2. О новогоднем молебне и молебне в день Рождества Христова. 142
3.2.3. Евангельское чтение на вечерне Великого Пятка. 145
3.2.4. Богослужебные тексты, связанные с устройством светской власти. 148
3.2.5. Правило о поклонах. 149
3.2.6. Поминовение Восточных Патриархов. 150
3.2.7. Вопрос Церковной проповеди. 152
3.3. Обсуждение вопросов богослужебной практики, относящиеся к литургии. 157
3.3.1. О чтении Священного Писания. 157
3.3.2. О поминовении на ектениях. 159
3.3.3. О служении литургии при открытых Царских вратах и о чтении вслух «тайных» молитв. 162
3.3.4. О евхаристическом хлебе и вине. 165
3.4. Обсуждение вопросов касающихся святых таинств и иных чинопоследований. 168
3.4.1. О совершении Таинства Крещения. 168
3.4.2. О совершении Таинства Покаяния. 170
3.4.3. О совершении Таинства Брака. 172
3.4.5. О совершении отпевания, панихиды и молебна. 175
3.5. Богослужебные пение и музыка. 178
3.6. История иконописания в России. 182
3.7. Охрана памятников церковной старины. 187
Заключение. 196
Библиография. 201

Вложенные файлы: 1 файл

Цап Сергей.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

К осторожности призывал и профессор литургики СПбДА  Н.В. Покровский в своем выступлении  на пастырском собрании петербургского духовенства с участием мирян 19 декабря 1906 года. «Если устав не догмат, и не канон, то он, как и история, подлежит изменениям. Но вопрос этот обширный и в настоящее время не своевременный… Сокращения устава на практике неизбежны, но сокращать нужно умеючи… Производить изменения в уставе и вообще в богослужении путем законодательным, посредством особых правил и постановлений, едва ли есть надобность»39.

На епархиальных собраниях  и съездах были суждения о необходимости  сокращения в составе нашего богослужения и некоторых в нем изменений. На одних собраниях настойчиво выдвигалось требование издать особый богослужебный Устав для приходов. На других по вопросу о достижении единообразия в отправлении церковных богослужений и треб сочли совершенно невозможным издать Типикон в сокращенном виде. Было предложено держаться прежних обычаев в каждом приходе, а в городах и больших селах, где несколько храмов, постараться на месте договориться о некоем единообразии во избежания укоризны от прихожан40.

Эти различные суждения сводились к тому, что древний устав нашего богослужения, во всей его полноте применим к монастырской богослужебной и молитвенной практике, без сомнения требует многих сокращений, когда они могут быть допущены без нарушения существенных частей богослужебного обряда. И эти сокращения были давно указаны потребностью приходской жизни и допускались повсюду на практике. Они соответствовали потребности жизни, местному обычаю и желанию прихожан. Всем были известны сокращения церковной службы в придворных и военных церквах, а также в храмах учебных заведений.41 По приходам во многих местах, например, вместо третьего шестого и девятого часа читался только один час, вместо полного состава кафизм читалась только одна кафизма и то сокращенная. Опускались псалмы на великом повечерии, а из канона на каждой песни читался только один стих, и многое другое42.

Но была опасность  нового раскола в Церкви в случае введения нового устава, на это указывал священник Николай Миловский  в докладе на съезде русских людей  в Москве 1906 году. В своем выступлении  защищал существующую практику разнообразного по длительности богослужения в различных приходах43. Ненужным пересмотром устава считал священник Самарской епархии Александр Сухов, хотя признавал практическую невозможность соблюдения Устава44.

Митрополит Антоний (Храповицкий) в выступлении на заседании Предсоборного Присутствия в 1906 году указывал на отступление от устава как препятствие для сближения старообрядцев с Церковью и, признавая неизбежность сокращений, предпочитал допускать уклонение от уставных норм на практике, но не пересматривать самый устав45. Несомненно, под влиянием тогда еще архиепископа Антония было принято постановление IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве 1908 года: «Просить Святейший Синод предписать по епархиям, чтобы время, посвящаемое на богослужение (1 ½ - 2 часа) употреблялось бы на возможную полноту и уставность службы, а не на бесполезные для назидания концерты»46.

Наконец лишь немногие особые ревнители устава отказывались признавать позволительность каких-либо отклонений от его нормы. «Если можно один-два тропаря прочитать со вниманием, отчего бы не прочитать, конечно, со вниманием также, и все 8 – 10 – 12 положенных тропарей, что будет и вполне правильно» - возражал сократителям службы один из ревнителей на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей»47. А вологодский священник А. Полиевктов считал: «С рассуждениями <...> об изменении продолжительности служб и отмене устава согласиться могут лишь те из интеллигенции, которые все равно в храм не пойдут, какие бы там не отправлялись службы. Лишь при смиренном сознании своей немощи, при детском преклонении пред богослужебным строем восточной Церкви возможно возвращение в наше холодное сердце благодатных даров»48.

В мае 1906 года на совместном заседании VI и VII Отделов Предсоборного Присутствия архиепископом Сергием (Страгородским), Председателем VII Отдела был предложен доклад «о действующем Уставе церковном по чину Христовой Великой Церкви»49.

Константинопольский Устав, по сообщению Преосвященного, не предусматривает всенощных бдений и чтения часов в воскресные и праздничные дни. На воскресной утрене Евангелие читается после Песни Богородицы, перед великим славословием; непосредственно за последним начинается литургия. По мнению, высказанному будущим Святейшим Патриархом, «такая концентрация богослужения, несомненно, удачно примиряет два противоположных течения в церковном обществе. Ревнители могут прийти на все службы и услышать их во всей полноте. Тот же, кто не имеет сил или времени на это, может прийти только утром и даже во второй половине утрени, и все-таки не лишится участия в наиболее умилительных и назидательных священнодействиях»50.

Однако под влиянием председателя VI отдела архиепископа Антония (Храповицкого) обсуждение доклада не состоялось, «принимая во внимание, что все-таки попытка сокращений может производить соблазн и смущение в верующей душе». Со стороны о. Михаила Чельцова, одного из участников работы VI отдела, такая уклончивость вызвала резкую критику: «Ведь все хорошо знают, что вопрос о богослужении – самый больной и самый насущный наш вопрос. Боязнь принципиальности и прямоты в постановлениях, стремление отделаться безопасным и легким сказывается в каждом журнале отдела»51.

Сторонником обращения  к Константинопольскому уставу, «который явится в деле исправления образцом и приведет в единство нашу разнообразную практику», выступал также А.А. Дмитриевский52.

Наконец, 8 марта 1915 года в своей речи на годичном акте СПбДА  профессор И.А. Карабинов попытался  обратить внимание на Студийский типик  – основу современного Константинопольского – как на возможное решение уставной проблемы в Русской Церкви. По мнению профессора, такие преимущества студийского Устава, как ясность его предписаний и сравнительная с Иерусалимским простота и умеренность способствовали бы упорядочению богослужения в России. Вдобавок Студийский Устав в прошлом долгое время употреблялся в Русской Церкви, так что его введение не представлялось бы чем-то принципиально новым.

«Пример святого Феодора, стремившегося  в своем Уставе согласить палестинскую богослужебную норму с трудовым строем своего общежития, показывает, что на деловую жизнь нельзя смотреть просто как на досадную помеху, препятствующую выполнить букву Типика. С историко-литургической точки зрения принятый в Студийском уставе способ сокращения богослужения представляется наиболее верным»53.

Дальнейшее развитие эта тема получила в дискуссиях на Предсоборном Совете.

При рассмотрении плана работ собора 15 июня 1917 года на заседании VI отдела Предсоборного Совета (в компетенцию которого входили богослужебные вопросы) председательствовавший архиепископ Финляндский Сергий назвал в первую очередь «вопрос о составлении и введении в обиход сокращенного богослужебного Устава»54.

Докладчиком был избран И.А. Карабинов, который представил 13 июля сообщение «О Типике Великой  Христовой Церкви и степени применимости его в практике Русской Церкви»,55 во многом близкое к его более раннему докладу на ту же тему.

Введение Константинопольского Устава в полном объеме профессор охарактеризовал как нецелесообразное. При этом Карабинов предположил возможным воспользоваться представленными в этом Типике приемами сокращения Иерусалимского Устава для предотвращения самовольных и безграмотных сокращений на местах.

Подробнее на недостатках существующей практики сокращений остановился в  своем докладе епископ Пермский Андроник56. По его словам, сокращение изменяемых частей богослужения и «концертный» характер его совершения привели к тому, что служба ласкает слух и зрение, но не возводит людей к Богу. Вместе с тем владыка признал, что «не одна только леность человеческая привела к сокращению богослужения, но и естественная необходимость сделать это». Для упорядочения сокращений епископ Пермский предложил свой проект, в основном повторявший положения, высказанные им новгородскому духовенству в бытность тамошним викарием. Дополнительно владыка предлагал при соединении в приходах вечерни с утреней произносить на вечерне ектении великую, просительную и малую, а на утрене – сугубую, просительную и малую по 3-й песни канона. Доклад заключался предложением: «Отступление от указанных правил должно быть рассматриваемо непременно как преступление против веры и Церкви, как преступление против должности священнослужителя, – преступление, караемое по соответственному карательному уставу»57.

Председательствовавший архиепископ  Евлогий предложил решить два  основных вопроса:

  • желательно ли сокращение и нормирование богослужения;
  • желательно ли введение в Русской Церкви Устава церкви Константинопольской58.

С учетом состоявшейся дискуссии  были одобрены следующие тезисы для  соответствующего Отдела Поместного Собора:

Об упорядочении церковного богослужения:

  1. Желательно нормировать богослужение Русской Церкви, в целях его единообразия.
  2. Желательно некоторые сокращения богослужения, вызываемые условиями жизни.
  3. Желательно подразделение в этом отношении церквей: а) соборных б) приходских (городских и сельских) и в) домовых59.
  4. Просить Поместный Собор Русской Церкви образовать Особую комиссию для работ по сокращению богослужения, в целях единообразия (сокращение ненужных концертов, искусственных привнесений в богослужение, ектений, кафизм и др.; неизменяемые части богослужения и части богослужения, в которых изображается праздник, не сокращаются). По условиям жизни и желанию прихожан время совершения богослужения устанавливается не в одни часы60.

В то время многие полагали, что введение пересмотренных и более реалистических уставных норм не удалит современную богослужебную практику от идеала уставности, но приблизит к нему, положив конец чрезмерным, бесконтрольным и часто безграмотным сокращениям. Как и в случае с реформой богослужебного языка, а может быть, даже в большей степени, сторонники уставной реформы не составляли однородного лагеря. О переработке и приспособлении устава, об упорядочении церковной службы говорили многие, но едва ли говорили при этом об одном

Из всего сказанного сделаем некоторые выводы.

    • Сокращение или даже более серьезная переработка действующего богослужебного устава возможны и необходимы, – считали сторонники уставной реформы. Потребность в последней мотивировалась несоответствием норм монашеского быта, на которые ориентирован существующий Устав, радикально отличным от них условиям современной жизни мирян.
    • Консервативные оппоненты «реформаторов», предпочитавшие сохранение status quo, в большинстве своем не отрицали исторической изменяемости уставных предписаний и признавали тот факт, что по уставу, строго говоря, богослужение (почти) нигде не совершается. Однако пересмотр писаных уставных норм они считали опасным и бесполезным. Опасным – поскольку такая ревизия могла бы вызвать возмущение и раскол, а также еще более отдалить от Церкви уже отпадших от нее раскольников; бесполезным – поскольку богослужебная практика привычно отступает от нормы и развивается не по писаным узаконениям. Некоторые возражения, кажется, были плодом недоразумения: их авторы считали, что появление переработанного устава не даст возможности желающим придерживаться более полного по объему богослужения.
    • Интересно отметить, что в ряде случаев авторы, условно называемые здесь «консерваторами», фактически оказывались защитниками свободы священника и прихода совершать богослужение так, как им нравится (с большей или меньшей оглядкой на неизменные и недосягаемые нормы Устава).

На Поместном Соборе 1917 – 1918 гг. одной из основных тем обсуждавшихся в Отделе «О богослужении, проповедничестве и храме» вопросов являлась важнейшая сторона церковной жизни – православное богослужение.

На 2-м заседании Богослужебного Отдела, которое состоялось 5 сентября 1917 года, поднимаются проблемы церковного Устава и образовывается Уставной подотдел под председательством преосвященного Дмитрия (Абашидзе), архиепископа Симферопольского и Таврического. Работа этого подотдела продолжалась около месяца и итогом этой работы стали следующие тезисы:

  1. Ныне действующий богослужебный Устав слагался на протяжении почти четырнадцати веков истории христианской Церкви. Отражая в себе богослужебные порядки разных эпох и различных местностей, современный Типикон есть, однако, Устав по существу монастырский. Как таковой, он является наиболее исчерпывающей по полноте богослужебной нормой, как бы стремящейся осуществить во внешней обстановке апостольскую заповедь о непрестанной молитве.
  2. Как норма идеальная, Устав не всегда и не везде может быть выполняем во всех своих подробностях.
  3. Монастыри неуклонно следуют действующему Уставу во всей полноте, так как владеют наличием средств к тому. Уставное, в собственном смысле монастырское, богослужение соответствует главной и изначальной задаче иночества – пребывать в непрестанном молитвенном подвиге, дает почувствовать сладость этого подвига и приходящим в монастырь мирянам и является через то самым величайшим миссионерским средством.
  4. В приходских же храмах Устав сообразно тем же целям выполняется с сокращениями.
  5. Поместный Собор полномочен, произвести пересмотр Устава в видах применения его к средствам приходских храмов. Для сей цели Собором учреждается особая комиссия.
  6. Настоящим Собором подобное деление выполнено быть не может. Однако для упорядочения богослужебной практики Поместный Собор издает Определение, в коем:

а) напоминает чадам Православной Церкви великое значение богослужебного Устава;

б) обличает те беспорядки, которые вызваны небрежением  к нему;

в) преподает руководственные  указания, дающие обязательный для  приходских храмов уставный минимум.

  1. Для домашних церквей, возможно, преподать особые указания.
  2. Наряду с этим принимаются меры к оживлению нашего богослужения, между прочим, и участием в нем молящихся.

Информация о работе Литургическая деятельность русской православной церкви во второй половине XIX – XX столетиях