Москва - третий Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:35, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
раскрыть суть самой концепции, отследить источники ее возникновения;
показать эволюцию идеи от религиозной к общественно-политической;
выявить последствия влияния этой доктрины на формирование внешней политики России.

Содержание

Ведение 3
1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России 5
1.1 Источники доктрины 7
1.2 Суть доктрины 9
2. Влияние доктрины на формирование внешней политики 11
2.1 Доктрина «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков 11
2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX – начала XX веков. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление


 

Ведение 3

 

1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России 5

 

1.1 Источники доктрины 7

 

1.2 Суть  доктрины 9

 

2. Влияние  доктрины на формирование внешней  политики 11

 

2.1 Доктрина «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков 11

 

2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX – начала XX веков.  17

 

Заключение 21

 

Список использованной литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция «Москва - Третий Рим» и ее конкретно-историческое воплощение - популярная тема новейших исторических и культурологических работ.

Актуальность работы доказывает то, что данная концепция многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых знаковых и определяющих в истории Российского государства. Идея «Москва- Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования Русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление данного процесса и проблематику его развития.

Значимость разработки данной темы в нашей работе видится в том, что текущие процессы глобализации и интеграции во всем мире выдвигают на передний план страны, имеющие культурологическое «превосходство» и традиции преемственности с другими странами, сохраняемых, развиваемых в политике и культуре своего народа. Следует также отметить, что эта концепция направила и поддержала интеграционные процессы становления русской государственности и помогла сохранить Россию как единую суверенную страну. Также на многие годы была сформирована концепция внешней политики русского государства как гордой и сильной державы, противостоящей угрозам внешнего мира в попытке сохранить и преумножить материальные и духовные богатства страны.

Не  стоит забывать и о культурологическом эффекте принятия и популяризации  концепции «Москва - Третий Рим»: с  ее помощью был создан образ духовной державы, последнего оплота христианского  мира, что возвысило Россию и поставило  ее в один ряд с такими европейскими культурами и странами, как античная Греция, Италия.

Таким образом, целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач:

  • раскрыть суть самой концепции, отследить источники ее возникновения;
  • показать эволюцию идеи от религиозной к общественно-политической;
  • выявить последствия влияния этой доктрины на формирование внешней политики России.

 

 

1. СУТЬ ДОКТРИНЫ И ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

Возникновение концепции «Москва - Третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея. Как  ныне считается, старец Филофей родился  около 1465 года и скончался в 1542 году. В. Кожинов в своей книге «История Руси и русского слова» отмечает, что  как псковитянин Филофей испытывал  духовное воздействие близкого к  преподобному Иосифу Волоцкому святителя  Геннадия, который в 1484 - 1504 годах  был архиепископом Новгородским и Псковским.1

Действительно, Филофей в своих  посланиях великому князю Московскому  Василию Ивановичу, царскому дьяку  М.Г.Мунехину и царю Ивану Васильевичу  сформулировал и обосновал доктрину «Москва – Третий Рим» в соответствии с господствовавшим в то время  миропониманием и духовными запросами  общества. Первоначально идея превращения  Москвы в третий Рим относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем "истинного  христианства". Однако очень скоро  у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического  обоснования возвышения Москвы как  державы.

Филофей писал царю:

"Храни  и внимай благочестивый царь  тому, что все христианские царства  сошлись в одно твое, что два  Рима пали, а третий стоит, четвертому  же не бывать".

Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим".

Следует отметить, что идея Филофея объединила в себе черты весьма распространенной во всех христианских странах теории "Длящегося Рима", утверждавшей нескончаемость Римской державы вплоть до завершения земной истории. В той или иной степени стремление заявить об идентичности своего государства с "римским царством" находит отголоски в общественной мысли разных народов западной и восточной Европы. На Руси глашатаем этой идеи были русские книжники из рядов иосифлян, занявшие к началу 20-х годов XVI века господствующее положение в русской церкви и официальной идеологии. В развитие идей иосифлян формулировка Филофея вычленяла в теории "Длящегося Рима" новый аспект, связывающий роль Русского централизованного государства как единственной опоры православия со всемирно-историческим процессом.

В обозначенной Филофеем формуле были объединены и  выражены, таким образом, две фундаментальные  идеи: 1) преемства царств и 2) богоизбранности  русского народа. Обе они давали приемлемое для своего времени объяснение истории и обоснование возвышения Москвы, ее мессианской роли в будущем.

Современный русский историк Р.Г. Скрынников2 отвергает предположение, что официальное признание доктрины «Москва — Третий Рим» следует трактовать как выражение Москвой претензии на роль центра новой мировой империи, преемницы древнего Рима и Византии. С его точки зрения, поражение в Ливонской войне так ослабило Московское государство, что оно могло думать только о защите своих границ и возвращении утраченных русских территорий. Он отвергает также предположение, что русская церковь могла в это время претендовать на руководство всемирной православной церковью. Доктрина «Москва — Третий Рим», пишет Р.Г. Скрынников, «выражала преимущественно стремление ликвидировать неполноправное положение Москвы по отношению к другим центрам православия... Отразило новое соотношение сил внутри вселенской православной церкви».

Побежденная на поле битвы, разоренная войной и  опричной политикой, переживавшая острый социальный конфликт Москва в конце XVI в. не могла претендовать на мировую  империю и роль главы всемирного православия, но доктрина «Третьего  Рима» не была тактическим требованием  сиюминутной политики. Она выражала глубокое убеждение в исторической, Божественной, миссии, представляя  собой могучий духовный стимул, игравший важнейшую роль в будущем страны.

 

1.1 Источники доктрины

 

Доктрина "Москва - Третий Рим" возникла не сразу: она имела "скрытый" период своего развития с XV по конец XVI в.

В 1453 г. Константинополь пал под натиском турок и патриарх константинопольский оказался в государственной зависимости от мусульманского султана. На Руси весьма определенно связывали победу турок над Византией с принятием греками унии; потеря государственной независимости - это Божья кара, наказание за измену православию. Освободившееся место византийского императора в историософском сознании начинает занимать русский государь, который начинает восприниматься по той же модели, по какой традиционно воспринимался цесарь. Отсюда в первую очередь наименование: царем и самодержцем более или менее последовательно называются русские государи, начиная с

Василия II.

В 1473 г. Иван III вступил в брак с последней византийской принцессой Софией Палеолог. Именно тогда Москва приняла в качестве государственного герба византийского двуглавого орла.

Окончательное освобождение русского народа от татаро-монгольского ига в 1480 г. поставило уже напрямую перед Московским государством вопрос об осмыслении своего исторического бытия и предназначения. Исторические события определенно противопоставляли исторические судьбы двух великих православных держав: в то время как в Византии мусульманство торжествует над православием, на Руси православие одерживает долгожданную победу над мусульманством. Именно тогда-то была трансплантирована из Византии и нашла у нас почву богословская мысль о "третьем Риме".

Около 1523 г псковский монах, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей адресовал дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину (ум. в 1528 г.), эмиссару великого князя московского во Пскове, "Послание на звездочетцев". На основании этого сочинения в первой половине XVI в. составляются поучения, обращенные к государю (Василию III или Ивану IV) где говорится о роли русского государства во всемирно-историческом процессе; эти поучения также приписываются Филофею. Здесь говорится: "Старого убо Рима Церковь падоша неверием Аполинариевой ереси, Второго Рима - Константинова града Церковь агаряне секирами и оскордами разсекоша. Сия же ныне Третьяго нового Рима державного твоего царствия святая соборная апостольская Церковь во всей поднебесной паче солнца светился... Ведай и внимай, благочестивый царь (!), что все царства православной христианской веры снидошася в твое единое царство. Един ты во всей поднебесной христианом царь". Послание увенчано главной мыслью: "Два убо Рима падоша, а Третий (Москва) стоит, а четвертому - не быти".3

Б.А. Успенский  писал, что доктрина "Москва - Третий Рим" получила в России и космологическое, и историческое обоснование, в связи  с чем в ней совместились представления  о цикличном и линейном времени: наряду с последовательным развитием  событий происходит возвращение  к тому, что уже было, в рамках нового временного цикла. И в "Изложении  пасхалии" Симона, и в "Послании на звездочетцев" Филофея проблемы времени занимают важное место. Языческому представлению о времени, которое  проявлялось, например, в астрологических  предсказаниях, Филофей противопоставляет  идею провиденциализма. Движение времени, а, следовательно, и история зависят от Бога, а не от звезд. А поскольку "Третий Рим" мыслится как последнее земное царство, Москва завершает собой человеческую историю и непосредственно предшествует осуществлению Царствия Небесного, когда "времени уже не будет". В этом также следует усмотреть связь с эсхатологическими и мессианскими настроениями, изначально присутствовавшими в доктрине "Москва - Третий Рим".

 

1.2 Суть доктрины «Москва –  Третий Рим»

 

По словам С.А. Зеньковского, теорию Филофея характеризуют  полный провиденциализм и эсхатологизм. Всё в истории будет так, как  это угодно Господу и как это  предвещали пророки. Историческое существование  мира ограничено во времени, Русское  царство будет последним царством в истории и с концом Руси придет конец всему миру. Таким образом, учение о Третьем Риме было пронизано  эсхатологическими настроениями, верой  в близкую кончину мира.

Говоря  об упадке религиозно-нравственного  состояния мира и, в частности, русского общества, где «добрых дел оскудение  и неправда умножишася», Филофей  связывает это с пророческими предсказаниями о последних временах и советует каждому озаботиться  спасением своей души. Обращаясь  к русскому царю, Филофей говорит  ему об ответственности монарха  за охрану Православия, просит его позаботиться об искоренении пороков в своем  государстве, так как они могут  сократить срок бытия последнего Рима (а значит, и всей вселенной), подобно тому, как погибла Византия. «Совращение России с пути добродетели  и чистоты веры угрожает благосостоянию целого человечества, её падение —  гибель вселенной».

Учение  Филофея вначале рассматривалось  как религиозно-философская теория, не связанная с политическими  амбициями, с претензиями Московского  государства на господство над другими  странами. Царская власть призывалась  хранить Православие в его  последней столице. Поэтому попытки истолковать доктрину «Москва - Третий Рим» как выражение духа национальной исключительности и гордыни, как имперскую идею, следует считать неверными. Подобная интерпретация возникла лишь в позднейшее время, в частности, в трудах антистарообрядческих полемистов, пытавшихся объяснить причины раскола самовозвеличиванием русского народа перед другими православными странами.

Важное  значение для последующей истории  имел состоявшийся в 1551 году при царе Иване IV Грозном и митрополите  Макарии Стоглавый собор, получивший своё название от ответов на поставленные царем вопросы, разделенные на сто  глав. Собор ставил перед собой  задачу упорядочения церковной жизни, исправления недостатков и погрешностей. К этому времени некоторые  из церковно-богослужебных установлений, принятых Русью от Византии в Х  веке и неизменно сохранявшихся  до сей поры, стали иногда подвергаться искажениям. Этому вопросу придавалось  большое значение, поскольку такие  установления, как сложение перстов  для крестного знамения, молитвенная  песнь «аллилуиа» и другие считались  непосредственно связанными с почитанием Бога.

Информация о работе Москва - третий Рим