Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:35, реферат
Целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
раскрыть суть самой концепции, отследить источники ее возникновения;
показать эволюцию идеи от религиозной к общественно-политической;
выявить последствия влияния этой доктрины на формирование внешней политики России.
Ведение 3
1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России 5
1.1 Источники доктрины 7
1.2 Суть доктрины 9
2. Влияние доктрины на формирование внешней политики 11
2.1 Доктрина «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков 11
2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX – начала XX веков. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Чтобы установить строгое и неотступное следование древней церковной традиции, собор подверг анафеме (церковному проклятию) её нарушителей. В средневековом мировоззрении анафема была карой более страшной, нежели смертная казнь, так как означала не пресечение бренной земной жизни, но вечную муку в жизни будущей. Поместный собор, который почитался направляемым благодатью Святаго Духа, был высшим церковным авторитетом, поэтому на его постановления в значительной мере опираются апологеты староверия, а их противники долгое время стремились принизить значение собора и подвергнуть сомнению подлинность его постановлений. (Отметим, что Стоглавый собор не вводил новых традиций, но лишь подтвердил необходимость соблюдения того, что было древним и общепринятым).
Важное мировоззренческое значение имело учреждение в 1589 году патриаршества на Руси. Первым патриархом Московским стал русский митрополит Иов. Доктрина «Москва - Третий Рим» получила подтверждение с утверждением за Московской кафедрой высшего первосвятительского сана. Патриарха Московского признали «братом во Христе» четыре восточных патриарха. Патриарх Иеремия Константинопольский, который во время своего пребывания в Москве поставил первого русского патриарха, с великой похвалой отозвался о благочестии русского православного царства.
Русь все более утверждается в роли опоры вселенского Православия и одновременно апокалипсического Третьего, последнего Рима, с падением которого наступит пришествие антихриста, ибо «четвертому Риму не быти».
2. ВЛИЯНИЕ ДОКТРИНЫ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ РУСИ
2.1 Доктрина «Москва – Третий
Рим» в общественной и
Как было
сказано выше, идея Москвы как третьего
Рима в своем первоначальном варианте
имела прежде всего теологический
смысл, связанный главным образом
с определением новой роли русской
церкви в христианском мире, ее международного
статуса и положения в своей
стране по отношению к царской
власти. Первоначально идея превращения
Москвы в третий Рим относилась не
столько к ее политическому могуществу,
сколько к предназначению русского
государства быть убежищем "истинного
христианства". Однако очень скоро
у нее появился и новый смысл,
произошло своеобразное смещение акцентов
- с религиозного провиденциализма
в сторону идейно-
Руководящей идеей у Филофея является идея провиденциализма: все, что совершается в истории, все совершается по мудрому начертанию Промысла. Затем эта точка зрения у Филофея переходит в теократическую систему управления земными царствами; в основе же его политической идеологии лежит понятие богоизбранности царства, которое направляет жизнь человечества к конечной цели бытия людей на земле; богоизбранный народ хранит истинную богооткровенную религию. Филофей не раскрывает полного чередования мировых царств, а непосредственно останавливается на старом Риме, указывает его преемство Константинополем - вторым Римом, и, наконец, переходит к Руси, с богоспасительной Москвою, этим третьим Римом - и последним.
С одной стороны, России предписывалась роль хранительницы единственно истинной христианской православной веры, с другой - православие объявлялось "русским", а русское государство - единственным и подлинно христианским и в этом смысле вселенским царством. Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели в идее то, что было созвучно их собственным устремлениям, связанным и с укреплением политических позиций Москвы, и с укреплением самодержавия. Новый религиозный статус Москвы, на которую перешла благодать Божия, делал ее центром всего христианского мира и, соответственно, царя Московского превращал во "вседержителя", ответственного лишь перед Богом и потому ни с кем не делящего "вверенную" ему власть, в том числе и с церковью. Правда, не все придерживались подобных взглядов. Так, Максим Грек не признавал независимости русской церкви от греческой. И даже пленение Византии турками, по его мнению, не лишало ее благочестия и, вопреки претензиям Москвы, не давал ей основания считать себя ее наследницей - Третьим Римом. Позже эта идея была подхвачена патриархом Никоном.
Двойственность идеологемы "Москва - Третий Рим" и связанного с ней русского мессианизма весьма точно уловил Н.А. Бердяев. "Русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывается с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя", - писал он. Так "империалистический соблазн входит в мессианское сознание”. Открывалась возможность превращения провиденциалистской идеи в аргумент имперской идеологии и политики. Но полное осознание этого противоречия вместе с практическими выводами пришло позже, с историческим опытом. А в XVI в. совпадение религиозной и политической идеи представлялось еще вполне естественным и не грозило далеко идущими последствиями.
К XVII веку,
ко времени царствования Алексея
Михайловича религиозно-
Постепенно, по мере укрепления основ русского самодержавия и его идеологии учение о Москве как Третьем Риме из факта консолидации нации превращалось в охранительно-консервативную силу, и неслучайно именно оно сыграло роковую роль в церковном расколе XYII века, переросшем в трагический раскол общества. В эпоху русского раскола идея Москвы как Третьего Рима последний раз выражалась непосредственно народом в своем первоначальном виде, после чего послания старца Филофея имели хождение главным образом в старообрядческой литературе.
Как известно,
государство и официальная
Несколько
позже идея русского мессианизма
приобретет новую форму и станет
развиваться в иной парадигме - в
системе философских
В отличие от православного понимания
идеи "Москва - Третий Рим", государственно-официальное
лишалось своего эсхатологического
акцента, приобретало значительно
более ярко выраженную привязку к
имевшимся государственным
В рамках
идеологии Святой Руси и Третьего
Рима, сосуществования их разных толкований,
освоение новых земель могло разыгрываться
как "драма". Скользящая локализация
Святой Руси народных легенд давала возможность
русскому народу бежать от государства.
Россию беглецы несли с собой.
С другой стороны, официальная идеология
Третьего Рима и связанная с ней
имперская программа, подразумевающая
территориальную экспансию, позволяла
не только закрывать глаза на самовольные
переселения, но и поощрять их с целью
расширения границ Российского государства.
Если беглых не устраивало то, что они
вновь оказывались под
В свою очередь
эсхатологическая окрашенность православно-церковного
понимания идеи Москвы - Третьего Рима
в сочетании с его
Итак, край, где живут русские, воспринимался уже как вполне русский, но окончательно он превращался в Россию, когда в нем строились церкви. Основная модель распространения Православия среди инородцев была воспринята Россией от Византии. Византия тоже практически не знала проповеди как целенаправленного государственного дела. Миссия осуществлялась спонтанным образом удалявшимися за пределы Византийской империи монахами; имперское же правительство было готово лишь при успехе миссии оказать ей необходимую поддержку, что подразумевало определенный контроль и определенную централизацию. Императоры осознавали роль добровольных проповедников для сохранения Христианского - "Римского" - единства.
Аналогичным образом и в России проповедь была почти всецело делом монахов, причем зачастую удалявшихся за пределы российской государственной территории вовсе не с целью миссии, а напротив, желая порвать связи с миром, но основывавших в конце концов скиты и монастыри, становившиеся центрами церковности. Таким образом, усвоив византийские государственные установки, Российская империя восприняла видимое равнодушие к делу миссии. Задачей государства было устанавливать границы Православного царства, а обращать туземное население в Православие — это дело Промысла Божьего. Однако служение монаха в России воспринималось тоже как своего рода государственное служение, но не в том смысле, что государство специально направляло деятельность монаха (напротив, оно признавало за ним значительно большую свободу, чем за другими гражданами империи, от самого высокого звания до самого низкого), но в том, что его путь имел особую государственную санкцию: государство знало, что монах, особенно поселившийся на новых землях, является там столпом российской государственности уже самим фактом своего существования, ничего не делая для этого специально.
Итак, силу
русской экспансии обеспечивала
идеологема "Москва - Третий Рим ".
Именно эта идеологема "обыгрывалась"
ходе взаимодействия внутриэтнических
групп (функционального
В свете
этого центрального принципа, включение
в государство новых земель означало
расширение пределов Православного
мира и увеличение численности православного
народа. Парадигмы религиозные и
государственные сливались: государственная
мощь империи связывалась с
2.2 Доктрина "Москва - Третий
Рим" в общественной и
В доктрине
«Москва - Третий Рим», являвшейся прямой
апологией византизма, русское государство
предстает историческим и политическим
субъектом, активно участвующим
в мировом цивилизационном
В XIX - XX вв.
в русской религиозно-