Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:35, реферат
Целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
раскрыть суть самой концепции, отследить источники ее возникновения;
показать эволюцию идеи от религиозной к общественно-политической;
выявить последствия влияния этой доктрины на формирование внешней политики России.
Ведение 3
1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России 5
1.1 Источники доктрины 7
1.2 Суть доктрины 9
2. Влияние доктрины на формирование внешней политики 11
2.1 Доктрина «Москва – Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков 11
2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX – начала XX веков. 17
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Концепция византизма у Вл. Соловьева. В работе «Византизм и Россия» Вл. Соловьев исследовал византизм как исторический и социокультурный феномен, характерный для православных государств и в первую очередь для самой Византии, а также для России, воспринявшей от нее православие. Именно византизм как неспособность и нежелание выполнять главные жизненные требования христианства явился, согласно Соловьеву, внутренней, духовной причиной падения древней православной империи.
В понимании
Соловьева византизму присущи несколько
серьезных “общественных
1) отсутствие высшей задачи перед обществом и государством, которая соответствовала бы христианским идеалам;
2) отсутствие явно выраженного стремления к совершенствованию;
3) равнодушие
государства к неформальной
В. В. Розанов: судьба России – быть пленницей византизма.
В. В. Розанов, размышляя о влиянии Византии на Русь, обратил внимание на то, что русские приняли христианство еще до разделения Церкви на Восточную и Западную. Однако, на протяжении четырех с половиной столетий, с 988 г. по 1453 г., Русь была связана только с одной восточной Церковью. В результате русские были уведены из древнего общего христианского русла в обособленный поток византийского церковного движения. Или, иными словами, русские вошли вслед за Византией в тихий исторический затон, недоступный волнениям и оживлению.
Таким образом, Розанов отчетливо проводит мысль о том, что унаследованный византизм отделил Россию от Запада. Именно он стал главным препятствием на пути интеграции России в мировое цивилизованное сообщество.
А. Тойнби: византизм как «варварская отметина» на лике России. Во второй половине 1940-х гг. известный английский историк и социальный философ Арнольд Тойнби обращался к проблеме русского византизма в своих публичных лекциях, журнальных публикациях, а также в книге «Civilization on Trial» (New York, 1948).
Согласно
Тойнби, Россия в ее активном взаимодействии
с Западом постоянно
Вызов Запада породил у России две противоположные социальные реакции, рассредоточенные во времени и пространстве. Первая реакция носила ярко выраженный византистский характер ортодоксального консерватизма и социального изоляционизма. Ее наиболее страстными приверженцами были русские староверы. Другая реакция имела вид западнической политики Петра I, пытавшегося поставить православную Русь в один ряд с государствами западного мира, приблизить ее гражданское и военное устройство к европейским стандартам и при этом сохранить ее политическую независимость и культурную автономию.
Тойнби,
вглядываясь в очертания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитая Филофеем в политическую теорию формула “Третьего Рима” была не нова для литературы XV-XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества.
Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила - ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии -оправданием или обоснованием каких-либо агрессий.
Теория Филофея “Москва - Третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.
Идеал, заключенный
в понятии "Москва - Третий Рим",
не уходил из жизни в ее традиционно
религиозном выражении и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И.Н. Сиземская. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 398 с.
1 Кожинов В.В. История Руси и русского слова. -М., 2001.- С. 470-471
2 Скрынников Р.Г. Борис Годунов. - М., 2002.- С. 51
3 Кожинов В.В. История Руси и русского слова. – М., 2001.- С. 470-471
4 Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.-С. 220-224
5 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 2003.- С. 379.