Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:59, реферат
Цель: рассмотреть историю Российской культуры первой половины XIX века в различных её направлениях: литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и т.д., чтобы выявить на основе изученной информации черты и характер общественно-культурной жизни России данного периода.
Задачи: на общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движения декабристов, задачей было поставлено определить их роль в развитии общественного сознания и как они повлияли на политику правительства в сфере культуры;
Введение.
Предреформенная Россия………………………………... 2
1. Образование и просвещение………………………..…2
2. Успехи научной мысли……………………………….. 5
3. Художественная культура ………………………….... 7
4.Литература…………………………………………….…7
5.Театр…………………………………………….…….….10
6.Музыка…………………………………………….……..11
7.Архитектура……………………………………….……..11
8.Живопись………………………………………………...12
Заключение…………………………………………….… .14
Список использованной литературы……………….……15
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный
педагогический институт»
«Наука и культура первой половины XIX века».
Введение.
Предреформенная Россия………………………………... 2
1. Образование и просвещение………………………..…2
2. Успехи научной мысли……………………………….. 5
3. Художественная культура ………………………….... 7
4.Литература…………………………………………….
5.Театр…………………………………………….…….….
6.Музыка…………………………………………….……..
7.Архитектура……………………………………….…
8.Живопись………………………………………………..
Заключение…………………………………………….… .14
Список использованной литературы……………….……15
Проблема исследования: т.к. первая половина XIX века занимает одно из важнейших мест в истории России, важным этапом является возможность определить взаимосвязь политических событий с культурным развитием страны.
Актуальность: данная тема заключает в себе интересные вопросы, до сих пор волнующие современников. Разные учёные по данной тематике выдвигают свои точки зрения о влиянии событий, как Западной Европы, так и происходивших в стране на русскую культуру начала XIX века.
Цель: рассмотреть историю Российской культуры первой половины XIX века в различных её направлениях: литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и т.д., чтобы выявить на основе изученной информации черты и характер общественно-культурной жизни России данного периода.
Задачи: 1)на общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движения декабристов, задачей было поставлено определить их роль в развитии общественного сознания и как они повлияли на политику правительства в сфере культуры;
2)рассмотреть идеи, которые определили духовные искания в России начала XIX века на примере успехов, достигнутых в различных сферах культуры.
Краткое изучение темы: в своих работах данную тему в своих работах изучали такие историки и литературоведы как А.Н. Соколов, Е.А. Маймин, В.С. Шульгин, В.Г Белинский и др., которые приводят определённые доводы и цитаты по рассматриваемому вопросу.
Практическая ценность:
выполненная работа заключает в себе научную
и новорассмотренную информацию.
Предреформенная Россия
Эпоха 1812 г. – важный этап в развитии
национального самрсознания.
Общая идейная атмосфера предвоенных
лет и периода Отечественной войны вызвала
небывалый патриотический подъем в стране.
Успешное завершение в войне воспринималось
современниками как, национальная победа,
предотвратившая иноземное порабощение.
“Война 1812 г. пробудила народ русский
к жизни и составляет важный период в политическом
его существовании.”[1] “1812 г. — эпоха,
с которой начиналась новая жизнь для
России и дело не только во внешнем величии
и блеске, но прежде всего во внутреннем
развитии в обществе гражданственности
и образования, которые были результатом
этой эпохи”.[2]
1.Образование и просвещение.
Одним из важнейших явлений в истории русской культуры этого времени стало преобразование системы народного просвещения в 1803 году. В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа, прежде всего, способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний”.
Система народного просвещения состояла в следующем: приходские одноклассные училища предназначались для детей “самых низших сословий”, в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей “купцов, ремесленников и других городских обывателей”, в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях, которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где “предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных” [1] . Все эти меры правительства были направлены на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С.С. Уваров подчеркивал, что “при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий”[2] . Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа (1835).
Жизнь вносила коррективы в принципы сословности образования. С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ (Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др.). В 40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России.
К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано “Общество учреждения училищ по методу взаимного обучения”, которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддерживало эту инициативу общественности. Но после того как ланкастерские школы стали использоваться декабристами (М.Ф.Орлов, Н.Н.Раевский) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.
Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди сельского населения.
В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ (32 гимназии и 126 уездных училищ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры.
Университеты, число которых было прежним, продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.
Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические заведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г., ныне - Технологический институт им. Ленсовета), Московское ремесленное училище (1830 г., в настоящее время - Московский государственный технический университет 1 им. Н.Э.Баумана). С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технология производства и т. д. В 1822 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства в России была открыта Земледельческая школа — первое в стране сельскохозяйственное учебное заведение.
В дореформенной России подготовка учителей для гимназий и университетов осуществлялось только в одном специальном учебном заведении — Главном педагогическом институте в Петербурге. Он возник в 1804 г. на основе учительской семинарии XVIII в. Преобразованный в 1819 г. в университет Главный педагогический институт был вновь восстановлен в 1829 г. На протяжении первой половины XIX в. значение центров по подготовке преподавателей для гимназий, средних и высших учебных заведений сохраняли университеты. Специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы в России не было.
Развитие библиотечного дела в этот период было связано с открытием публичных библиотек в некоторых губернских и уездных городах. Эти библиотеки, как правило, возникали благодаря усилиям местной общественности, без поддержки правительства. В середине 50-х годов примерно из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е годы, продолжали действовать немногим более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные условия, публичные библиотеки содействовали распространению книг и журналов. Во многих провинциальных городах они стали важными культурными центрами.
В этот период продолжает формироваться система культурно- просветительных учреждений. В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России национального музея, который должен был вести просветительную работу. Этот проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в пореформенное время. В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший со второй половины XVIII в. как дворцовый музей. По широте и ценности художественных коллекций Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. С 1856 г. начал собирать произведения русской живописи П.М.Третьяков (1832-1898).
2. Успехи научной мысли.
Общие социально-экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия.
В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллингаузена была открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В 1845 г. было создано Русское географическое общество, одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран.
Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета И.И.Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826). Это открытие ученого создавало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики.
Развитию технической мысли способствовал
рост промышленности. В области электротехники
физик, академик Петербургской Академии
наук В.В.Петров (1761-1834), демонстрировавший
в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул
идею о ее практическом применении для
сварки и плавлений металлов.
П.Л.Шиллинг (1786-1837) сконструировал
и осуществил в1832 г. в Петербурге первую
линию электромагнитного телеграфа. Б.С.Якоби
(1801-1874) успешно работал в области создания
электродвигателя и основ гальванотехники.
Практический опыт, накопленный русской
металлургией, послужил основой для появления
в этой области крупных специалистов.
Выдающимся металлургом был П.П.Аносов
(1799-1851). Сделанные им открытия положили
начало металлургии высококачественной
литой стали. Он раскрыл утерянный в середине
века секрет изготовления булатной стали.
В 30-е годы на Нижнетагильском металлургическом
заводе крепостными механиками Е.А и М.Е.Черепановыми
(отец с сыном), была построена паровая
железная дорога. Быстрое развитие текстильной,
в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности
содействовало успехам в химии. С именами
профессоров Казанского университета
Н.Н.Зинина (1812-1880), А.М.Бутлерова (1828-1886)
связано создание химической школы, давшей
науке много талантливых исследователей.
Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н.И.Пирогов (1810-1881), профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-эксперементального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н.И.Пирогова “ Типографическая анатомия” получил мировую известность.
Общественные науки в первой половине XIX в., несмотря на зависимость от официальной идеологии и политики, отразили в своем развитии социально- экономические противоречия предреформенного времени. Это нашло выражение в обращении экономической науки к конкретному исследованию процессов, происходивших в экономике России. Интерес к отечественной истории, усиливавшийся в это время, был закономерным явлением национального самосознания. “ Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем”[1].
Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина (1766-1826), вышедших в свет в 1818 г. Герцен впоследствии писал, что эта книга “весьма содействовала обращению умов к изучению отечества”. [2] К первой половине XIX в. относится научная деятельность крупнейшего ученого- медиевиста[3] Т.Н.Грановского (1813-1855). В это время начинает свою исследовательскую работу в области российской истории С.М.Соловьев (1820-1879), научные труды которого связаны с развитием одной из ведущих школ отечественной историографии — государственной школой.
Информация о работе Наука и культура первой половины XIX века