Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:59, реферат
Цель: рассмотреть историю Российской культуры первой половины XIX века в различных её направлениях: литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и т.д., чтобы выявить на основе изученной информации черты и характер общественно-культурной жизни России данного периода.
Задачи: на общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движения декабристов, задачей было поставлено определить их роль в развитии общественного сознания и как они повлияли на политику правительства в сфере культуры;
Введение.
Предреформенная Россия………………………………... 2
1. Образование и просвещение………………………..…2
2. Успехи научной мысли……………………………….. 5
3. Художественная культура ………………………….... 7
4.Литература…………………………………………….…7
5.Театр…………………………………………….…….….10
6.Музыка…………………………………………….……..11
7.Архитектура……………………………………….……..11
8.Живопись………………………………………………...12
Заключение…………………………………………….… .14
Список использованной литературы……………….……15
С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавший до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П.Н.Демидовым.
3. Художественная культура
Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно - художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей.
В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков.
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. — романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
Внимание к отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества (“Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”, “История пугачевского бунта”). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг “Философского письма” П.Я.Чаадаева. Пушкин был одним из тех, кто не принял нигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории. В письме к нему поэт писал: “Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться ... Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя ... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал”[1] .
4. Литература
В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады (“Людмила”, “ Светлана” и др.), исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии “душу и сердце, составили целый период нравственного развития нашего общества. Воздействие Жуковского на читающую публику было безмерно велико и безмерно благодетельно”, как писал В.Г.Белинский. [2] Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ”за угнетенную свободу человека”, бело характерной чертой романтической поэзии.
К.Ф.Рылеев (1795-1826), осуждавший Жуковского за мистицизм, “мечтательность, неопределенность в какую-то туманность”, сам являлся ярчайшим представителем гражданского романтизма. Его лирика пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями (“Думы”, поэмы “Войнаровский”, “Наливайко”). Призывая собратьев по перу употребить все усилия, чтобы “осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин”, Рылеев показывал пример служения обществу своим творчеством и готовность пожертвовать жизнью ”для пробуждения спящих россиян”.
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы. Поэты - романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем “Илиаду” в переводе Н.И.Гнедича.
Важнейшая проблема национальной
культуры, в частности литературы, - народность
художественных произведений, эволюция
самого этого понятия.
Поиск сущности народности первоначально
связывался с растущим интересом к отечественной
истории. По мнению Н.М.Карамзина, ключ
к пониманию самобытности русской литературы
надо искать в истории, что и определило
широкое развитие исторического жанра
в искусстве романтизма. Народность в
этот период отождествлялась с национальной
самобытностью, т.е. с особенностями уклада
народной жизни, быта, костюма и т.д.
Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия “народность”. Если официальная народность исходила из “беспредельной преданности и повиновения самодержавию”, то в понимании передовых деятелей культуры народность означала “верность изображения картин русской жизни”.
Развивая и углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимого ее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих произведениях жизненной праве. По мнению В.Г.Белинского, истинно народное произведение то, которое отвечает объективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых людей, художественное произведение должно призывать к борьбе за ее изменение. Этот тезис стал одним из главных положений революционно - демократической эстетики.
В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романизма к реализму. В литературе этого движение связанно с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной
литературы и культуры в целом роль
А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно
выразил это Гоголь: “При имени Пушкина
тотчас осеняет мысль о русском национальном
поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное
и, может быть, единственное явление русского
духа: это русский человек в его развитии,
в каком он, может быть, явится через двести
лет” [1].
Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности (первое стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу” было напечатано в1814 г.). Его творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. “Евгений Онегин” Пушкина был первым русским реалистическим романом, “в высшей степени народным произведением” (В.Г.Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833 г. Универсализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком (“Руслан и Людмила”, 1817-20; “Цыганы”, 1824-25; “Борис Годунов”, 1824-25; “История пугачевского бунта”, 1833-34 и др.)
Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман “Герой нашего времени” (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма. В творчестве поэта переплетались личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения “Бородино”, 1837; “Родина”, 1841; поэма “Мцыри”, 1840; “Демон”, 1829-41; драма “Маскарад”, 1835-56 и др.).
Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе. “Мертвы души» — одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белинский оценил его так “творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни”. Загадочный Гоголь — писатель - фантаст, близкий Гофману, причем не только в ранних романтических произведениях (“Вечера на хуторе близ Диканьки”), но и более зрелых (Петербургские повести). Роднят произведения Гоголя с творчеством выдающегося немецкого писателя - романтика причудливая фантазия, порой доходящая до мистического гротеска, тонкая ирония и, конечно, сатира на российскую действительность. Суть его трагедии в религиозных исканиях и в мучительном осмыслении проблемы “Церковь и культура”.
Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни — общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей “натуральной школы” (ранние произведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева Ф.М.Достоевского и др.) был “маленький человек” с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов “Записки охотника” И.С.Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Островский.
Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действительный характер, воздействие “на понятия и нравы общества” отмечали многие современники.
В первой половине XIX в. активизируется собирательская и исследовательская деятельность в области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом русского фольклора.
Состояние театрально - сценического искусства было показателем “общественного просвещения и духа времени”. Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, влиявшую на репертуар, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной жизни.
Центром театральной культуры в Москве
был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное
разделение труппы бывшего Перовского
театра на драматическую и балетную. Драматические
спектакли были перенесены в здание, построенное
архитектором О.И.Бове и получившее название
Малый театр.
Большой театр с 1825 г. предназначался
только для оперных и балетных спектаклей.
В Петербурге имелось несколько театров,
наиболее известный из них — Александрийский
(архитектор К.И.Росси), открытый в 1832 г.
исторической драмой М.В.Крюковского “Князь
Пожарский”. В отличие от московского
Малого театра, где были сильны демократические
традиции, театр северной столицы Российской
империи носил официально-парадный характер.
Театры существовали также во многих
губернских городах.
Театр первой половины XIX в. воспитал
плеяду замечательных русских актеров,
которыми и доныне по праву гордится русская
сцена (Е.С.Семенова,
В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щепкин,
А.Е.Мартынов). В этот период начинается
становление режиссуры, искусства оформления
спектакля.
Музыка этого времени, опираясь на
лучшие традиции народности и демократизма,
испытала на себе сильное воздействие
эпохи 1812 года.
В истории русского музыкального искусства
особая роль принадлежит
М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано
возникновение русской музыкальной классики,
национальной школы в музыке. Событием
в культурной жизни России была постановка
оперы Глинка “Жизнь за царя” (1836).Оперу
довольно сухо встретила высокосветская
публика, “кучерская музыка” не вызвала
ее симпатий. Но многие передовые люди
России восторженно приветствовали спектакль.
В числе поклонников оперы были Пушкин,
Гоголь, Белинский, Одоевский. Хомяков.
Глинка — родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он “создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку.... русский национальный романс”,- писал о нем В.В,Стасов[1]. Глинка — композитор, для которого высшими принципами искусства были идейность и народность. “Создает музыку народ,- говорил он А.Н.Серову (композитор и музыкальный критик),- а мы, художники, только ее аранжируем”[2].
Для творчества А.С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее сочувствие “ маленькому человеку” (опера “Русалка”, 1856).
Блестящих успехов достигла архитектура
русского ампира. В первой трети
XIX в. она продолжала традиции классицизма
и была связана с именами
А.Д.Захарова (1761-1811), одного первых зачинателей
русского ампира,
А.Н.Воронихина (1759-1814), К.И.Росси (1775-1849).
Для зодчих этого времени становится характерным
синтез архитектуры и скульптуры. В это
время создаются монументальные ансамбли
Петербурга, формируются площади северной
столицы — Дворцовая, Сенатская, Стрелка
Васильевского острова.
В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845).
В 30-е годы в связи с признаками распада художественной системы классицизма архитектура все более приобретала функционально-утилитарный характер. Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохранили стилевое единство.
В это время получает распространение
“русско-византийский” стиль.
Одним из ведущих архитекторов этого стиля
был К.А.Тон (1794-1881) — автор проектов Храма
Христа Спасителя, Большого Кремлевского
дворца, Оружейной палаты.
Информация о работе Наука и культура первой половины XIX века