Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:05, реферат
3 декабря 1564 года царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и "святости". После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию - Александровскую слободу (ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда в начале января 1565 года Иван IV Грозный шлет в Москву две грамоты. В первой - адресованной боярам, духовенству и служилым людям - он обвинял их же в изменах и потворстве изменам, а во второй царь объявлял московским посадским людям, что у него "гневу на них и опалы никоторые нет".
Учреждение опричнины.
Списки опричников.
Историки и современники.
Взаимоотношения Ивана Грозного с Андреем Курбским.
С.Ф. Платонов об опричнине.
Д.А. Альшиц.
Опричнина в оценке Р.Г. Скрынникова.
Опричнина глазами Н.М. Карамзина.
Заключение. Общая оценка.
Список использованной литературы.
Опричнина в оценке Р.Г. Скрынникова.
Мнение Скрынникова Р.Г. отличается от взглядов С.Ф. Платонова на опричнину. Во-первых, Руслан Григорьевич пишет, что в опричнину отбирали «худородных дворян, не знавшихся с боярами». Платонов же считал, что «новый «особный двор» состоял из бояр и их детей». Во-вторых, С.Ф. Платонов рассматривал опричнину как крупную государственную реформу, а Скрынников Р.Г. считал, что первые опричные репрессии носили антикняжескую направленность «учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения», но в течение семи лет политика опричнины не была подчинена единой цели. Опричнина с двором, армией и территорией создавалась для «охранения» жизни царя. Одним из главных аргументов в пользу опричнины была необходимость покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В состав опричного «удела» вошло несколько крупных дворцовых волостей и обширные северные территории с богатыми торговыми городами. В опричнину отбирали «худородных дворян, не знавшихся с боярами». Собранное из незнатных дворян опричное войско должно было стать надежной опорой для борьбы с княжками. Для обеспечения опричников землей были конфискованы поместья суздальских, можайских и других землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу. Скрынников Р.Г. писал: «Стержнем политической истории опричнины стал чудовищный процесс над сторонниками двоюродного брата царя князя Владимира Андреевича, завершившийся разгромом Новгорода. Причиной террора явился не столько пресловутый новгородский сепаратизм, сколько стремление правителей любой ценой удержать власть в своих руках». С началом существования опричнины связывают начало политических казней. Всего за время существования опричнины, по данным Скрынникова Р.Г., было уничтожено около 3-4 тысяч человек. Из них 600-700 дворяне, не считая членов их семей. Скрынников Р.Г. полагал, что образование опричнины представляло собой верхушечный переворот, имевший целью утвердить принципы неограниченного правления. После установления опричнины царь выгнал княжат из Боярской думы и заменил их нетитулованными боярами. Опричнина существенно ограничила компетенцию думы, прежде всего в сфере внутреннего управления. Скрынников Р.Г. писал: «Опричнина обнаружила тот факт, что в XVI в. среднее и мелкое дворянство еще не обладало ни моральными и политическими потенциями, ни достаточным образованием и влиянием, чтобы оттеснить боярскую аристократию от кормила управления и занять ее место. Свое выступление на исторической арене «худородные» дворяне- преторианцы ознаменовали лишь кровавыми бесчинствами, бессовестным грабежом и всякого рода злоупотреблениями. В опричнине окончательно сложился институт думных дворян». Опричные погромы деморализовали жизнь общества, но не могли изменить основных тенденций общественного развития, отчетливо обнаружившихся в период реформ. Развитие приказной системы управления вело к усилению централизации. Возросло значение служилой дворянской бюрократии. Проведенные в начале опричнины земельные конфискации привели к ослаблению боярской аристократии и укреплению самодержавия. « Опричнина дорого обошлась стране. Кровавая неразбериха террора унесла множество человеческих жизней. Погромы сопровождались разрушением производительных сил. Бесчинства опричников были беспрецедентными и не имели оправданий».
Н. М. Карамзин об опричнине.
Судить об отношении Карамзина к опричнине мы можем из «Истории государства российского». Правлению Ивана Грозного посвящены тома IX и X, из них достаточно внимания уделено данной проблеме. Привиденный ниже отрывок из X тома посвящен становлению опричнины на Руси.
После казней Иван занялся
образованием своей новой дружины.
В совете с ним сидели Алексей
Басманов, Малюта Скуратов, Князь Афанасий
Вяземский, и другие любимцы. К ним
приводили молодых Детей
Мы можем судить об отношении Карамзина к любимцам царя еще и по подобным изречениям : «Сверх многих иных злодейств, к ужасу мирных граждан, следующее вошло в обыкновение», «люди земские, от Дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных» и т.д. Он описывает поведение опричников в новом дворце Ивана:
«Опричники, блистая в своих златых одеждах, наполняли дворец, но не заграждали пути к престолу и старым Боярам: только смотрели на них спесиво, величаясь как подлые рабы в чести недостойной.»
Карамзин делит правление Грозного на две абсолютно полярные составляющие. Первая – мудрое и прогрессивное царствование в период первых лет нахождения у власти и вторая, которую он резко осуждал - период опричнины, опалов и казней.
Заключение. Общая оценка.
Историческая оценка
опричнины в зависимости от эпохи,
научной школы, к которой принадлежит
историк, и т. п. может быть кардинально
противоположной. До известной степени,
эти основы этих противоположных
оценок были заложены уже во времена
самого Грозного, когда сосуществовали
две точки зрения: официальная, рассматривавшая
опричнину как акцию по борьбе
с «изменой», и неофициальная, видевшая
в ней бессмысленный и
Список использованной литературы.
1 Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2002. С. 187
2 Шмидт С. О. Становление российского самодержавства C. 236—237. Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства… С. 100—105
3 Р. Г. Скрынников. Иван Грозный
4 Л.: Наука, 1988. 244 с.
5 ПСС. Т. 4. С. 252
6 «О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника». М., 1925
7 Вопросы истории. 1989. № 7. С. 157-159
8 О государстве русском. С-Пб., 1906. С. 40
9 Д. Н. Альшиц. С. 121-122
10 (Вопр. истории. 1989. № 7. С. 159).