Организация управления при Иване III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:57, реферат

Краткое описание

В борьбе между римским католицизмом и греческим православием Иван III выступал в роли защитника православия и решительного противника римского католицизма. Как мы видели выше, благодаря этой позиции он сумел подорвать единство новгородцев. Она также привлекла к нему симпатии некоторых западнорусских князей, что служило его интересам в столкновениях с Литвой.
Напротив, Иван III никогда не смешивал религию с политикой в своих отношениях с Восточным миром, и в делах с татарами старательно избегал любого вмешательства в их религиозные верования – никогда не было предпринято ни единой попытки силой обратить в христианство кого либо из его мусульманских вассалов.

Содержание

Введение
1. Управление в России при Иване III.
1.1. Политические аспекты эпохи Ивана III.
1.2 Форма осуществление государственной власти.
1.3 Первые шаги на пути к централизации.
2. Местное управление при Иване III.
2.1. Местное самоуправление в России XV в.
2.2 Органы местного самоуправления в древней Руси.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

Надо сказать, что права веча не могут ограничиваться каким-либо одним родом дел, компетенция  веча, также как и князя, и «боярской  думы», простирается на всю сферу  высших государственных дел управления и суда.

Во-первых, вече решало вопросы войны  и мира, а также санкционировало  сбор средств для военных предприятий  князя. Здесь надо отметить, что военная  организация на Руси была народной по своей природе.

Во-вторых, народ мог участвовать  в заключении международных договоров, так, например, русские послы, прибывшие  в 944г. в Константинополь, заключили  договор от имени «Игоря, великого князя русского, и от всякая княжья и от всех людей Руси земля»3-. Скрепив  соглашение клятвой, греки направили  своих послов в Киев для того, чтобы договор одобрила русская  сторона. По прибытию греков в Киев им присягало все население города, а не только князь с дружиной.

Кроме того, вече могло распоряжаться  государственными финансами, земельными фондами и смердами. Как известно, в Древней Руси князь не имел права  собственности на землю, она всецело  принадлежала общине, которая передавала князю часть доходов с той  или иной волости.

Важнейшим правом, закрепленным за вечем  было определение лиц, входивших  в княжеский административно-судебный аппарат, а также лиц, занимавших высшие церковные должности в  данной волости. Здесь примером может  служить занятие киевского стола  в 1146г. Игорю ничего не оставалось, как  принять условия этого договора. Кстати сказать, позже князь нарушил  «ряд», за что был схвачен и  посажен в пору при Переяславском  монастыре св. Иоанна. Тут мы подходим к самой, пожалуй, главной функции  древнерусского веча - праву призывать  по своей воле князей и смещать  неугодных правителей. Это право  вече получило далеко не сразу, оно  явилось результатом развития древнерусских  общин, где вече начинает распоряжаться  княжеским столом с середины XI века. В Киеве первый случай такого рода был датирован 1068г., о чем подробнее  уже говорилось выше. Начиная с  Владимира Мономаха практика призвания  и изгнания князей становится здесь  постоянной.

Для того, чтобы лучше представить  себе значение веча как политического  института необходимо рассмотреть  государственное устройство Руси в  целом и проанализировать взаимодействие народного собрания с другими  формами власти.

Верховная власть в древнерусских  землях включала в себя три элемента: князя, «боярскую думу» и вече. Происхождение всех трех властных инструментов уходит в эпоху до государственную, в недра первичной формации.

Аналогом «боярской думы» в  период родоплеменных отношений  был совет старейшин. Как государственный  институт «боярская дума», по определению  Владимирского -Буданова - это «постоянный  совет лучших людей (бояр) каждой земли, решающий (вместе с князем) основные земские вопросы»4. «Боярская дума»  существовала только в одном старшем  городе земли, в пригородах были советы старейшин, но они обладали не политической, а лишь судебной и административной властью. В древнерусских источниках наименование «боярская дума» не встречается, этот термин образован  искусственно, на основании выражения  «бояре думающие». Постоянный состав этого  органа включал в себя бояр княжеских - высших служилых людей и «старцев градских» - земских бояр, кроме того, в работе думы могли принимать  участие епископы, игумены главных  монастырей и митрополит. Всякий боярин был непременно членом думы, в этом и состояло его боярское отличие. Факты указывают на обязательность регулярных совещаний князя с  боярами.

Древнерусский институт княжеской  власти вырастает из родоплеменного института военных предводителей - «риксов». В эпоху разложения родоплеменных  отношений и возникновения государства  на восточнославянских землях военные  функции князя по-прежнему остаются главными. Князь выступает как  организатор военных походов  и обороны земли, он обязан обеспечивать войско оружием и конями. Важнейшей  прерогативой князя было право личного  участия во всех судах. Все это  делало княжескую власть обязательным элементом государственного устройства любой древнерусской земли. Действительно  в определенный момент (конец X - начало XI в) в древнерусских землях имело  место некоторое усиление власти князя. это было связано с тем, что Русь вступила в полосу крушения родоплеменного строя. То была эпоха  социальной нестабильности, роста преступности, усиления общественной дифференциации, деградации старых социальных связей и слабости новых. В этой обстановке увеличивается общественно-устроительное  значение князя и дружины, осиливается  их самостоятельность в осуществлении  властных функций. Однако это было лишь временное явление. В середине XI в. Городские общины в землях, возникших  на обломках племенных союзов вновь  берут инициативу в свои руки, отстаивая  независимость от княжеской власти, это выразилось прежде всего в  самовольном распоряжении княжескими столами, о чем подробнее говорилось в предыдущей главе. Если раньше принцип  наследственности и принцип избрания зачастую совпадали, то к середине XII в. абсолютно во всех землях берет  перевес начало избрания князя вечем, в то же время входит в общий  обычай правило заключения «ряда» с  князем, где оговаривались некоторые  условия занятия княжеского престола, ставившие князя в определенные рамки.

Ещё одно предубеждение, связанное  с вечем, это представление о  народных собраниях как о хаотичной  толпе без определенных правил и  механизмов взаимодействия. Летописный материал опровергает такой подход. Так, Лаврентьевская летопись, рассказывая  о вече 1147 года у Святой Софии  в Киеве, воспроизводит порядок  ведения народных собраний - перед  нами вполне порядочное совещание, проходящее с соблюдением правил, выработанных вечевой практикой. Сошедшиеся к  Софии киевляне рассаживаются, степенно ожидая начала веча. «Заседанием» руководил  князь, митрополит и тысяцкий. Послы, по этикету, приветствуют по очереди  митрополита , тысяцкого и остальных  «вечников».

Для принятия решений требовалось  единогласное одобрение всех участников, хотя в действительности под единогласным подразумевалось подавляющее большинство. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет  достигнуто соглашение. Например, в  Новгороде в 1218г. после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую  неделю, пока не «сошлись братья все  единодушно».

Конечно, вечевая община не сразу  стала самостоятельной и независимой  от князя и знати, она прошла долгий путь становления, который протекал параллельно с эволюцией веча от органа родоплеменного строя к  органу публичной власти. В различных  землях этот процесс протекал не одинаково  и завершился в разные сроки, но применительно  к середине XII в. можно говорить о  становлении повсюду на Руси городов-государств и о доминировании веча в политической жизни каждой волости.

Таким образом, до татаро-монгольского нашествия на Руси существовали повсеместно  государства, построенные на общинной основе.

До конца XII века политическое устройство всех русских земель не имело пропорциональных различий: всюду существовала трехчленная  система власти, выраженная в таких  институтах, как князь, «боярская  думу» и вече. Все три элемента власти находились в некотором равновесии. Однако в конце XII - начале XIII вв ситуация меняется - во всех землях начинаются трансформации, связанные с доминированием в  них какой-либо одной из трех форм государственной власти. По этому  принципу тогдашнюю Русь можно разделить  на три части: Южная и юго-западная, северо-восточная, северо-западная, южная  и юго-западная Русь - это Галицко-Волынские  и Киевские земли.

Здесь надо оговориться, что данное деление довольно условно и критерием  его является схожесть государственного устройства ряда земель. Итак, в этих землях боярская власть начинает преобладать  над властью князя и народного  собрания. Здесь свою роль во многом сыграли географические условия - природное  богатство почвы по рекам Днестр, Сан и Буг дало возможность  появиться могущественном классу земледельцев, т.е. бояр по преимуществу. Нельзя исключить  в качестве причины и соседство  юго-западной Руси с Польшей и  Венгрией, где рано развился аристократический  элемент, что наложило, бесспорно, некоторый  отпечаток на мировоззрение южнорусских  бояр. Бояре с конца XII века присваивают  себе право распоряжения княжеским  столом в обход веча. Кстати, в  Галицко-Волынской земле произошел  единственный случай во всей русской  истории того времени приобретения княжеского стола боярином некняжеского происхождения: в 1210г. Владислав (боярин) въехал в Галич, княжил и сидел  на престоле, но такой случай остался  единственным и ненормальным в глазах современников, вскоре Владислав был  схвачен и заточен в поруб. Для борьбы с боярским элементом  князья пытались опираться на народ, однако, вече не смогло сломить власти объединенной боярской группировки. Бояре  в Галицкой земле владели пригородами  на правах княжеских.  
Следующий блок земель можно обозначить как северо-восточная Русь, сюда относятся Ростово-Суздальская земля, а также отчасти Черниговская и Рязанская. На этих территориях с конца XII века доминирует княжеская власть. Начиная с правления Всеволода III Большое Гнездо (1176-1212), который в летописях начинает упоминаться великим князем, право наследования становится здесь исключительным способом передачи княжеской власти. Княжеская власть усиливается и во внутреннем управлении - понижается значение «боярской думы», а во второй четверти XIII века в Суздальской земле исчезает вече. Впоследствии вече на северо-востоке уже является синонимом восстаний и заговоров. В северо-восточной Руси экономические условия препятствовали образованию как сильного боярства, так и больших городских общин.

И, наконец, третья группа древнерусских  земель - это северо-западные волости, где перевес берет вечевая  форма власти. Такое государственное  устройство утвердилось в Новгороде, Пскове, Вятке, Полоцке, отчасти т  в Смоленской земле.

Наиболее ярким примером подобного  устройства служит, конечно, Новгород, поэтому о нем в основном и  пойдет речь. Существует мнение об исконности новгородских порядков, об особых привилегиях, якобы данных Новгороду изначально. На самом деле особенности новгородского  устройства проявляются не ранее  середины XII в. и не заключают в  себе что-либо чуждое другим русским  землям. Свои вольности город получил, во-первых, в результате развития вечевой  общины, а во-вторых, в результате борьбы за независимость от Киева.

Местные причины, направившие здесь  государственное устройство в сторону  преобладания веча, заключались в  географическом положении земли  и в отношениях с северогерманскими  городскими общинами. Новгородская земля  неблагоприятна для земледелия вследствие скудности почвы, но богатство торговых путей привело к значительному  развитию торговли. Торговля взывает  сосредоточие населения в больших  городских общинах, что и содействовало  развитию вечевого начала.

Новгород делится на две стороны: софийскую (аристократическую) на левом  берегу Волхва и торговую на правом. На левом был «детинец» - Кремль, а в нем Св. София и двор архиепископа - хранилище новгородской казны и  законов. На торговой стороне была торговля с церковью Св. Иоанна, «двор Ярославль» и иноземные дворы. Две стороны  нередко враждовали между собой  и созывали два одновременных  веча.  
Город делился на пять концов, в которых заключалось самоуправление новгородцев - суд, заключение сделок, решение местных дел. Кончанские старосты (выборные главы концов) были представителями этих самоуправляющихся единиц в общегосударственном управлении, их печатями скреплялись грамоты Новгорода, в переговорах с иноземцами участвовали выборные от концов. Главное судилище города состояло из выборных от концов (по 2 боярина и по 2 из «жития людей»). В военных походах концы выступали отдельными полками, каждый под своим знаменем. Все эти черты предполагают существование кончанских народных собраний.

Подразделения концов - улицы - составляли также самоуправляющиеся общины, имея кончанских старост во главе. С  древнейших времен вся Новгородская земля была поделена на части между  концами для большего удобства управления ею.

Псков имел подобное же устройство, там  также был «детинец» и торговля, город также делился на концы, которых было, вероятно, шесть. Существенной особенностью новгородского устройства было появление письменно оформленных  договоров общины с князем (первый дошедший до нас договор датируется 1260г.). В них ограждались новгородские вечевые свободы: право вечевого самоуправления, обязанность князя  «не замышлять войны без новгородского  слова», ограничение судебной власти князя (он не имел права судить без  посадника; новый князь не может  перерешать дела, уже прежде решенные), также, согласно договорам, князь не мог назначать правителями волостей не граждан новгородских, князь не имеет право смещать должностных  лиц без суда.

В XII в. появляется еще одна черта, присущая исключительно Новгороду - возникает  институт выборного посадника при  князе, тогда как ранее он назначался князем как его помощник. Сначала  должность посадника была пожизненной, затем краткосрочной. Однако, надо заметить, институт посадничества был отнюдь не демократическим элементом в  системе власти, т. к. выбирали посадников из членов немногих, одних и тех  же родов, а иногда эта должность  переходила преемственно от отца к  сыну. Круг власти посадника почти  равнялся княжеской.

Подобно посаднику. И тысяцкий тоже сделался выборным, в то время как  в других русских землях его назначал князь. В Новгороде был более  точно определен состав «боярской  думы», он был весьма обширен - по некоторым  источникам в него входило триста господ, в том числе новгородский владыка, княжеский наместник, посадник, тысяцкий, «старые» (сменные) посадники  и тысяцкие и просто бояре. Совет  заседал во дворе архиепископа.

Ряд исследователей, среди которых  наиболее авторитетным является, пожалуй, Янин Я.Л., зачастую представляют Новгород как некую боярскую республику, где  вечевая община была поставлена под  контроль аристократических группировок, соответственно, избрание князей и  посадников было полностью в руках  социальной «верхушки».  
Думается, такой взгляд на Новгородское устройство вполне применим к XV в., когда сформировалось консолидированное боярство, диктовавшие свои условия и князю, и народу, но период до XV в. в истории Новгорода - это все-таки время государственного устройства с доминированием демократического элемента.

В пользу идеи о демократическом  характере новгородской государственности  говорят, во-первых, факт существования  значительной городской общины с  сильными традициями самоорганизации. В Новгороде существовало самоуправление, построенное естественным путем  снизу вверх по системе «уличная община - кончанская община - городская  община», о чем подробнее говорилось выше, новгородцы отнюдь не представляли собой аморфную легкоуправляемую массу. Во-вторых, до середины XII в. Вся социальная энергия новгородцев была направлена на борьбу за независимость от Киева, что бесспорно сглаживало социальные противоречия между «верхами» и  «низами» общества. Ибо только выступая единым фронтом и только опираясь друг на друга горожане могли надеяться  на победу. В-третьих, можно сказать, что существование каких-либо четко  оформленных групп («партий») боярства - это явление, как уже говорилось, заключительного этапа существования  Новгородской республики. До этого  же боярские группировки были весьма неустойчивы, политические ориентации бояр менялись в зависимости от конкретной политической конъюнктуры. Внутри боярская борьба, конечно, оказывала влияние  на замещение высших государственных  постов Новгородской республики, но, чтобы  та или иная смена правителя состоялась, было необходимо волеизъявление масс простых новгородцев, которые в  конечном итоге решали, кому стать  князем или посадником. Именно городская  община распоряжалась этими государственными институтами. И только суетливость  бояр вокруг этих должностей породила у ряда историков иллюзию, будто  одни бояре управляли всем этим процессом. Существенную роль в персональных переменах  на княжеском столе и посадничестве  играли также внешние факторы: войны, меж княжеские и меж волостные  отношения. 

Информация о работе Организация управления при Иване III