Основные концепции правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Человеческое сообщество давно ассоциирует себя с правовым государством, с правосудием, правами человека. Но как возникло право, и как появился этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос задавался неоднократно, и не только людьми, готовыми посвятить свою жизнь изучению и соблюдению юриспрудиции. Но юридически подкованный человек в первую очередь должен знать для чего он служит.
Одни видят в праве только этнический минимум, другие считают неотъемлемым элементом его принуждения, т.е. насилия, но каждому народу присущ свой, особенный взгляд на право, именно это и проявляется в политической системе государства.

Содержание

Введение
1. Общее понятие правопонимания.
2. Историческая школа права.
3. Юридический позитивизм.
4. Социология права.
5. Современные теории естественного права.
Заключение
Список литературы
II. Понятие юридических и легистских направлений правопонимания (философский взгляд
на право)………………………………………………………с.6-8
VI. Появление юридического позитивизма и общее понятие о нормативном правопонимание……с. 17-18
VII. Различные учения сторонников нормативистской концепции и общий вывод по данному разделу…………………………………...с.19-24

Вложенные файлы: 1 файл

История политических и правовых учений.docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые  утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые  терпят лишь медленные и небольшие  изменения и не допускают коренных изменений в праве.

Следовательно, историческая школа  права не только привнесла в историю человечества новые правовые аспекты, но и буквально внушила людям, что правопонимание – это не единое для всех представление, а довольно индивидуальные виды жизнедеятельности разных государств.

 

 

3. Юридический позитивизм

 

Юридический позитивизм – это направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права.

Возникновение его относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма, для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. Позитивизм пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII - XVIII вв.

Начало теоретическому обоснованию  юридического позитивизма положил английский юрист Джон Остин (1790-1859гг.), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу "Определение предмета юриспруденции" - первую часть своих лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его "Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США сформировалась школа, получившая название аналитической юриспруденции. К ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др.

Предметом юриспруденции «по Остину» является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки.

Согласно его взглядам, существует несколько видов законов:

а) божественные законы (данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право);

б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести);

в) позитивные законы, установленные  политической властью.

Эти законы, соответственно, изучают  такие науки, как этика или  деонтология (к ее ведению относятся  вопросы критики позитивных законов  с точки зрения божественного  права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых понятий - источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т.д. - путем анализа их содержания и логического объема.

Позитивизм отрицал «естественное  право», которое рассматривалось  как заблуждение умов, ведущее  к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право ― это факт реальности (позитивный факт). Всякое позитивное право происходит от власти. Право ― приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимо от экономических и классовых отношений.

К основным идеям и положениям «юридического  позитивизма» относятся трактовка  права как творения власти, властная принудительность как, в конечном счете, единственная отличительная особенность  права, формально-логический и юридико-догматиченский метод анализа права, отрыв и «очищение» права от общественных отношений, а юриспруденции – от «метафизических» положений о природе, причинах, ценностях, сущности права и т.д. Подобные представления в XIX в. развивали Д. Остин, Ш. Амос и др. в Англии; Б. Виндшайд, К. Гербер, К. Бергом, П. Лабанд, А.Цительман и др. в Германии; Кабанту и др. во Франции; Е.Васьковский, А.Х.Гольмстен, Л.Д.Гримм, С.В.Пахман, Г.Ф.Шершеневич и др.в России. В XX в. этот подход представлен такими направлениями «юридического» неопозитивизма, как «реформированная общим языковедением юриспруденция» В.Д. Каткова, «чистое учение о праве» Г. Кельзена, «концепция права» Г.Харта и т.д.

«Так, Ш. Амос утверждал, что «право есть приказ верховной политической власти государства с целью контроля действий лиц в данном сообществе». Г.Ф. Шершеневич придерживался аналогичных воззрений. Право, по его оценке, - это «произведение государства», а государственная власть характеризуется им как «тот начальный факт», из которого исходят, цепляясь друг за друга нормы права». 

Своим приказом государственная власть порождает право – таково кредо  данного типа правопонимания. С этой точки зрения, все, что приказывает  власть есть право. Отличие права от произвола тем самым в принципе лишается объективного и содержательного смысла и имеет для приверженцев такого подхода лишь субъективный и формальный характер: явный произвол, санкционируемый определенным субъектом (органом государства) в определенной форме (в форме того или иного акта – закона, указа, рескрипта, постановления, циркуляра и т.д.), признается правом. В легистско-позитивистской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности. Получается, что подобным приказом решается задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства) но и объективного плана (формулирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (выявление специфики права, его отличия от иных социальных форм и т.д.).

Как приказ власти и принудительный порядок трактуют право и неопозитивисты (Г.Кельзен, Г.Харт и др.). 

Сущность права с точки зрения позитивизма не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономических и классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, формально – логического исследования его догмы.

В рамках юридического позитивизма  создается концепция правового  государства.

Позитивное право вырастает  из общественного правосознания, в  том числе и из имеющихся в  обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных  правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом все, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание права  под предлогом несводимости права  к закону вольно или невольно допускает  отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

Идеи позитивизма присущи современной  буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений  современного позитивизма является нормативизм.

Сторонники нормативистского направления  утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как  совокупность норм, содержащих правила  “должного поведения ”. Право  в нормативном понимании – это государственная воля общества, проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе, как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалестическом понимании. Нормативисты ограничивают задачу юридической науке формально – догматическим анализом правовой нормы, в изучении лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В специальной литературе эту систему  юридических норм принято называть правом в объективном смысле (объективном  правом). Имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективное право), как права того или иного участника правоотношения, либо совокупность таких прав.

Признавая право сложным явлением, имеющим разнообразные связи с политикой, экономикой, культурой, сторонники нормативного подхода включают в понятие права лишь главные, существенные, по их мнению, признаки, и основной акцент делают на таких его свойствах, как формальная определенность, нормативность, обеспеченность государственным принуждением (принудительность). Право рассматривается как система норм и, соответственно, нормативность права ― как самое существенное его свойство.

Собственно нормативное понимание  права, по мнению его приверженцев, не исключает рассмотрение права  во взаимодействии с другими явлениями общественной жизни, исследования социального механизма формирования и действия права в обществе, признания общечеловеческих ценностей как идейно – нравственной основы юридического права и законодательства.

 

 

 

 

4. Социология права

 

 

Среди социологов доминирует мнение о том, что социология права –  это социологическая дисциплина. Некоторые авторы из числа юристов трактуют социологию права, как юридическую науку, неразрывно связанную с теорией права. Другие, разделяя теоретическую и империческую социологию права, относят первую к общей теории права, а вторую рассматривают как самостоятельное направление исследований в рамках правоведения в целом. Высказывается даже мнение о том, что социология права – это самостоятельная наука, представляющая собой “новое направление в отечественном обществоведении”. Но, будучи смежной, пограничной областью знания, социология права неизбежно должна оказываться в поле притяжения предметного ядра юриспруденции или общей социологии.

В этом смысле социология права возможна и как юридическая дисциплина и как социологическая дисциплина. Это две разные по своему предмету и методу отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга так же, как социология отличается от юриспруденции. Однако принципиальная возможность существования социологии права и как социологической, и как юридической дисциплины уже фактически сложилась и функционирует.

Для общей социологии и социологии права решающее значение для их определения  и метода имеет место концепция  понимания общества в целом.

В последнее десятилетие по мере освоения российской правовой наукой и практикой нового, непозитивистского правопонимания, основанного на различии права и закона, горизонты социологии права существенно расширяются. Для юридически-социологических исследований значительный интерес представляет понимание права как объективного социального явления, конституирующим признаком которого является формальное равенство субъектов правого общества. Присущий и для социологического правопонимания принцип, который выражает его специфику – это принцип формального равенства людей в их общественных отношениях, при этом трактующийся как правой синтез (триединство) всеобщей равной меры, свободы и справедливости. Согласно такому подходу право как специфическая форма общественных отношений людей по принципу формального равенства – это абстрактно равная и одинаково справедливая для всех мера.

Такое правопонимание дает социологии права теоретическую базу, необходимую  для разработки социологического понятия  и формирования на этой основе новой концепции предмета социологии права как юридической дисциплины.

Социологическое понятие права  опирается с одной стороны на понимание права как равной меры свободы в общественных отношениях, а с другой стороны – на ключевую для общей социологии интереса. С этих позиций под правом в его социологическом выражении нами понимается форма осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой в форме в том случае, когда нет привилегий для одних интересов за счет ущемления других.

Изменение фундаментальных представлений о праве, лежащих в основе социологии права как юридической дисциплины, влечет за собой принципиальную переоценку ее научной парадигмы. На первый план выходят проблемы социальной обусловленности права и легитимности законодательных решений, правовых начал общественной жизни, объективной природы права, генезиса права и других социальных регуляторов в рамках складывающейся в обществе системы нормативной саморегуляции и выявления фактических норм, которые по своей правовой природе и регулятивно-правовому значению нуждаются в их законодательном закреплении, поиска эффективных средств и форм разрешения социальных и политических конфликтов на базе правого способа согласования различных интересов и т.д. При этом, разумеется, не утрачивает своего научного и практического значения и изучение эффективности действующего законодательства. Но эффективность закона должна трактоваться уже не как степень достижения внешних по отношению к праву политических, экономических, идеологических и т.п. целей, а, прежде всего, как его способность быть всеобщей интегративной формой согласования социальных интересов, обеспечивающей снижение уровня социальных конфликтов и гарантирующей максимально возможную меру свободы людей (по общему для всех правовому основанию) в соответствующих сферах общественной жизни.

 

5. Современные теории  естественного права.

 

 

Вообще нормативистская теория права берет свое начало от “категорического императива”. И.Кант (1724-1804) как приверженец нормативного направления, сторонник общего требования «чистой» воли, независимо от каких либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступает в XIX веке, как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественного права и выводившая права из нравственности, способствовала упрочнению законности и ограничению судейского усмотрению, выдвинула идею правого государства в смысле самоограничения власти законом.

Информация о работе Основные концепции правопонимания