Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к истории и культуре Востока постоянно возрастает. Восток – это не просто географическое понятие, а историко-культурный, социополитический, цивилизационный феномен. Сегодня в науке активно преодолевается европоцентризм, когда мировая история рассматривалась с точки зрения эталонности европейского пути развития. Можно констатировать: Восток и Европа – два разных пути развития, причем европейский путь – это исключение, а магистральный путь человечества при переходе от первобытности к цивилизации демонстрирует именно Восток. Не случайно, что в условиях кризиса западной цивилизации поиск альтернативного развития вызывает пристальный интерес к Востоку. Необходимо помнить: цивилизация родилась на Востоке, ему человечество обязано своими величайшими достижениями. Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации.

Содержание

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…………………………………………3
2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)…………………………………7
3. Литература…………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 793.00 Кб (Скачать файл)

Своеобразной  была религия египтян. Для нее характерны такие черты:

1) стремление  сочетать несочетаемое: зооморфные и антропоморфные  черты; 

2)  элементы  матриархата:  обилие  женских  богов  в высшем пантеоне;

3) сочетание  политеизма и солярного  монотеизма (реформы Эхнатона);

4) веротерпимость.

Особая  роль  отводилась  почитанию  царствующего  фараона, считавшегося воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Культ  очень  сложен,  особую  роль  играл  заупокойный  культ. Египтяне  считали,  что  при  определенных  условиях  можно  достичь бессмертия, если обеспечить существование трех субстанций, из которых состоит человек. Жизнь в потустороннем мире описывается в египетской «Книге мертвых». Заупокойный культ требовал огромных материальных затрат и предполагал наличие многочисленного жречества.

Древнеегипетская  литература представлена различными жанрами:  сказками,  дидактическими  поучениями,  биографиями  вельмож, религиозными текстами. Вершинами литературы являются: «Рассказ Синухета»,  «Песнь арфиста»,  «Беседа разочарованного со своей душой».

Таким образом, основными чертами древнеегипетской культуры являются:

1) традиционализм;

2) дуализм (сочетание черт первобытности  и  высокой  цивилизации); 

3)  ювенальность  (египтяне  стремились    сохранить  молодость,  боролись  со  временем,  им  свойственно неприятие смерти);

4) стремление  к рациональному познанию мира;

5) иерархичность  культуры;

6) нравственно-нормативная догматизация  культуры  (основные  нравственные  ценности:  законность,  порядок, гармония, примат добра, олицетворением которого была богиня Маат, над всеми достоинствами);

7) каноничность искусства;

8) унификация.  Символом  египетской  культуры  является  сфинкс:  получеловек-полулев, как пробуждение человека в звере.

Оригинальная,  с  обилием  достижений,  древнеегипетская  культура вошла в сокровищницу мировой цивилизации. Культура Древней Индии является одной из самых самобытных в истории. Уже в древности об Индии знали, как о стране мудрецов. Индийцы  и  европейцы  –  выходцы  из  единой  праиндоевропейской общности.

В истории Древней Индии  можно выделить несколько периодов: особенно интересны доарийский и послеарийский этапы. Ранний доарийский период представлен, так называемой, Индской цивилизацией (Хараппа и Мохенджо-Даро), существовавшей с ХХV по ХVIII века до н.э. Эта цивилизация открыта лишь в 20-е годы ХХ века и пока плохо изучена, хотя можно говорить о ее величии: имелись города с населением до 100 тыс. человек с системой водопровода и канализации, развитое сельское хозяйство и ремесло, письменность и искусства. Цивилизация погибла по не вполне ясным причинам.

С ХIII века до н.э. начинается завоевание Северной Индии кочевыми  племенами  ариев,  пришедших  из  евразийских  степей.  Следы арийцев есть и на территории Южного Урала. После периода господства  родоплеменных  отношений  возникает  новая  цивилизация  (Ведийский, Буддийский и Классический периоды).

Арийские  завоевания,  нежелание  этнически  смешиваться  с местным населением привели к возникновению и укреплению системы варн, а затем каст, как основы социальной организации. В Индии социально-определяющую  и  регулирующую  роль  играла  варно-кастовая система, на этой основе возникла исключительно прочная и внутренне  саморегулирующаяся  община,  автономное  функционирование которой делало ненужным разветвленный аппарат администрации. Возникла гипертрофированная стабильность. Для Индии характерна слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная  политико-административная  структура.  Арийцев  сплачивала  религиозно-культурная традиция, выше всего ценилось свое этническое лицо. Варны брахманов, кшатриев, вайшьев были господствующими, а варна шудр была слугами трех верхних варн. Соперничество брахманов с кшатриями (в религии отражением этого соперничества было столкновение древнего брахманизма и буддизма) закончилось победой брахманов, в результате брахманизм трансформировался в индуизм, а буддизм не занял прочих позиций и был интегрирован в индуизм.

Поскольку  в  Индии  социальный статус  индивида  определился соответствующей варной, не было возможностей повысить свое положение, отсюда стремление к внутреннему, личностному развитию. Культура  имеет  ярко  выраженный  интровертивный  характер,  при слабой социально-политической активности.

До настоящего времени дошло много памятников древней литературы:  «Веды»,  «Махабхарата»  и  «Рамаяна»  –  эпические  поэмы, трактат  о  политике  «Артхашастра»,  трактат  о  любви  «Камасутра», имеется буддийский канон «Типитака». Древнейшим  литературным  памятником являются  «Веды»  (дословно – знание).  «Веды» складываются в III тысячелетии до н.э., и в I  тысячелетии до  н.э.  они были  записаны  на  язык  древних ариев-санскрите.  Веды  делятся  на  четыре  части:

1)  Самхиты  (сборники гимнов  в  честь  богов), их  четыре:  Ригведа  (1028  гимнов), Самаведа (мелодии и песнопения  в  определенном  ритуальном  порядке), Яджурведа (жертвенные формулы и изречения), Ахтарваведа (700 заговоров  на  все  случаи  жизни); 

2)  Брахманы  (объяснения  ритуала  и иные объяснения к самхитам);

3) Араньяки;

4) Упанишады. Две последние  части  –  древнейшие  толкования  религиозно-философского характера.

Веды  –  религиозный  памятник,  но  в  них  имеются  достаточно отвлеченные  идеи:  о  происхождении  мира,  об  объективной  необходимости, о законе – фактически философские рассуждения. Ум – одно из самых ценимых «Ведами» качеств, как в богах, так и в людях. Особое внимание уделяется этике и логической интуиции. Неоценимое значение для индийской культуры имеет эпос. Уже  в  ведический  период  (с конца II тысячелетия до  н.э.)  складываются два цикла сказаний, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата»  (100  тыс.  шлок,  то  есть  двустиший)  не  имеет аналогов в мире по объему и содержанию. Она посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты.

«Рамаяна» рассказывает о похождениях царевича Рамы в дебрях Южной Индии и о его походе на остров Ланка (Цейлон) в поисках возлюбленной.

Причем, в обе  поэмы включены многие мифы и сказания, не относящиеся прямо к сюжету поэм, где даны объяснения происхождения  Вселенной,  человека,  варн,  государства.  В  поэмах  содержатся первые  системы  индийской  философии,  в  частности,  бхагаватизм.

   «Бхагавадгита» – часть «Махабхараты», излагающая важнейшие мировоззренческие вопросы и этические принципы. Буддистский период (VI – III века до н.э.) – время возникновения  и  распространения  буддизма.  С точки зрения  социально-экономической  и  политической  он  отмечен  бурным  развитием  экономики,  становлением  городов  и  появлением  крупных  государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев (317 – 80 годы до  н.э.),  сложившейся  в  результате борьбы  с завоеваниями  Александра Македонского. В то время значительно выросла численность населения, росли города как центры ремесла и торговли, развивались товарно-денежные отношения, углублялось имущественное неравенство. Власть покровительствовала нетрадиционным религиям, в частности,  буддизму.  Тогда  буддизм  распространился  на  Шри-Ланку (Цейлон), Юго-Восточную Азию, Китай и стал мировой религией.

В Классическую эпоху (II век до н.э. – V век н.э.), особенно в IV – V века н.э. начался новый подъем, который был прерван нашествием гуннов, после чего Индия распалась на мелкие государства. Для Классической эпохи характерно развитое ремесло (высоко-качественная сталь, из которой сделана железная колонна, не ржавеет 1,5 тыс. лет). Производились хлопчатобумажные и шерстяные ткани, изделия из слоновой кости и драгоценных камней, пряности. Обилие монет из золота говорит о развитой торговле, прежде всего, внешней. Товары из Индии по Великому шелковому пути достигали Римской империи.

 В Средневековье  и Новое время, несмотря на  перемены, сохранялось сложившееся в древности единство культуры. Индийская (как и китайская) культура продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности, оказывая значительное влияние на окружающие страны.

Важное  значение  имеет  индийский  театр,  возникший  раньше, чем в античности (например, поэт-драматург Калидаса написал «Ша-кунталу»,  ставшую  образцом  для  подражания).  До  ХIХ  века  непревзойденной оставалась грамматика Панини (V – IV века до н.э.). Особого развития достигли логика и психология, которую лишь сегодня смогли оценить по достоинству.

До  настоящего  времени  сохранились  великолепные  росписи,  в том числе, в пещерных храмах, храмы со ступами, скульптура. В современной  Индии наследие  ушедших эпох проявляется во всех сферах жизни и культуры. Для Индии характерна исключительная живучесть древних традиций, которые вошли в общекультурный фонд индийцев и стали неотъемлемым компонентом мировой цивилизации.

Древний Китай  развивался в стороне от основных центров цивилизации. Условия для возникновения цивилизации здесь были менее  благоприятными,  чем  в  субтропиках,  государство  сложилось позже, зато на более высоком уровне производительных сил. До второй  половины  I  тысячелетия  до  н.э.  Китай  развивался  в  отрыве  от других цивилизаций. Отличием Китая является и более поздний переход  к  орошаемому  земледелию. Сначала использовались  естественные  осадки,  в  отличие  от  сегодняшнего,  климат  был  теплее  и влажнее, росло много лесов.

В истории древнего Китая можно выделить несколько периодов: разложение  первобытного  общества  и  возникновение  первых  государств относится ко II тысячелетию до н.э.;  VIII – III века до н.э.  – существование государства «Восточное Чжоу»; 221 – 207 годы до н.э. –  существование  первого  централизованного  государства  в  Китае  – империи  Цинь;  затем  формируется  раннее  Средневековье:  империя Хань.

На  культуру  Древнего  Китая  было  оказано  некоторое  влияние извне,  с  севера  Евразии.  От  индоевропейцев  пришли  пшеница,  ячмень, породы домашнего скота (корова, овца, коза), лошади и колесницы,  гончарный  круг,  хотя  массового притока населения с северо-запада не было. О влиянии извне говорит наличие индоевропейских слов, обозначающих эти приобретения, которых не было в древнекитайском языке.

Китай  –  страна  социально  ориентированная.  Каждый  человек был кузнецом своего счастья в земной жизни. Социальная активность являлась  основой  стремления  к  улучшению  жизни  и  личной  доли каждого. С древности китайская жизнь насыщена массовыми народными движениями, социальной мобильностью.

Особенностью Китая были скромные позиции, которые занимала в жизни общества религия, преобладало рациональное осмысление жизни,  на  первый  план  выдвигались  этические  нормы:  этика  решительно превалировала над религией. В Китае существовал примат чиновника над жрецом, ритуально-религиозные функции были оттеснены на задний план в пользу усиления чиновничье-бюрократической администрации.  В  Китае сильное  государство  противостояло  ослабленному частному собственнику. Важнейшее место заняла имперская идея, определившая  будущее страны  на  два  тысячелетия.  В  Китае раньше сложился и расцвел феодализм, чем в Европе. Китай – страна истории. Имеется обилие письменных источников. Тексты Древнего Китая сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации (например, идеи Конфуция). В ХIV – XI века до н.э. существовало государство Шан-Инь. В это  время  появились  три  важнейших достижения:  а)  употребление бронзы; б) возникновение городов; в) появление письменности.

В середине I тысячелетия до н.э., несмотря на политическую не-стабильность, войны, наблюдается расцвет культуры Древнего Китая. Эпоха «Воюющих царств» (V – III века до н.э.) – классический период в истории духовной культуры Китая: неповторимая эпоха широкой и открытой борьбы идей, фактически не стесняемой никакой официальной идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности  интеллектуальной  жизни,  такой распространенности  гуманитарных учений.

В эту эпоху  «соперничества ста школ», как ее называют, складывались  основные  направления  философской  мысли  Древнего  Китая: конфуцианство, даосизм, легизм, создавались авторские художественные  произведения.  Именно  тогда,  как  результат  длительного процесса преодоления архаических форм общественного сознания и трансформации мифологического мышления, в древнекитайском обществе  сформировался  новый  социально-психологический  тип  личности, вырвавшийся из оков традиционного мировосприятия. Вместе с ней возникает критическая философия  и  теоретическая  научная мысль.

Конфуцианство  оказало  огромное  влияние  на  всю  последующую историю Китая. Родоначальником этой философии был Кун-Фуцзы (551 – 479 годы до н.э.). Он происходил из знатной, но обедневшей семьи и в детстве работал пастухом и сторожем, в зрелом возрасте стал крупным чиновником, затем в пятидесятилетнем возрасте основал свою школу.

Главное философское  сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания»)  представляет  собой  запись  учениками  Конфуция  мыслей учителя, в основном, – это нравственные поучения. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще  в детстве и ею руководствовался всю жизнь.

Информация о работе Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций