Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к истории и культуре Востока постоянно возрастает. Восток – это не просто географическое понятие, а историко-культурный, социополитический, цивилизационный феномен. Сегодня в науке активно преодолевается европоцентризм, когда мировая история рассматривалась с точки зрения эталонности европейского пути развития. Можно констатировать: Восток и Европа – два разных пути развития, причем европейский путь – это исключение, а магистральный путь человечества при переходе от первобытности к цивилизации демонстрирует именно Восток. Не случайно, что в условиях кризиса западной цивилизации поиск альтернативного развития вызывает пристальный интерес к Востоку. Необходимо помнить: цивилизация родилась на Востоке, ему человечество обязано своими величайшими достижениями. Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации.

Содержание

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…………………………………………3
2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)…………………………………7
3. Литература…………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 793.00 Кб (Скачать файл)

В центре внимания конфуцианства находятся взаимоотношения между  людьми,  проблемы  воспитания,  этики.  Недовольство  настоящим побуждает искать выход не в будущем, а в прошлом. Конфуцианство идеализирует прошлое, для него характерен культ прошлого.

Главное  место  в  этико-политической  доктрине  Конфуция  занимает учение о благородном человеке и управлении на основе правил поведения. Благородный человек – это человек морали, долга, гуманист, уважающий старших, соблюдающий нормы взаимоотношений между людьми, чуждый низменной жажде корысти. «Не делай людям того, чего  не  пожелаешь  себе»  («Лунь-юй»,  гл.  15).  Большое внимание уделяется приобретению знаний, учебе. В  то  же  время,  Конфуций  видит  пороки  человека:  корысть, невежество, осуждает тех, кто нарушает установленные правила жизни.

К государству  он подходит как к большой патриархальной семье и стремится сохранить в незыблемости установленные порядки, в то же время считая, что правители и народ имеют взаимные обязательства. «Путь золотой середины» – одно из основных звеньев методологии реформизма Конфуция. Главное – путь примера, а не насилия.

Вопросам,  связанным  с  изучением  природы,  уделялось  второстепенное внимание. При изучении чего-либо особо указывалось на возможность практического применения узнанного. Таким образом, при всей исторической ограниченности, в учении Конфуция содержатся важнейшие идеи гуманизма.

Даосизм складывается примерно в период возникновения конфуцианства.  Создателем  был  Лао-Цзы,  его  основная  книга  «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). В отличие от конфуцианства с приматом  этико-политических  учений,  даосизм  особое  внимание  уделял вопросам объективной картины мира.

В основе мировоззрения  лежит категория «дао» – всеобъемлющее  мировоззренческое  понятие.  Дао  –  это первооснова мира,  его первоначало и всеобъемлющий закон мироздания. Все происходит из дао, к нему возвращается в соответствии с законами дао. В даосизме имеются идеи диалектики, указывается на противоречивость мира.

В  сфере  этического  идеала  у  даосов  находится  «совершенно-мудрый» (шэнжень), противостоящий конфуцианскому идеалу. В основе его поведения лежит принцип недеяния, как высшей формы поведения. Лучшим правителем является тот, кто предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», – считал Лао-Цзы. Его социальный идеал  – небольшая патриархальная община. Он выступал против войн, считая, что «хорошее войско – средство, порождающее несчастье»,  а  «прославлять  себя  победой  – это,  значит,  радоваться убийству  людей»,  напротив,  «победу следует отмечать  похоронной процессией» («Даодэцзин»). Согласно даосизму, человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Даосы проповедовали «деяние без борьбы», сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло.

Позднее  даосизм  выродился  в  религию,  в  систему  суеверий  и волшебства, стремился найти эликсир жизни и сохранил мало общего с первоначальным философским даосизмом.

Легисты  (законники)  выступили  против  конфуцианских идей умиротворения  Поднебесной  через  совершенствование  социально-этической стороны взаимоотношений между людьми, и в основу порядка положили закон. От нравственного принуждения они перешли к правовому принуждению и наказанию. Они считали, что только закон,  проявляющийся  в  наградах  и  наказаниях,  способен  обеспечить порядок  и  предотвратить  смуту.  Совесть  они  заменили  страхом.

Представлению о государстве, как большой семье, они противопоставили представление о государстве, как бездушном механизме. На место  мудрецов  поставлены  чиновники,  на  место  правителя  встал  не отец народа, а деспот, гегемон. Высшей целью государства были провозглашены внешние победы. Ради этого изгонялись все излишества, упразднялось  искусство,  пресекалось  разномыслие,  уничтожалась философия. Все упрощалось и унифицировалось. Земледелие и война – главное, на что государство должно опираться и ради чего должно существовать.  Положительным  у  законников  было  то,  что  они  выдвинули концепцию равных возможностей, по которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости.

Практические  идеи  законников  пытался осуществить Шан-Ян (Царство Цинь, IV век до н.э.): была создана система доносительства, круговой  поруки,  кстати,  сам  Шан-Ян был казнен.  Эти идеи  были широко реализованы в империи Цинь (221 – 207 годы до н.э.). Император  Цинь  Ши-хуан  распорядился  сжечь  большинство  книг,  сотни философов были казнены. Плодами деспотизма стали: страх, обман, доносительство,  физическое  и  умственное  вырождение  народа.  За утайку  книг  кастрировали  и  отправляли  на  строительство  Великой Китайской  стены.  За  недоносительство  казнили,  а доносчика повышали в должности. Период Цинь – это единственный период, когда в Китае  была прервана традиция.

Новая  династия  Хань  восстановила  традицию.  Конфуцианство стало официальной государственной идеологией, правда, с элементами  легизма.  Но  характерные  для  доциньского  периода  явления  духовной жизни общества: плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения – никогда не были восстановлены.

В литературе и  искусстве Древний Китай также добился впечатляющих  успехов.  Об  этом  свидетельствует,  в  частности,  сборник древнекитайской  поэзии  «Шицзин»,  куда  входит  305  поэтических произведений. Музыка занимала особое место в духовной культуре китайцев, считавших,  что  слова  могут  обманывать,  люди  могут  притворяться, только музыка не способна лгать. В  архитектуре  основой  сооружения  были  столбы  и  соединяющие их балки, черепичные крыши с приподнятыми краями. В области естественно-научного знания значительного развития достигла математика. Во II веке до н.э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где зафиксированы правила действия с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, решение системы линейных  уравнений.  Высокое  развитие  получила  астрономия,  составлен солнечно-лунный календарь с поправкой в високосный год.

В  медицине  уже  с  IV  века  до  н.э.  для лечения использовалось иглоукалывание. Имелись трактаты по диетологии, лечебной гимнастике, создавались сборники рецептов, при полостных операциях использовалась местная анестезия.

Значительное  развитие получило лаковое производство. Дерево и металлы покрывались лаком для защиты от огня и коррозии. Выдающееся значение имело изобретение бумаги, которая первоначально делалась из отходов шелка, а затем из древесного волокна. Бронзовое литье не имело аналогов по качеству в древнем мире. Как отмечалось, неолитическая революция и складывание цивилизации в Китае запоздали по сравнению с другими основными центрами  Востока.  Зато  последующее  развитие  не  прерывалось:  китайской  культуре  в  этом  отношении  принадлежит  бесспорное  первенство. Нельзя понять современный Китай, не обращаясь к ранним этапам этой цивилизации, оказавшей громадное влияние на весь Дальневосточный регион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Кадыров А.М. Культурология. Мировая и отечественная культура: учебное пособие / А.М. Кадыров. – Уфа, 2011. – 532 с.
  2. История Мировой Культуры (мировых цивилизаций)- под редакцией проф. Г.В. Драча 2007г.
  3. Культурология (третье издание переработанное и дополненное) – Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций