Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:17, контрольная работа
Интерес к истории и культуре Востока постоянно возрастает. Восток – это не просто географическое понятие, а историко-культурный, социополитический, цивилизационный феномен. Сегодня в науке активно преодолевается европоцентризм, когда мировая история рассматривалась с точки зрения эталонности европейского пути развития. Можно констатировать: Восток и Европа – два разных пути развития, причем европейский путь – это исключение, а магистральный путь человечества при переходе от первобытности к цивилизации демонстрирует именно Восток. Не случайно, что в условиях кризиса западной цивилизации поиск альтернативного развития вызывает пристальный интерес к Востоку. Необходимо помнить: цивилизация родилась на Востоке, ему человечество обязано своими величайшими достижениями. Древний Восток знает четыре основных очага первичных цивилизаций: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Западная Азия является подлинной колыбелью мировой цивилизации.
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…………………………………………3
2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)…………………………………7
3. Литература…………………………………………………………………….21
В центре внимания
конфуцианства находятся взаимо
Главное место в этико-политической доктрине Конфуция занимает учение о благородном человеке и управлении на основе правил поведения. Благородный человек – это человек морали, долга, гуманист, уважающий старших, соблюдающий нормы взаимоотношений между людьми, чуждый низменной жажде корысти. «Не делай людям того, чего не пожелаешь себе» («Лунь-юй», гл. 15). Большое внимание уделяется приобретению знаний, учебе. В то же время, Конфуций видит пороки человека: корысть, невежество, осуждает тех, кто нарушает установленные правила жизни.
К государству он подходит как к большой патриархальной семье и стремится сохранить в незыблемости установленные порядки, в то же время считая, что правители и народ имеют взаимные обязательства. «Путь золотой середины» – одно из основных звеньев методологии реформизма Конфуция. Главное – путь примера, а не насилия.
Вопросам, связанным с изучением природы, уделялось второстепенное внимание. При изучении чего-либо особо указывалось на возможность практического применения узнанного. Таким образом, при всей исторической ограниченности, в учении Конфуция содержатся важнейшие идеи гуманизма.
Даосизм складывается примерно в период возникновения конфуцианства. Создателем был Лао-Цзы, его основная книга «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). В отличие от конфуцианства с приматом этико-политических учений, даосизм особое внимание уделял вопросам объективной картины мира.
В основе мировоззрения лежит категория «дао» – всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Дао – это первооснова мира, его первоначало и всеобъемлющий закон мироздания. Все происходит из дао, к нему возвращается в соответствии с законами дао. В даосизме имеются идеи диалектики, указывается на противоречивость мира.
В сфере этического идеала у даосов находится «совершенно-мудрый» (шэнжень), противостоящий конфуцианскому идеалу. В основе его поведения лежит принцип недеяния, как высшей формы поведения. Лучшим правителем является тот, кто предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», – считал Лао-Цзы. Его социальный идеал – небольшая патриархальная община. Он выступал против войн, считая, что «хорошее войско – средство, порождающее несчастье», а «прославлять себя победой – это, значит, радоваться убийству людей», напротив, «победу следует отмечать похоронной процессией» («Даодэцзин»). Согласно даосизму, человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Даосы проповедовали «деяние без борьбы», сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло.
Позднее даосизм выродился в религию, в систему суеверий и волшебства, стремился найти эликсир жизни и сохранил мало общего с первоначальным философским даосизмом.
Легисты (законники) выступили против конфуцианских идей умиротворения Поднебесной через совершенствование социально-этической стороны взаимоотношений между людьми, и в основу порядка положили закон. От нравственного принуждения они перешли к правовому принуждению и наказанию. Они считали, что только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Совесть они заменили страхом.
Представлению о государстве, как большой семье, они противопоставили представление о государстве, как бездушном механизме. На место мудрецов поставлены чиновники, на место правителя встал не отец народа, а деспот, гегемон. Высшей целью государства были провозглашены внешние победы. Ради этого изгонялись все излишества, упразднялось искусство, пресекалось разномыслие, уничтожалась философия. Все упрощалось и унифицировалось. Земледелие и война – главное, на что государство должно опираться и ради чего должно существовать. Положительным у законников было то, что они выдвинули концепцию равных возможностей, по которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости.
Практические идеи законников пытался осуществить Шан-Ян (Царство Цинь, IV век до н.э.): была создана система доносительства, круговой поруки, кстати, сам Шан-Ян был казнен. Эти идеи были широко реализованы в империи Цинь (221 – 207 годы до н.э.). Император Цинь Ши-хуан распорядился сжечь большинство книг, сотни философов были казнены. Плодами деспотизма стали: страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа. За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. За недоносительство казнили, а доносчика повышали в должности. Период Цинь – это единственный период, когда в Китае была прервана традиция.
Новая династия Хань восстановила традицию. Конфуцианство стало официальной государственной идеологией, правда, с элементами легизма. Но характерные для доциньского периода явления духовной жизни общества: плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения – никогда не были восстановлены.
В литературе и искусстве Древний Китай также добился впечатляющих успехов. Об этом свидетельствует, в частности, сборник древнекитайской поэзии «Шицзин», куда входит 305 поэтических произведений. Музыка занимала особое место в духовной культуре китайцев, считавших, что слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать. В архитектуре основой сооружения были столбы и соединяющие их балки, черепичные крыши с приподнятыми краями. В области естественно-научного знания значительного развития достигла математика. Во II веке до н.э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где зафиксированы правила действия с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, решение системы линейных уравнений. Высокое развитие получила астрономия, составлен солнечно-лунный календарь с поправкой в високосный год.
В медицине уже с IV века до н.э. для лечения использовалось иглоукалывание. Имелись трактаты по диетологии, лечебной гимнастике, создавались сборники рецептов, при полостных операциях использовалась местная анестезия.
Значительное развитие получило лаковое производство. Дерево и металлы покрывались лаком для защиты от огня и коррозии. Выдающееся значение имело изобретение бумаги, которая первоначально делалась из отходов шелка, а затем из древесного волокна. Бронзовое литье не имело аналогов по качеству в древнем мире. Как отмечалось, неолитическая революция и складывание цивилизации в Китае запоздали по сравнению с другими основными центрами Востока. Зато последующее развитие не прерывалось: китайской культуре в этом отношении принадлежит бесспорное первенство. Нельзя понять современный Китай, не обращаясь к ранним этапам этой цивилизации, оказавшей громадное влияние на весь Дальневосточный регион.
Литература
Информация о работе Основные культурные достижения древневосточных цивилизаций