Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 07:45, реферат
ΧΙV-XVI век был напряженнейшим периодом в истории Русского государства. По образному выражению видного историка А.А Зимина, эта эпоха является "порогом" нового времени русской истории.
Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Особенности феодализма в объединении русских земель в ΧΙV-ΧV вв...................................................................................................................................4
2. Усиление Московского княжества в ΧΙV-ΧV вв……………………………….8
3. Московское государство во второй половине ΧV-ΧVΙ вв и создание органов центральной власти…………………………………………………………...……15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………….27
К концу правления Ивана Калиты Московское княжество включало в себя земли с городами Переяславлем-Залесским, Можайском, Серпуховом и другими, выйдя на границу с Великим княжеством Литовским. Оно стало одним из самых крупных на Руси. Но главным было то, что князю Ивану удалось привлечь в Москву владимирского митрополита Петра, который подолгу жил в городе и был погребен в 1326 г. в кафедральном храме Москвы -- Успенском соборе. Духовный авторитет Петра, канонизированного вскоре после смерти и ставшего святым -- покровителем Москвы, еще более возвысил политическое значение города и княжества.
Наследник Ивана Калиты Симеон Гордый (1341--1353) сумел не допустить раскола Московского княжества. Договор, подписанный им с братьями, закреплял единство княжества, подчиненное положение удельных князей великому князю московскому, его верховную судебную власть, передавал в его руки все военные силы. Вместе с тем наследственный характер удельных владений сохранялся. При Симеоне Гордом был обеспечен и моральный перевес Москвы над Тверью. В этот период начало наступление на Можайск Великое княжество Литовское. Отстояв Можайск, московское войско вступило в борьбу с Литвой за верховья Оки. Москва помогала Новгороду в отражении агрессии шведских феодалов. Вместе с тем Тверское и Суздальско-Нижегородское княжества, а затем и другие начали искать поддержку против усиления Москвы у литовских князей, чья военная мощь быстро росла. В результате этого московские князья, начавшие как подручные татарского хана, превратились в защитников Руси от литовской агрессии.
Как церковная столица, Москва стала центром колонизационного движения, направленного на север, за Волгу. Оно было возможным благодаря невмешательству монголо-татар в дела русской церкви. Во главе этого движения находились монахи, среди которых в XIV--XV вв. широко распространился исихазм -- мистическое учение Григория Паламы о достижении единства с Богом в результате ухода от людей, самососредоточения и постояной «умной», т. е. безмолвной, молитвы. В исихазме была сильна идея отрицания земного мира как несправедливого. Эта мысль была очень актуальна для времени монголо-татарского ига. Сотни монахов покидали городские монастыри, зависимые от князей и угнетавшие крестьян, и уходили в пустыни, отдаленные леса, создавали скиты и монастыри, основанные на более строгом уставе, отсутствии личной собственности, сочетании молитвы и труда. Около 1339 г. Сергием Радонежским был таким образом основан Троицкий монастырь. Большинство монастырей, такие, как Кирилло-Белозерский, создавались далеко на севере, за Волгой, и потому их монахов называли заволжскими старцами. Им приписывали особую святость, это были настоящие духовные вожди народа. Их уход из городских монастырей, во главе которых стояли дети князей и бояр, обладавших большими богатствами, деревнями и крестьянами, был проявлением стремления к «воле», свойственного всем русским. Вслед за монахами в заволжские леса двинулись простые крестьяне. Это движение было настолько массовым, что во второй половине XIII--XIV в. феодальная зависимость на Руси распространялась лишь на часть крестьян. Покровительство монахов пустынножительских скитов и монастырей, таких, как Сергий Радонежский, возвеличивало московских князей, связывало представление о них с идеями духовности и «воли», что также повышало нравственный авторитет Москвы.
Решающий шаг в утверждении Москвы в качестве законной главы русских земель был сделан при князе Дмитрии Донском (1359--1389), внуке Ивана Калиты, возглавившем сопротивление русских вторжению правителя Золотой Орды Мамая Мамай стремился восстановить полновластие монголо-татар над Русью после 20 лет внутренних конфликтов в Орде (1359--1381) и установления власти Москвы над Киевом и Черниговом в 1379 г. Помощь Мамаю обещали рязанский князь Олег и литовский князь Ягайло, заинтересованные в военном разгроме Москвы и разделе собранных ею земель. Однако к этому времени Москва присоединяла к себе княжества не только военной силой, но и духовным авторитетом. Даже тверичи в 1375 г. не поддержали своего князя, когда ему удалось на некоторое время получить обратно титул великого князя, а Дмитрий в ответ осадил город. В 1377 и 1378 гг. Дмитрий впервые попытался защитить нижегородские и рязанские земли от вторжения монголо-татар. С именем московского князя у русских было связано теперь представление о наведении порядка в стране, о безопасности от татарских нашествий, о покровительстве церкви.
Поэтому 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле перед войсками хана Мамая стояло уже не войско московского князя Дмитрия, а русское войско, объединенное общим культурным и политическим идеалом -- православием и идеей единого русского государства. Поэтому, хотя тверские и суздальские князья, а также Новгород держали нейтралитет, тверские и суздальские ратники воевали на Куликовом поле./Победа, одержанная князем Дмитрием, прозванным за это Донским, стала первой победой нового, великорусского этноса (народа), первой победой Московского государства, соединившей воедино в сознании народа идею борьбы с монголо-татарами и идею построения единого национального государства.
При Дмитрии Донском территория Московского государства охватила значительную часть центральной и северной Руси. На севере Москве принадлежали Кострома, Солигалич, Устюжна Железнопольская, Белоозеро. Остатки Ярославского и Суздальско-Нижегородского княжеств были зажаты между московских земель. Но процесс централизации перешел и в новое качество. Дмитрию впервые удалось передать великое княжение своему сыну Василию как свою «отчину», без ханского ярлыка. Стала обязательной, «без ослушания», служба удельных князей великому князю. Был введен территориальный принцип формирования ополчений, по которому бояре должны были выступать в бой вместе с теми князьями, на территории которых находились их земли (раньше выбор князя для боярина был совершенно свободным). Были определены нормы дани с княжеств для уплаты в Орду. Дмитрий сделал первую попытку поставить в зависимость от себя церковь, сделав митрополитом своего ставленника Митяя. Правда, в конце концов эта попытка не удалась и самостоятельность церкви была восстановлена.
Уже при Дмитрии Донском выявилось своеобразие процесса создания централизованного государства в России по сравнению со сходными процессами в Западной Европе. Там короли в борьбе против самовластия феодалов опирались на богатые самоуправляющиеся города. Они вынуждены были постоянно лавировать между различными центрами власти: феодалами, церковью, городами. На Руси в условиях неразвитости городского самоуправления, почти полностью ликвидированного монголо-татарами, централизация сопровождалась ликвидацией остатков органов городского самоуправления. В 1373 г. в Москве была ликвидирована должность тысяцкого, а сын последнего тысяцкого, пытавшийся при помощи Орды восстановить эту должность, был казнен в 1379 г. В результате горожане оказались в полной зависимости от власти князя.
Русская церковь не имела самостоятельной политической власти и, несмотря на сопротивление попыткам московских князей поставить ее в полную зависимость от себя, безоговорочно поддерживала процесс централизации. Для нее этот процесс означал начало быстрого обогащения: именно в XIV--XV вв. монастыри получили от московских князей огромные территории. Крупнейшим землевладельцем стал московский митрополите единственной силой, сопротивлявшейся централизации, были удельные князья и городские республики в Новгороде и Пскове. Однако их авторитет упал из-за союза с монголо-татарами и литовцами. Это позволяло бороться с ними, не прибегая к компромиссам, что оправдывалось интересами национальной независимости и сохранения православия. В результате процесс централизации в России не сопровождался утверждением в общественном сознании ценности политического компромисса, как это было в Западной Европе. Это был монолог верховной власти. Диалогические элементы политической культуры Древней Руси, постепенно разрушавшиеся еще со времен Андрея Боголюбского, переживали необратимый процесс распада.
После Куликовской битвы монголо-татары еще неоднократно приходили на Русь. В 1382 г. Москва была взята ха ном «Синей орды» Тохтамышем. Но государство монголо-татар начинает постепенно слабеть в результате раздробленности. В первой половине XV в. из Золотой Орды выделились Крымское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство а во второй половине XV в. на территории Западной Сибири сформировалось Сибирское ханство. Итогом этого процесса было окончательное прекращение политической зависимое Руси от татар, явившееся результатом знаменитого «стояния на Угре» в 1480 г.
Казалось бы, в этих условиях централизация должна была ускориться. И действительно, в первой четверти XV в. при князе Василии Дмитриевиче в состав Московского княжества вошла богатая нижегородская земля и отдельные уделы Рязанского княжества, которое теперь с трех сторон было окружено владениями Москвы. На севере были присоединены земли коми-пермяков в Приуралье (Великая Пермь), среди которых проповедовал христианство Стефан Пермский. Однако во второй четверти XV в. этот процесс замедлился из-за разгоревшейся феодальной войны. Вновь, на этот раз в истории Московского княжества (как прежде Киевского и Владимирского), возродился родовой принцип наследования престола, противопоставляемый семейному. Хотя великий князь Василий I (1389--1425) передал власть в Москве своему сыну Василию Васильевичу, но его брат, сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич, отказался признать старшинство племянника и попытался захватить великокняжеский престол. Война длилась около 30 лет. В нее были втянуты соседние княжества, Литва и монголо-татары. Одно время казалось, что противники Василия восторжествовали. Василий II был ослеплен (и прозван за это Темным). Великим князем был провозглашен сын Юрия Дмитрий Шемяка. Лишь в 1446 г. Василию II все же удалось одержать победу, он вновь стал великим князем, а Шемяка бежал в Новгород.
Кроме политической розни в стране началась и церковная смута, порожденная подписанием в 1439 г. на Флорентийском соборе унии между православной и католической церковью, в результате которой константинопольский патриарх первоначально согласился признать верховную власть папы римского. Это означало создание совершенно новой ситуации в противостоянии католической Литве, захватившей основную часть земель Киевской Руси и православной Москвы. Уния сводила на нет духовные обоснования борьбы Москвы за централизацию русских земель (за сохранение веры отцов и завещанного ими государства). Назначенный константинопольским патриархом митрополит-грек Исидор подписал акт унии. Но когда он вернулся в Москву в сане католического кардинала, народ и духовенство отказались признать унию. Собор русских епископов сам, без участия константинопольского патриарха, поставил на митрополию русского митрополита Иону. После этого греков среди московских митрополитов уже не было. Московская митрополия все более отдалялась от константинопольского патриархата.
В результате окончания феодальной войны Московское государство значительно расширилось и укрепилось. Была завершена ликвидация независимых подмосковных уделов. Фактическая власть московских князей распространилась на Ростовское, Ярославское, Рязанское княжества. У Московского государства оставалось лишь два сильных, непримиримых противника внутри страны: Тверь и Новгород.
3. Московское государство во второй половине ΧV-ΧVΙ вв. и создание органов центральной власти
Новую историческую ситуацию для развития централизованного Московского государства создали два фактора: Флорентийская уния 1439 г., давшая Руси законное основание отделиться от константинопольского патриарха, и взятие турками Константинополя в 1453 г. Последнее было истолковано как свидетельство Божьего суда над Византией, отошедшей от православного христианства. До сих пор Русь не имела полного духовного суверенитета. Она находилась в зоне духовного влияния Византии: оттуда приезжало большинство митрополитов и епископов, оттуда привозили книги и иконы, служившие образцами для подражания.
После 1453 г. Московское государство осталось единственным независимым православным государством в мире. В это время на престол вступил великий князь Иван III (сын Василия Темного, 1462--1505). В 1472 г. он женился на племяннице последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог, единственной наследнице утраченного престола. Тем самым Иван III как бы становился преемником светской и духовной власти византийского императора. По желанию Софьи в Московском Кремле при дворе великого князя был введен сложный и пышный церемониал по образцу византийского двора. С конца XV в. на печатях Ивана III появился византийский герб -- двуглавый орел. Взамен титула великого князя Иван III принял титул «Божия милостью государь всея Руси», а в международных отношениях стал именовать себя царем, как раньше звали только византийского императора и татарского хана. Тем самым Иван III противопоставил себя как носителя верховной, божественной власти и наследника византийских императоров всем остальным князьям.
В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказании о князьях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверждению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» -- первого, погубленного католичеством, второго -- Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего -- Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия, которая пребудет в веках. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, ставилась в связь с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства.
Если в X в. христианство стало духовной основой объединения восточнославянских племен в едином древнерусском государстве, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.
В этих условиях объединительная политика московских великих князей приобретала совершенно новый смысл. Это было уже не усиление одного княжества за счет других, а выполнение намеченного самим Богом высокого предназначения Москвы как последней хранительницы подлинного христианства. Сопротивление соседних княжеств при этом трактовалось как сопротивление Божественному замыслу, то есть как тяжкий грех. В связи с этим меняется и отношение русского населения к Москве. Если до середины XV в. народ в основном пассивно относился к соперничеству князей, то после этого рубежа даже в крупнейших центрах сопротивления усилению Москвы -- Новгороде и Твери -- образуются «московские партии». Переход войск, населения, а порой и удельных князей на службу московскому государю происходил еще до начала похода на то или иное княжество.
В результате этого Ивану III удалось довольно легко подчинить Москве сохранившие независимость от нее русские земли. В 1478 г. были присоединены к Москве новгородские земли. Символ былой независимости республики -- вечевой колокол -- был увезен в Москву. В 1485 г., после перехода тверских князей и бояр на сторону великого князя, под властью Москвы оказалось Тверское княжество. В 1510 г. Москве был подчинен Псков. Последней была ликвидирована в 1521 г. самостоятельность Рязанского княжества. Быстрое усиление Московского государства помогло полностью восстановить независимость Руси от татар. В 1480 г. золотоордынский хан Ахмат, придя на Русь и встретившись с войском Ивана III, так и не осмелился перейти через реку Угру, служившую границей. Вскоре после этого Золотая Орда окончательно распалась. С монголо-татарским игом на Руси было покончено.
Информация о работе Особенности становления российской государственности в XIV–XVI вв