Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 07:45, реферат
ΧΙV-XVI век был напряженнейшим периодом в истории Русского государства. По образному выражению видного историка А.А Зимина, эта эпоха является "порогом" нового времени русской истории.
Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Особенности феодализма в объединении русских земель в ΧΙV-ΧV вв...................................................................................................................................4
2. Усиление Московского княжества в ΧΙV-ΧV вв……………………………….8
3. Московское государство во второй половине ΧV-ΧVΙ вв и создание органов центральной власти…………………………………………………………...……15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………….27
В конце XV -- начале XVI в. оформились структуры власти Московского государства. Главной из них была Боярская дума -- совещательный орган при царе. В нее входили представители высшего московского боярства, князья ранее независимых княжеств. В Думе было от 5 до 12 бояр и около 10 лиц более низкого звания -- окольничих. Существовали два общегосударственных ведомства: дворец и казна. «Дворецкие» управляли царскими землями, в казне, кроме денег, хранились государственный архив и государственная печать. Фактически это была государственная канцелярия.
Вся территория страны была разделена на уезды, волости и станы. Уезды в целом повторяли границы бывших удельных княжеств. Власть в уезде принадлежала наместнику, в волостях и станах -- волостелям. Наместник имел право «кормиться» в уезде -- собирать в свою пользу судебные пошлины, а также часть налогов. Часто наместники перепоручали службу своим холопам, нередки были финансовые злоупотребления. Вотчины бояр исключались из-под власти наместников.
В результате войн, которые вели Иван III и его сын Василий III (1505--1533), значительно улучшилось внешнеполитическое положение страны. Уже в 1494 г. Литва должна была вернуть Москве Вязьму, что обезопасило столицу от литовских набегов. В 1501 г. были разгромлены войска Ливонского ордена и Ливония стала платить Москве дань. В вассальную зависимость от Москвы попало Казанское ханство. В результате восстания русских в Литве в 1514 г. был освобожден Смоленск. Тем самым у Литвы окончательно была вырвана инициатива в «собирании» русских земель. Московское государство, продемонстрировавшее свою военную силу, быстро развивало международные связи. В 1514 г. был заключен договор со Священной Римской империей, в котором Василий III именовался «цесарем», т. е. императором. Это положило начало признанию России в качестве фактора европейской политики. Были налажены связи с Данией, Англией, Нидерландами, Испанией, Персией, Индией.
Однако враждебные централизации силы внутри страны были далеко не сломлены. Это были прежде всего бывшие князья, ставшие боярами на государственной службе, но сохранившие родовую гордость и не считавшие, что у московских государей большие права на престол, чем у них самих. Наиболее активны в борьбе за власть были князья Шуйские и Вельские. Они стремились к установлению в России ограниченной царской власти при большой самостоятельности местных феодалов, как это было в Литве. Бояр-княжат оскорбляло, что великий князь все меньше советуется с ними, а решает вопросы один. Их унижали вновь введенные при дворе обычаи внешнего преклонения перед царем, распространение на князей и бояр телесных наказаний. Все это противоречило древнерусским традициям и скорее напоминало нравы при дворе у татарского хана. Нетерпимость этих нововведений была тем большей, чем сильнее становилась в соседней Литве власть местных феодалов.
В результате этого после смерти Василия III начались боярские заговоры, власть переходила из одних рук в другие. Стабилизировало положение лишь вмешательство митрополита Макария. Он помог малолетнему Ивану IV (1533-- 1584) укрепить свою власть, расправиться с мятежными князьями и боярами. В 1547 г. Иван IV первым из московских государей был официально венчан на царство. Это закрепило идею о верховном характере его власти. Вместе с тем роль митрополита в процедуре коронования, получение царем короны от главы церкви, напутственное слово митрополита новому царю закрепляли особое место церкви в государстве как гаранта самодержавной власти. С этого времени венчание на царство в Успенском соборе Кремля стало носить традиционный характер.
Вторая половина XV -- первая половина XVI в. были во многих отношениях переломным периодом в истории России и альтернативным развитием власти. Сложилось централизованное государство. На какой основе оно было создано? В какой мере при этом учитывались интересы общества?
Активность боярской оппозиции в это время имела двоякое значение. Раздувая смуту, бояре-княжата ослабляли молодое, едва созданное государство. Но, с другой стороны, именно эти носители индивидуалистического самосознания представляли собой единственный противовес ничем не ограниченной централизованной власти. Ранее право бояр на свободный уход к другому князю отчасти подрывало стремление князей к самовластию, подразумевало необходимость совета с боярским окружением. Теперь этот противовес авторитаризму исчез. Надежду на преодоление угрозы полного подавления общества государством пробуждало то, что первые цари вынуждены были в борьбе против боярской оппозиции опираться на поддержку народа. Ограничивая право перехода крестьян от одного хозяина к другому, царь одновременно защищал права «черносошных», свободных крестьян от захвата их земель боярами. Период 1490--1505 гг. характеризуется обострением борьбы крестьян за свою землю через суды. Количество подаваемых исков против бояр (большее, чем за все предыдущие и последующие десятилетия) свидетельствовало, что этот путь борьбы был тогда эффективен.
Во второй половине XV в. Россия испытала влияние европейского Возрождения. Слухи об искусстве итальянских умельцев породили практику приглашения иностранных специалистов. При помощи итальянских архитекторов был перестроен Московский Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, многие другие здания, в том числе дома для бояр. Иваном III в Россию были приглашены европейские геологи, металлурги, артиллеристы, фортификаторы, скульпторы, врачи. В этот период были заимствованы многие технические достижения Запада.
Другим каналом воздействия европейской мысли была проникшая в Россию через Литву ересь «жидовствующих», имевшая рационалистический характер. В условиях относительной свободы мысли в период становления государственной власти в Москве появляется целый ряд великолепных мыслителей и писателей, таких, как Максим Грек, Ермолай-Эразм, Федор Карпов и Андрей Курбский. На рубеже XVI в. в «московских Афинах» разрабатывались идеи о равенстве людей всех вероисповеданий перед Богом, о взаимодействии с западным христианством, о необходимости ограничения самомнения властителей новой державы, о сокращении повинностей населения, об уменьшении «славолюбия, сластолюбия и сребролюбия» власти и церкви. Идеал «святой Руси» как религиозного единства народа и его правителей противопоставлялся при этом механическому и бесчувственному государству. Подобные идеи чем-то напоминали европейскую Реформацию. Характерным было усиление внимания к библейским текстам, переводом которых занимались Николай Любекский и Дмитрий Герасимов, стремление вернуться к правде первоначального христианства.
Однако эти тенденции не создали политической и культурной системы. Разрушая старый порядок, они были не способны установить новый, поэтому против них выступили представители западных областей, где эти тенденции проявили себя наиболее сильно и разрушительно, такие, как псковский инок Филофей, архиепископ Новгородский Геннадий, игумен Иосиф Волоцкий.
Стержнем политики Ивана IV, прозванного Грозным, стало укрепление самодержавной власти. При этом идеологи самодержавия прямо опирались на восточные образцы. Один из них, И. С. Пересветов, побывавший в Турции, представил в качестве идеала правителя турецкого султана, который сумел отстранить от власти своекорыстных вельмож и добился победы над внешними врагами. Пересветов убеждал царя, что тот должен опираться лишь на служилых людей, которые преданы ему. Деньги для уплаты жалования этим людям, дворянам, Пересветов предлагал брать с горожан, установив цены на рынке царским указом и под страхом наказания запретив отступать от них. Центральной идеей И. С. Пересветова было установление деспотической власти царя. «Государство без грозы, что конь без узды»,-- писал он.
Путь Ивана Грозного к деспотической власти не был простым. Его правление можно разделить на два этапа. Первый этап, 1533--1560 гг., был связан с надеждами царя на то, что бороться с боярами возможно, опираясь на народ, на его веру в царя как носителя высшего идеала «правды» и нелюбовь к боярам-кормленщикам как разорителям народных масс. Толчком к реформам было восстание 1547 г. в Москве. Оно привело к падению правительства, ведущую роль в котором играли родственники царя по матери бояре Глинские. В сущности, в этот период Иван IV попытался реализовать в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.
Проводить эту политику царю помогал совет -- «Избранная рада», в который входили митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр и дворянин А. Ф. Адашев. В 1549 г. в России состоялся первый Земский собор -- собрание народных представителей со всего государства, на котором царь обличал злоупотребления бояр и обещал стать «судьею и обороною» для народа. Вслед за этим в 1550-е гг. были осуществлены важнейшие преобразования системы управления. Боярские кормления были отменены. Местное управление и суд были переданы в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами «излюбленных» судей, старост и «голов», которые были бы «всем крестьянам любы», правдивы, решали бы дела без волокиты и взяток, а те дела, которые разрешить не в состоянии, посылали бы в Москву. Вместо «кормов» и пошлин для бояр-наместников местные городские и сельские общества должны были платить непосредственно в царскую казну установленный налог.
В годы правления «Избранной рады» в России появились первые органы исполнительной власти -- «избы» (позднее их стали именовать «приказами»). Посольский приказ руководил внешней политикой. Челобитенный приказ, во главе которого стоял А. Ф. Адашев, принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним. Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения. Поместный приказ занимался вопросами, касающимися землевладения. Разбойный приказ руководил борьбой с преступностью. Всего к концу XVI в. насчитывалось более 20 приказов, во главе которых стояли дьяки.
Было значительно укреплено войско. Каждый помещик должен был выставлять определенное количество вооруженных людей. Наиболее отличившиеся из помещиков получали «государево денежное жалование», записывались в Дворовую тетрадь, получали поместья вблизи Москвы. Из их числа назначались воеводы -- командиры полков, «головы» -- командиры сотен, воеводы и наместники в пограничных городах, дипломаты, администраторы и т. п. Кроме помещиков-феодалов, имевших землю и крестьян, было создано стрелецкое войско, вооруженное легким огнестрельным оружием. Стрельцы жили на своих дворах в «стрелецких слободах» и получали за службу жалование.
Новый царь продолжил традицию укрепления связей с Западом, начатую при Иване III. Он позволил иностранным купцам ездить через Россию в Индию и Китай с тем условием, чтобы русские купцы могли посещать Западную Европу: Священную Римскую империю, Голландию, Испанию, Англию, Францию. Иван IV понимал значение просвещения для России: именно при нем в Москве началось книгопечатание. Сопротивление ближайших соседей России, таких, как Ливония (земли Ливонского ордена), усиление ее контактов с Западом привело к длительной Ливонской войне, в процессе которой Россия впервые попыталась силой «прорубить окно в Европу».
Иван IV активно вмешивался в дела церкви. В 1551 г. он представил церковному собору длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор предпринял меры, изложенные в 100 главах (отсюда название «Стоглав»). Согласно «Стоглаву», были учреждены, например, «поповские старосты» для надзора за духовенством, признаны общерусскими «местночтимые» святые и т. п.
Но добиться эффективного управления демократическими мерами Иван IV не смог. В отличие от западноевропейского общества, в котором противостояли друг другу как самостоятельные политические силы феодалы, духовенство и города и которое было заинтересовано в монархе как посреднике для устранения конфликтов, как гаранте национального единства, в России не было отдельных самостоятельных центров власти, кроме царя и высшего боярства. Царю повиновались как охранителю православной веры, представителю Бога на земле. Но не менее сильными были местные, родовые, коллективистские ценности, унаследованные от догосударственной эпохи. Ослабление государственной власти в результате отмены кормлений было воспринято поэтому как сигнал к неповиновению. Налоги стали платить нерегулярно, увеличилось число преступлений.
Ответом на это стала попытка царя укрепить свою власть при помощи силы. В этих условиях разногласия между царем и его советниками из-за внешнеполитических вопросов и их отношения к царице, происходившей из рода Романовых, стали поводом для опалы многих приближенных Ивана IV. В 1560 г. «Избранная рада» была разогнана. Начались ссылки и казни бояр-княжат, заподозренных царем в измене. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван IV всегда считался. Примерно в это же время бежал в Литву князь А. М. Курбский -- один из лучших полководцев и ближайших советников царя. После этого гонения на боярство приобрели массовый характер.
В конце 1564 г. царь уехал из Москвы в Александровскую слободу и обратился к населению с жалобами на боярство. Москвичи послали к Ивану IV делегацию, подтвердив его право наказывать своих врагов по «государской воле». Для исполнения задуманного царь учредил особый двор, «опричнину», собрав туда до 6000 воинов, подчиненных ему лично. Обеспечение этого войска осуществляли «опричные» уезды и волости, подчиненные царскому двору. Остальную территорию -- «земщину» -- царь оставил во власти бояр, позднее посадив в насмешку на престол татарского царевича Симеона Бекбулатовича.
Началась фактическая война «опричнины» против «земщины». Иван Грозный не ограничился пытками и казнями бояр. В 1570 г., поверив слухам об измене Новгорода, царь напал на этот город, разгромил и разграбил его. В течение шести недель каждый день в Новгороде погибало по нескольку сот человек. В результате погромов в стране в 1569-- 1571 гг. начался голод, в ходе которого погибли сотни тысяч людей. Дело доходило до людоедства. Началось массовое бегство крестьян и горожан на окраины. Население Москвы сократилось втрое, многие земли в центре страны были заброшены.
Информация о работе Особенности становления российской государственности в XIV–XVI вв