Особенность государственно-правового развития БССР в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

В рассматриваемый период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значительными изменениями, внесенными в нее после принятия.
Повторное появление совнархозов как инструмента территориального управления народным хозяйством СССР произошло в 1957 году, когда было принято решение начать реформу системы управления. В ходе реформы территория СССР была разделена на экономические административные районы, в которых создавались советы народного хозяйства.

Содержание

Глава 1. Изменения в системе органов государственной власти в послевоенный период………………………………………………………………………………3
Глава 2. Советы народного хозяйства БССР: создание, принципы
деятельности………………………………………………………………………..5
Глава 3. Принятие новых кодексов БССР……………………………………....6
Глава 4. Конституция БССР 1978 года: причины принятия и основные положения…………………………………………………………………………..13
Литература…………………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

КСР БССР послевоенное время.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования 

«Гродненский  государственный университет имени  Янки Купалы»

Юридический факультет

Кафедра истории  государства и права

 

Специальность – правоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролируемая  самостоятельная работа студента

По теме: «Особенность государственно-правового  развития БССР в послевоенный период»

Студентки 1 курса 2 группы дневной формы обучения

Лойко Олеси Игоревны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель – Мисаревич Наталья Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2012

 

Содержание

Глава 1. Изменения в системе органов государственной власти в послевоенный период………………………………………………………………………………3

Глава 2. Советы народного хозяйства БССР: создание, принципы

деятельности………………………………………………………………………..5

Глава 3. Принятие новых кодексов БССР……………………………………....6

Глава 4. Конституция БССР 1978 года: причины принятия и основные положения…………………………………………………………………………..13

Литература…………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1. Изменения в системе органов  государственной власти в послевоенный период

Как известно, БССР была одной из первых союзных  республик, принявших на себя удар войск  фашистской Германии, которая оккупировала всю часть территории БССР.

В условиях оккупационного режима, введенного фашистами, значительная часть населения республики сражалась с врагом в партизанских отрядах. Естественно, что в партизанских зонах необходимо было обеспечить законность и правопорядок. С этой целью были образованы суды, которые имели свои особенности, в том числе и  порядок рассмотрения дел. Так, сначала  представитель командования или  партийного органа докладывал собранию личного состава содержание уголовного дела, затем собрание выясняло обстоятельства дела, задавало вопросы подсудимому, свидетелям. Приговор выносился путем  открытого голосования. При осмотре  места происшествия протоколы не велись.

Судебные  органы в партизанских отрядах сложились  не сразу.  В период зарождения партизанского  движения правосудие осуществлялось коллегиально подпольными или партийными организациями, а во время расширения партизанского  движения функция осуществления  правосудия в некоторых партизанских зонах передалась партизанским судам, председатель и заседатели которых  избирались на общем собрании личного  состава партизанских отрядов.

Военно-полевые  трибуналы были образованы в 1942-1943 гг. и рассматривали дела, касающиеся командиров партизанских частей. Дела рассматривались коллегиально в  составе 3 человек.

Но в  действительности зачастую имело место  совмещение партизанских судов и  военно-полевых трибуналов.

В рассматриваемый  период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значительными изменениями, внесенными в нее после принятия.

Эти изменения  коснулись и высших органов государственной  власти. Так, в связи с расширением  контрольно-надзорной и распорядительной деятельности Верховного Совета в его  составе увеличивается число  постоянных комиссий: в 1955 г. - 4, в 1957 г. - 8, в 1960 г. - 9, в 1963 г. - 12, в 1965 - 15, в 1975 г. - 16. В связи с необходимостью удешевления  и сокращения государственного аппарата в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и Приемная Председателя Президиума.

Работа  Верховного Совета БССР как высшего  законодательного органа страны была в этот период весьма напряженной, насыщенной и результативной. Это обусловливалось  той конкретной социально-экономической  и политической обстановкой в  СССР и БССР и острой потребностью обновления и систематизации законодательства. Верховный Совет БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых  Закон о судоустройстве БССР (1959 г.), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1960 г.) и др. Верховный Совет БССР седьмого созыва (1967-1970 гг.) принял 56 законов, среди которых Кодекс о браке и семье БССР (1969 г.), Закон о здравоохранении и Земельный кодекс (1970 г.), др.

Высшим  исполнительным органом являлся  Совет Министров БССР, состав которого формировался заново на каждой первой сессии Верховного Совета БССР нового созыва. Число членов Совета Министров  постоянно увеличивалось (с 35 до 50 человек) и только в связи с принятым Законом от 23 мая 1957 г. о создании одного административно-экономического района на территории БССР, в результате которого было упразднено девять министерств, состав Совета Министров уменьшился. Однако с восстановлением отраслевого  принципа управления промышленностью  в 1965 г. численный состав Совета Министров  вновь стал возрастать: в 1967 г. - 44, в 1971 - 48, в 1975 - 50 человек. Председателями Совета Министров БССР, сменяя друг друга, были: Пономаренко П.К., Клещев А.Е., Мазуров К.Т., Авхимович Н.Е., Киселев Т.Я.

После принятия новой Конституции БССР 1978 г. в  качестве постоянного структурного звена Совета Министров действует  Президиум, в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя, а также  других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров  БССР.

Число министерств, государственных комитетов, комиссии и управлений как структурных  звеньев Совета Министров неизменно  возрастало: только в 1966— 1974 гг. были созданы 3 союзно-республиканских министерства (лесного хозяйства, заготовок и  юстиции); одно новое республиканское  Министерство строительства и автомобильных  дорог; на основе Главного управления бытового обслуживания населения и  коммунального хозяйства было создано  два республиканских министерства (коммунального хозяйства и бытового обслуживания); Комитет по физической культуре и спорту. В последующие  годы вносились изменения в структуру  аппарата Совета Министров.

Высшим  судебным органом в БССР являлся  Верховный Суд, избираемый Верховным  Советом БССР сроком на 5, а по Конституции  БССР 1978 г. - на 10 лет (ст. 151). В его  состав входили постоянные члены  и народные заседатели. Так, на второй сессии Верховного Совета БССР третьего созыва в марте 1952 г. был избран Верховный  Суд республики в составе 21 постоянного  члена и 125 народных заседателей, а  в 1972 г. - 23 постоянных членов и 118 народных заседателей.

Структурными  звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии (судебная коллегия по гражданским  делам, судебная коллегия по уголовным  делам и другие).

Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась, то расширялась, то вновь сужалась. В 1960 г. было ликвидировано Министерство юстиции БССР и Верховный Суд  должен был выполнять функции  по управлению областными и народными  судами и государственными нотариальными конторами, т.е. была значительно расширена его компетенция. В 1970 г. в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции БССР функции по управлению судебными органами были изъяты из ведения Верховного Суда, что позволило высшему судебному органу республики сосредоточить все внимание на выполнении своих прямых функций по осуществлению правосудия в БССР.

Помимо  рассмотренных высших государственных  органов, в БССР действовали и  другие высшие органы (Прокуратура  БССР, Комитет народного контроля БССР и др.), структура и компетенция  которых подвергались реорганизации  в 50-80-е годы.

 

 

Глава 2. Советы народного хозяйства  БССР: создание и принципы деятельности.

 

Повторное появление совнархозов как инструмента  территориального управления народным хозяйством СССР произошло в 1957 году, когда было принято решение начать реформу системы управления. В  ходе реформы территория СССР была разделена на экономические административные районы, в которых создавались  советы народного хозяйства. Районы образовывались верховными советами союзных  республик; ими же утверждались председатели, их заместители и члены совнархозов. Совнархозы подчинялись советам  министров республик, при этом их председатели могли входить в  состав совета министров. Положение  о совнархозах было разработано  правительством СССР.

В связи  с этой перестройкой были упразднены многие общесоюзные и союзно-республиканские  министерства, занимавшиеся вопросами  промышленности и строительства; их предприятия и организации переданы в непосредственное подчинение местным  советам народного хозяйства. Немногочисленные оставшиеся министерства, за которыми остались функции планирования и  обеспечения высокого уровня технического производства, руководили предприятиями  соответствующих отраслей через  совнархозы.

По мнению инициаторов реформы, главным преимуществом  территориальной системы управления было приближение руководства промышленностью  и строительством к низовым звеньям  экономической системы — предприятиям и объединениям. Также предполагалось, что совнархозы, будучи не связаны  ведомственными барьерами, обеспечат  комплексный подход к развитию территорий, что имело немаловажное значение, особенно для отдалённых от центра, экономически неразвитых регионов.

Совнархозы  по своей природе были коллегиальными органами. Первоначально их аппарат  был невелик и состоял из председателя, его заместителей и сравнительно небольшого числа руководящих и  технических работников, что в  первые годы проведения реформы позволило  частично сократить управленческий аппарат союзных и республиканских органов управления. Однако по мере развёртывания реформы, структуры и штаты совнархозов начали раздуваться, в структуре совнархозов появились отраслевые и функциональные управления и отделы. К примеру, в системе Свердловского совнархоза насчитывалось более 400 промышленных предприятий, в то время как сам областной совнархоз включал ряд подразделений функционального назначения — к примеру, управления планирования, оборудования, материально-технического снабжения и сбыта; отделы производства и кооперирования, главного механика, главного энергетика, капитального строительства, финансов, транспорта, внеших сношений, кадров, учебных заведений и проч. — а также управления по отраслям промышленности, включая чёрную и цветную металлургию, машиностроение, производство электрооборудования, лесное хозяйство, энергетику, деревообрабатывающее и бумажное производство, производство строительных материалов, лёгкую промышленность, строительство.

Начиная с 1960 года в системе совнархозов  начался процесс централизации:

В союзных  республиках, в которых имеется  несколько экономических административных районов, для координации хозяйственной  деятельности советов народного  хозяйства могут быть образованы республиканские советы народного  хозяйства.

В ноябре 1962 года был создан СНХ СССР; в  декабре стали образовывать более  крупные экономические районов, включающие по несколько упраздняемых экономических административных районов; в каждом из них создавался совнархоз. Число районов (и соответственно совнархозов) сократилось со 105 до 43. Так, в РСФСР вместо 67 районов  стало 24, а в УССР — 7 вместо 14. В  феврале 1963 года указом Верховного Совета СССР был образован Среднеазиатский  экономический район на базе экономических  административных районов Узбекской, Киргизской, Таджикской и Туркменской  ССР.

Наконец, в марте 1963 года был создан Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР).

Отставка  Н.С. Хрущева в октябре 1964 года стала  катализатором свёртывания реформы. Через год, в октябре 1965 года, партийным  руководством страны было принято решение  об отказе от территориальной системы  управления промышленностью и о  возвращении к отраслевой системе  управления. Созданные в ходе реформы  экономические районы были упразднены; вместе с ними были ликвидированы  советы народного хозяйства всех уровней и восстановлены промышленные министерства.

 

Глава 3. Принятие новых кодексов БССР.

 

Для развития права этого периода характерны три основные тенденции: демократизация, кодификация и расширение сферы  применения права. Эти тенденции проявились под воздействием тех задач, которые определялись правящей коммунистической партией в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни. Характерной чертой развития права 1950 -1980-х годов является большая степень динамичности.

 

Большое количество нормативно-правовых актов, принятых в данный период, остро  поставило вопрос о систематизации действующего законодательства, которая  начала проводиться в конце 50-х  годов, как в масштабе СССР, так  и в каждой республике. В БССР также были созданы специальные  комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права. Одним из главных  источников, на базе которого разрабатывались  кодексы БССР, были Основы гражданского законодательства СССР и союзных  республик (1961 г ), Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик (1958 г.) и  другие подобные нормативные акты СССР, в том числе и Конституция  СССР 1977 г.

Первым  подверглась существенным изменениям в послевоенный период уголовное  право. Конституция СССР 1936 г. в первоначальной редакции предусматривала, что криминальный кодекс должен быть единственным для  всего Союза ССР. В связи с  этим после 1936 г. практично остановилась принятие новых криминально-правовых норм законодательными органами союзных  республик. Изменения и дополнения в криминальные кодексы вносились  на основании общесоюзного законодательства.

Информация о работе Особенность государственно-правового развития БССР в послевоенный период