Особенность государственно-правового развития БССР в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

В рассматриваемый период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значительными изменениями, внесенными в нее после принятия.
Повторное появление совнархозов как инструмента территориального управления народным хозяйством СССР произошло в 1957 году, когда было принято решение начать реформу системы управления. В ходе реформы территория СССР была разделена на экономические административные районы, в которых создавались советы народного хозяйства.

Содержание

Глава 1. Изменения в системе органов государственной власти в послевоенный период………………………………………………………………………………3
Глава 2. Советы народного хозяйства БССР: создание, принципы
деятельности………………………………………………………………………..5
Глава 3. Принятие новых кодексов БССР……………………………………....6
Глава 4. Конституция БССР 1978 года: причины принятия и основные положения…………………………………………………………………………..13
Литература…………………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

КСР БССР послевоенное время.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

Характерными  чертами КЗАП стола закрепление  правовых гарантий надлежащего уровню условий работы и провозглашение целого комппекса рабочих прав работника.

В декабри 1968 г. Верховный Совет Союза ССР  принял Основы земельного законодательства СССР и союзных республик.

Верховный Совет БССР 24снежня 1970 г. принимает  Земельный кодекс БССР, каким особенная  значимость придавалась землям сельскохозяйственного  назначения. Нормы кодекса предусматривали  гарантии против необоснованной выдержки в особенности ценных сельскохозяйственных угодий, устанавливали права землепользователей и их ответственность за нарушение  земельного законодательства.

В 1975 г. Совет  Министров СССР принял постановление  о выдаче всем землепользователям государственных  октав на право пользования землей и утвердил единственную форму этих октав.

Другие  сферы законодательства.

Необходимо  отметить следующие нормативные  правовые акты, принятые в этот период:

1969 г. - был  принятый и утвержденный ЦК  КПСС и Советам Министров СССР  новый примерный Статус колхозов,

1971 г. - Исправительно-рабочий  кодекс БССР,

1972 г. - Водный  кодекс БССР, 1979 г. - Лесной кодекс  БССР,

1983 г. - Жилищный  кодекс БССР,

1984 г. - первый  Кодекс об административных правонарушениях  БССР.

Все кодифицированные законодательные акты принимались  в соответствия с общесоюзными Основами законодательства.

 

Глава 4. Конституция БССР 1978 года причины  принятия и основные положения.

 

Разработка  и принятие Конституции БССР 1978 г. проходили в соответствии с общепринятыми  стадиями правотворческого процесса. Были созданы, как принято, Конституционная  комиссия высшего законодательного органа – Верховного Совета БССР для  подготовки проекта новой Конституции  в 1977 г. и Редакционная комиссия –  по подготовке окончательного текста проекта Конституции в 1978 году.

Председателем и Конституционной комиссии и  Редакционной комиссии был первый секретарь  ЦК КПБП П.М. Машеров, т.е. весь ход работ  над проектом Конституции шел  под непосредственным руководством первых лиц партийного и государственного аппарата республики. Проект Конституции 1978 г. по Указу Президиума Верховного Совета БССР “О проекте Конституции  БССР” – 16 марта 1978 г. был 18 марта  этого же года опубликован во всех республиканских и областных  газетах. 14 апреля 1978 г. на второй день своей работы девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла  Декларацию Верховного Совета БССР “О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР”, в которой указывалось, что Верховный  Совет БССР принимает Конституцию  БССР и объявляет о ее введении с 14 апреля 1978 г.

Конституции БССР 1978 г. гласила, что республика во внешнеполитической деятельности руководствуется  целями, задачами и принципами внешней  политики СССР, определенными Конституцией СССР.

Конституция БССР 1978 г., имея много общего с Конституцией 1937 г., отличается от последней и  структурой, и содержанием. В новой  Конституции БССР, помимо глав и  статей, есть еще четко названные  разделы, что облегчает пользование  ее текстом; значительно большее  количество статей (172 вместо 122) и статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции  БССР 1978 г. Тогда как аналогичные  статьи в Конституции БССР 1937 г. содержаться  в восьмой главе.

Как структура, так и содержание Конституции  БССР 1978 г. отражают де-юре ту демократическую  тенденцию в развитии всех сфер общественной и государственной жизни, которая  наметилась в СССР в середине 50-х  годов.

Особенно  большие изменения глубоко демократического характера внесены по вопросу  прав, свобод и обязанностей граждан  во втором разделе Конституции БССР “Государство и личность”. Впервые  на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в  управлении государственными и общественными  делами (ст. 46), право на жилище (ст. 42), право на государственную охрану здоровья (ст. 40), право на пользование  достижениями культуры (ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56) и другие.

Исключительным  компетентным органом государственной  власти был назван Верховный Совет  БССР. Конституции БССР 1978 г. закрепляла за Верховным Советом исключительные полномочия — принять к рассмотрению и решить любой вопрос республиканского ведения.

Политическая  система БССР не предусматривала  разделения власти. Статья 6 Конституции  БССР 1978 г. гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром  его политической системы, государственных  и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»

Конституция БССР стала основой совершенствования  республиканского законодательства.

Конституция БССР 1978 года закрепляла концепцию  построения развитого социализма и  общенародного социального государства. Провозглашала социальная однородность в группе слоев общества советского народа, а так же руководящую роль КПСС в политической системе. Частная  собственность не допускалась. Плановое ведение хозяйства.

Был ряд  объективных предпосылок появления  новой Конституции: стремление укрепить в политическом режиме начала законности, предотвратить даже саму возможность  массового произвола, унижения личности; переход от постулатов власти одной  части общества (диктатуры пролетариата) к общенародному государству  и участию в осуществлении  функций народовластия всех слоев  общества; необходимость закрепления  в Конституции БССР широкого круга  прав и свобод граждан, более четких полномочий государственных органов. Конечно, эта Конституция как  и Конституция СССР 1977 также должна была стать идеологизированным документом, отражать "нерушимое единство" общества и всех народов страны, гармоничность развития, всеобщее признание  руководящей роли КПСС, "грандиозные  успехи" именно социалистического  пути человечества, модель "настоящего" социализма и т.п. Однако идеологическое содержание не заслоняет конструктивистской роли данного Основного Закона, хотя, пожалуй, именно в этой Конституции  идеологические и политико-юридические  начала переплетаются сильнее, чем  в иных конституциях.

Конституция 1978 г. в 90-е годы стремительно превращалась в архаичный документ. Это в  решающей мере обусловливалось тем, что в конце 80-х — начале 90-х  годов в общественном созна­нии  с новой силой встала проблема обретения республиками бывшего  СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического  и экономического плюрализма.

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси/ И.Н.Кузнецов, В.А. Шелкопляс. – Минск.: “Дикта”, 1999г.-272с.
  2. Т.I. Доунар, «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi»: - Мiнск: «Амалфея», 2007 г..
  3. Довнар Т.И. Краткий очерк истории государства и права РБ(послеоктябрьский период). – Минск: Институт современных знаний, 1997г. 128с.
  4. http://www.pravo.by/konst_1978.htm/ - Национальный правовой портал Республики Беларусь//Конституция 1978 г.

 


Информация о работе Особенность государственно-правового развития БССР в послевоенный период