Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
В представленной работе объектом научного изучения является отмена крепостного права 1861 года, особенности её проведения в Беларуси. Это предусматривает анализ социально-экономического развития Беларуси, кризиса крепостничества.
Введение………………………………………………………………… 3
1 Историография и источники ……………………………………….. 5
2 Причины реформы 1861 г……………………………..................... 9
3 Особенности проведения реформы 1861 г. в Виленской и Минской
губерниях…………………………………………………………… 12
4 Итоги и значение реформы 1861 г………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список использованных источников ……………………………….. 31
выраженный как в выступлениях крестьян, так и образованной части общества; крепостнические отношения сдерживали расширение внутреннего
рынка, формирование свободной рабочей силы, тормозили технический прогресс, развитие промышленного производства [4, c. 339-340]; крымская война показала, что в военном отношении Россия не может тягаться с развитыми индустриальными державами [6, c. 58].
Нельзя отрицать и тот факт, что особенности крепостничества в России также явились базой для проведения реформы в жизнь.
Особенностью крепостничества в России было то, что в странах Европы оно исчезло естественным путем, а в России его ликвидация стала государственной задачей [11, c. 395].
Способ решения проблемы видили в создание секретного комитета, однако тяжесть работы перенесена в губернские комитеты, то есть идёт работа на местах. Комитеты создали в 45 губерниях. В 1858 г. создали главный комитет по крестьянскому делу, его возглавил, по российской традиции, император. Ведущая роль в организации работы принадлежала министерству внутренних дел, при котором создан специальный земский собор. В главном комитете работали 2 редакционные комиссии, которые и подготовили все документы [6, c. 60].
Пагубным было влияние крепостнических отношений и на сельское хозяйство, которое являлось основной отраслью экономики. Чтобы увеличить доходность имений, помещики увеличивали барщину, которой в 50-е годы было охвачено свыше 90% крепостных. Сельское хозяйство продолжало оставаться низко производительным, неэффективным. Доходность помещичьих имений падала, росла их задолженность. Еще в начале 19 в. в белорусских губерниях наметилась тенденция увеличения помещичьих земель за счет сокращения крестьянских наделов. Этот процесс резко ускорился после 1857года. Помещики переселяли своих крестьян на худшие земли, отрезали у них часть наделов [10, c. 339-340].
Экономические предпосылки отмены крепостного права сложились задолго до реформы 1861 г. Неэффективность экономической системы, в основе которой лежал труд крепостных, была очевидна; даже для многих правителей России. На необходимость этого шага, указывали Екатерина II, Александр I, Николай I. При Александре I крепостное право было отменено в западных губерниях страны [16, c. 365-368].
Однако решающим аргументом в пользу пересмотра самих основ феодальной экономики стало поражение России в Крымской войне. В 1856-1857 гг. по стране прокатилась серия выступлений крестьян, на плечи которого выпали основные тяготы войны [1, c. 258].
При рассмотрении причин реформы 1861 года было бы ошибочно игнорировать роль крестьянских выступлений как фактора, который вызвал ликвидацию крепостничества. Александ II 30 марта 1856 года на встрече с предводителями московского дворянства высказался, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать того времени, когда оно начнется отменятся снизу. Это однозначно было признание того, что необходимо провести реформу в ближайшее время [21, c. 374]. Это заставило власти ускорить разработку реформы. Кроме того, претендующая на роль великой европейской державы Россия должна была предстать в глазах европейского общественного мнения в виде со временного, а не архаичного государства [9, c. 56].
Таким образом, на рубеже 1850-1860-х годов слабость, неэффективность крепостнического строя становилась всё более очевидной. Чтобы предупредить социально-политический взрыв, правительство стало на путь коренного реформирования основных сфер общественной жизни - экономической, социально-правовой, военной и др. Начать реформы было решено с белорусских и литовских губерний. При этом учитывалось, что помещичьи хозяйства Беларуси были довольно тесно связаны с рынком и в той или иной мере имели опыт применения труда безземельных крестьян. По мнению властей, помещики здесь были более подготовлены к отмене крепостного права, чем в других губерниях России. Брался в расчёт и тот факт, что в губерниях, граничивших с Польшей, где крестьянство уже пользовалось личной свободой, крестьянское движение может приобрести не только широкий размах, но и вылиться в вооружённые формы борьбы.
3 Особенности проведения реформы 1861 года в Виленской и Минской губерниях
В западных или литовско-белорусских губерниях предпосылки для отмены крепостного права вызрели несколько раньше, чем в других регионах России. Этот факт объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, помещичье хозяйство здесь с конца 18века и, особенно в первой половине 19 в. довольно быстро втягивалось в товарно-денежные отношения, которым мешали крепостнические порядки. Отдельные помещики даже пошли на освобождение крестьян в своих имениях. Так, граф И. Хрентович в своих имениях Щорсы в Минской губернии и Вишнево Виленской губернии перевел своих крестьян на аренду. Крестьяне платили графу только умеренную плату. Помещик дал им право пользоваться широким самоуправлением [11, c. 327].
Во-вторых, вводимые в западных губерниях инвентари должны были строго регламентировать отношения помещиков и крестьян, что, по мнению Александра II его реформаторов подготавливало помещиков к освобождению крестьян [11, c. 328].
В-третьих, соседство с Польшей и Пруссией, где крепостничество было давно отменено, также подталкивало к тому же помещиков литовско-белорусских губерний [11, c. 329].
В сентябре 1857 г. Виленский,
Гродненский и Ковенский
В котором говорилось: «…Одобряя вполне намерения сих представителей Дворянства Ковенской, Виленской и Гродненской губерний, как соответствующие Моим видам и желаниям, Я разрешаю Дворянскому сословию оных приступить теперь же к составлению проектов, на основании коих предположения Комитетов могут быть приведены в действительное исполнение постепенно, дабы не нарушить существующего ныне хозяйственного устройства помещичьих имений.
Для сего повелеваю:
Губернские Комитеты должны
приступить к составлению по
каждой губернии, в соответственность
собственному вызову
1.
Помещикам сохраняется право
собственности на всю землю,
но крестьянам оставляется их
усадебная оседлость, которую
они, в течение определенного
времени, приобретают в свою
собственность посредством
2. При устройстве будущих отношений помещиков и крестьян, должна быть надлежащим образом обеспечена исправная уплата государственных и земских податей и денежных сборов.
Комитеты сии, окончив
свой труд, должны представить
оный в общую Комиссию, Комиссия,
обсудив и рассмотрев все
Я надеюсь, что Дворянство
вполне оправдает доверие,
Вы и Начальники вверенных вам губерний обязаны строго соблюдать, чтобы крестьяне, оставаясь в полном повиновении помещикам, не внимали никаких злонамеренных внушениям и лживым толкам…» [26].
Адреса стали предметом рассмотрения Секретного комитета, созданного в январе 1857 г. для подготовки крестьянской реформы. Три недели комитет обсуждал адреса. Вскоре был подготовлен указ на имя Назимова, который 20 ноября 1857 г. был утвержден императором. Рескрипт одобрял «благие намерения литовских дворян» и разрешал открыть в каждой губернии комитет для выработки предложений об отмене крепостного права. В нем отмечалось, что вся земля остается собственностью помещиков. Крестьяне имели право выкупать только усадьбы. Что касается «полезных» наделов, то крестьяне могли ими пользоваться при условии выполнения повинностей, т.е. барщины и оброка, как это было при крепостном праве. К весне 1856 г. губернские комитеты были созданы в Минской, Могилевской и Витебской губерниях, а к концу года – во всей России [15, c. 138].
Важным этапом на пути разработки реформы отмены крепостного права стало заседание Главного комитета 29 ноября 1858 г., на котором было принято решение о предоставлении крестьянам за выкуп не только усадеб, но и земельных наделов.
Как же отнеслись белорусские помещики к новому варианту отмены крепостного права? Среди них не было единодушия. Помещики Виленской, Гродненской и Минской губерний выступали против наделения крестьян землей. Земли здесь считались довольно добротными и ценились дорого. Они рассчитывали, что безземельные крестьяне станут дешевой рабочей силой в имениях [3, c. 3].
Проекты отмены крепостного права, разработанные в губернских дворянских комитетах, поступали в Петербург в специально созданные комиссии, которые должны были выработать общий проект освобождения крестьян. После выполнения своей задачи редакционные комиссии 10 октября 1860 г. были распущены, и проект реформы поступил в Главный комитет, затем в Государственный совет. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест . В нем говорилось: “Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом. Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения……” [25].
А так же и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных Положениях и Правилах. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. Возникающие из сего обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях…..” [24]
Эти документы не стали объявлятся сразу. В Беларуси Манифест и “Положения” были обнародаваны во всех губернских центрах с 8 по 12 марта, а в сельской местности – апрель-май 1861г.
Таким образом в подготовке реформы большую роль сыграли помещики Литвы и Беларуси, из которых одни стояли за безземельное освобождение крестьян, а другие – за предоставление полевого надела [8, c. 342].
Реформа 1861 г. распространялась на помещечьих крестьян, которые в 1858 г. составили 76% всего крестьянства и 54, 8% всего населения Беларуси [4,c. 29].
Большое распространение в Беларуси имели крупные помещичьи латифундии. На каждую такую латифундию приходилось свыше 20 тыс. земли. Всего в 1887 году в Европейской части России было 784 такие латифундии, из которых 116 припадало на Беларусь. В одной только Минской губернии было 68 гигантских латифундий. Они главным образом сосредотачивались в полесских уездах [4, c. 31-35].
Согласно “Общему положению” [24], помещечьи крестьяне получили личную свободу и перестали рассматривать как собственность помещиков. Помещики лишались права вмешаться в личную жизнь крестьян, наказывать, продавать, дарить, переселять их по своему произволу. Крестьяне получили право заниматся промышленной деятельностью, торговлей, заключать сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, нести личную ответственность перед судом, поступать в любые учебные заведения, переходить в другие сословия. Их стали называть “сословием свободных сельских обывателей”. Предоставление крестьянам гражданских прав, уравнивание их в правах с другими сословиями являлось одной из наиболее сильных сторон реформы 1861 г. В отличии от дворян, духовенства и купцов крестьяне вынуждены были по-прежнему платить государству подушную подать, предоставлять рекрутов, подвергаться телесным наказаниям [5, c. 186].