Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
В представленной работе объектом научного изучения является отмена крепостного права 1861 года, особенности её проведения в Беларуси. Это предусматривает анализ социально-экономического развития Беларуси, кризиса крепостничества.
Введение………………………………………………………………… 3
1 Историография и источники ……………………………………….. 5
2 Причины реформы 1861 г……………………………..................... 9
3 Особенности проведения реформы 1861 г. в Виленской и Минской
губерниях…………………………………………………………… 12
4 Итоги и значение реформы 1861 г………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………….. 29
Список использованных источников ……………………………….. 31
«На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в “Правилах о приведении в действие”, “Положений о крестьянах” и в особом “Положении о дворовых людях” . Согласно данному положению, помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, должны предоставлять, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях. Крестьяне, за отведенный, на основании этого положения, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами…. » [24].
Крестьянская реформа в Беларуси осуществлялась не только на основании “Общего положения”. Непосредственное отношение к помещичьим крестьянам имели два местных положения. На Могилевскую и Витебскую (без инфлянтских уездов) распространялось “Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских”. На остальной части Беларуси действовало “Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской”. Наличие двух местных положений объяснялось тем, что в Виленской, Гродненской и Минской губерниях господствовало подворное землепользование крестьян. Здесь крестьянская община была упразднена еще в 16 в. в результате проведения волочной реформы [13, c. 325].
«Общее положение» провозглашало собственность помещиков на всю землю, которая принадлежала им до реформы. Усадьба и наделы крестьян оставались в их пользовании за общину и оброк. Такое положение сохранилось до выкупа земли в собственность. До этих пор крестьяне считались временнообязанными. Помещики были обязаны предоставлять крестьянам наделы, а последние в течение 9 лет не имели права отказаться от них. Усадьбу крестьянам разрешалось выкупить сразу в собственность, полевой надел – по желанию помещика. Крестьяне могли уходить от помещика только с их разрешения.
В Виленской, Гродненской и Минской губерниях за крестьянами закреплялись те наделы, которыми они пользовались до реформы. Отрезки в этих губерниях разрешались в случаях, когда у помещика оставалось менее 1/3 принадлежащей ему земли [7, c. 125].
За пользование землей крестьяне были обязаны в Виленской и Минской губерниях уплачивать оброк в размере 3 руб. за десятину, а барщина – 23 дня в год. Вводилась круговая порука для уплаты государственных налогов и подушной подати.
За предоставленный надел крестьяне должны платить выкуп. Выкуп наделов имел определяющее значение для ликвидации зависимости крестьян от помещиков и становление буржуазных отношений. Выкупной операции предществовало составлению уставных грамот. Непременным ее условием являлся перевод крестьян на оброк. В основу выкупной операции была положена капитализация годового оброка, исходя из 6% годовых.
В среднем за одну десятину крестьяне должны были уплатить 133руб. 33 коп. при средней рыночной стоимости в этих губерниях примерно 18 руб [5, c. 109].
Естественно, такой суммы у крестьян не было. В этом случае специальным положением предусматривалось, что крестьянин при получении полного надела должен был сразу уплватить 20% причитаемых денег, что составляло 27 руб. Оставшиеся 106 руб. за крестьянина государство выдавало помещику ценные бумаги, которые беспрепятственно принимались к уплате кредитными учреждениями. Деньги предоставлялись в ссуду, которую необходимо было погасить, внося ежегодно по 6% в течении 49 лет. При этом 0,5% шло непосредственно на погашение долга, 0,5% - на организационные расходы по выкупной операции и 5% предоставляли собой процентную ставку [17,с. 174].
В целом выкупная операция носила черты буржуазной сделки. Цена земли определялась капитализация оброка (феодальной ренты). Но это вовсе не означает, что выкупная операция представляла собой пережиток крепостничества. Она проходила в переходную эпоху, и в связи с этим характерезуется и капиталистическими, и феодальными особенностями.
Для управления крестьянами повсеместно создавались новые органы самоуправления, находившиеся в зависимости от местного дворянства и административно-полицейских властей. Крестьяне, проживавшие на земле одного помещика, как правило, составляли общество, на сходе которого избирались сельский староста, сборщик податей и другие должности лица. Несколько сельских обществ составляли волость. Волостной сход, куда входили старосты, представители сельских общин (один от 10 дворов), избрал волостноеи управление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Компетенции последнего сводились к рассмотру дел по мелким гражданским и уголовным делам ккрестьян данной волости.Оно ведало в основном раскладкой и сбором податей и следило за выполнением повинностей, а за также осуществляли функции полицеско-административного характера. Старосты и волостные старшины могли подвергать крестьян аресту и назначению на общественные работы до двух дней или штрафу до одного рубля. Сельская администрация объявляла крестьянам законы и распоряжения высших властей. Вводимое крестьянами самоуправление в целом было весьма ограниченным [17, c. 65].
Временнообязаные крестьяне в правовом отношении немногим отличались от бывших крепостных. До выкупа земли помещик сохранил право представлять их интересы в суде, а так же право вотчиной полиции. Он мог приостанавливать действие постановление сельских сходов.
Для претворения в
жизнь реформы создавалась
Таким образом реформа 1861 г. в Беларуси осуществлялась по тем же направлениям, что и в целом в России. Правда в целом учитывалась ее историческая специфика, в частности отсутствие на части территории общины. Белорусские крестьяне получили гражданские права, землю за выкуп. Выкупная операция строилась на основе рыночных отношений.
Что касалось составления уставных грамот, то в них оговаривалось количество земли, отводимой крестьянам, отрезки, повинности крестьян. Уставные грамоты подписывались крестьянами сельского общества, и владельцами имения. Предлагалось завершить восстановление уставных грамот к 19 февраля 1863г. Но этот процесс проходил в 5 западных губерниях очень медленно, особенно в Минской, Гродненской и Минской губерниях. Если в 45 губерниях России на 1 января 1863 г. 42% всех крестьян подписали уставные грамоты, то в 5 западных губерниях только 18, 51%, в том числе в Минской губернии – 1, 06%, Виленской – 9, 67%. Из общего количества 3985 уставных грамот было подписано только 858 [15, c. 166]. Такое явление объяснялось неблогоприятными условиями отмены крепостного права, массовым обезземелеванием крестьян, которое началось после обнародования в конце 1857 г. рескрипта Назимову и продолжалось до отмены крепостного права.
Крестьяне Беларуси выступали против временно обязаного состояния, сопряженного с барщиной и оброком. Только в 1861 г. на Беларуси произошло 379 волнений, что в 9 раз превысило показатель 1860 г. В 125 случаях волнения подавлялись войском [15, c. 61]. В 1862 г. наиболее типичными были протесты крестьян против выполнения повинностей по уставным грамотам [21, c. 62-68].
Несколько позже был решен вопрос о государственных крестьянах. В 1858 г. государственные или казенные крестьяне состовляли – 19, 5% всего крестьянства или 14, 2 % всего населения Беларуси. Среди сословных разрядом эта группа занимала второе место [9, c.29]. Законами 18 января и 24 ноября 1866 г.основные положения реформы 1861 г. были распространены на государственных крестьян. Они практически полностью сохранили свои наделы, превосходившие по размерам наделы помещечьих крестьян. Но выкуп для казенных крестьян не был обязателен. Этот вопрос в индивидуальном порядке решали сами крестьяне или же он рассматривался на собрании всего сельского общества. До выкупа государственные крестьяне платили казне так называемую оброчную подать [1, c. 126]
Следующим этапом реформирования
белорусской деревни стало
За крестьянами сохранилось право пользоваться сервитутами - владельческими пастбищами, сенокосами, лесами. Анализ царских мероприятий 1863 г. свидетельствует о том, что условия освобождения крестьян от крепостного права в Беларуси были более благоприятными, чем в других районах России. Все законодательство в 1863 г, связаное с аграрным вопросом, П.А. Зайончковский назвал реформой в 1863г. В результате ее в в Беларуси и Литве были ликвидированы феодальные производственные отношения [1,c. 223].
В 1867 г. определилось поземельное устройство государственных крестьян некоторых регионов России, в том числе и Беларуси. Оброчная подать была заменена выкупными платежами, а крестьяне причислялись к разряду собственников. Для государственных крестьян условия освобождения от зависимости казны были более благоприятные. Так, если душевой надел в среднем в Беларуси к концу 60-х гг. у помещечьих крестьян состовлял 4,6 десятины, то у государственных крестьян - 5,8 десятины (на 26% больше), соответственно повинности с одной десятины ровнялись 1 руб. 80 коп. и 1 руб. 10 коп(на 39% меньше) [ 4, c. 105-106].
Таким образом, в результате
реформы 1863 г. освобождение крестьян от
феодальной зависимости произошло
в более благоприятных
4 Итоги и значение реформы 1861 г.
После реформы 1861 г. Белоруссия стала на путь ускоренного развития капитализма. В течение второй половины 19 в. возникают сотни новых фабрик и заводов, быстро растет железнодорожная сеть, складывается и расширяется внутренний капиталистический рынок. Крупные сдвиги происходят и в области сельского хозяйства. В пореформенную эпоху можно выделить два периода в развитии сельского хозяйства Беларуси [5, c. 167].
Первый период охватывал 60—70-е годы 19 в., т. е. время после отмены крепостного права и до начала разразившегося в конце 70-х годов аграрного кризиса, когда в сельском хозяйстве стала происходить решительная ломка прежних отношений. Период 60—70-х годов в целом характеризовался преобладанием старых отраслей земледелия, господством торгового зернового хозяйства, сохранением трехпольной системы земледелия, рутинным состоянием техники [16, c. 279].
Второй период — это 80—90-е годы, когда сельское хозяйство начинает перестраиваться под влиянием новых требований капитализма, изменяется его отраслевая структура, появляются новые виды торгового земледелия, быстро растут рыночные связи, ускоряется переход от полукрепостнической к капиталистической системе хозяйства [16, c. 305].
Во второй половине 19 в. преобладающая часть промышленных предприятий Белоруссии (преимущественно мелких) располагалась в сельской местности, на которую приходилось 571 предприятие с 11,4 тыс. рабочих, в то время как в городах находилось 294 предприятия с 13 тыс. рабочих. Под влиянием аграрного кризиса, развития капитализма и роста промышленности изменяется специализация сельского хозяйства, развиваются новые формы торгового земледелия — молочное и мясное скотоводство, садоводство, огородничество и т. п., расширяется применение машин и улучшенных орудий. Важное значение приобретало молочное скотоводство, к которому приспосабливались другие отрасли сельского хозяйства. Более ускоренно эта отрасль торгового помещичьего земледелия развивалась в центре и на западе Беларуси — в Минской, Гродненской и Виленской губерниях.
Капитализм превращал земледелие в отрасль хозяйства, производящую товары, создавал специализирующиеся районы земледелия, приводил к расширению обмена между продуктами города и деревни [19, c. 83].