Парламент в России: исторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Задачи работы: узнать становление парламентаризма в России, сопоставить царскую Думу и нынешнюю. Ведь именно Государственная Дума начала ХХ века явилась важным фактором политического развития и оказавшим влияние на многие сферы политической жизни. К ак известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТА В РОССИИ……………………………………………………..5
1. Исторические аспекты становления российского парламента……....5
2. Формирование парламента в Российской Федерации………………23
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

парламет в России исторический аспект.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский Государственный  технический университет»

 

Факультет Послевузовского образования

Кафедра Экономика и финансы  предприятий

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему: «Парламент в  России: исторический аспект»

 

 

 

Работу выполнила:

Работу проверил:

Ст.преп. Набатова О.В.

 

 

 

Волгоград, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТА В РОССИИ……………………………………………………..5

1. Исторические аспекты становления российского парламента……....5

2. Формирование парламента в Российской Федерации………………23

Заключение………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………….31

 

Введение

Парламенты (легислатуры), квазипарламентские учреждения - как органы, осуществляющие одновременно и функции представительства общества, и, одновременно - законотворческие функции - созданы в подавляющем большинстве государств современного мира, независимо от формы правления и политического режима: не только в конституционных, но и абсолютных монархиях; не только при демократических, но и чрезвычайных, военных и революционных режимах. Специалисты считают, что страны, где нет подобного рода учреждений, являются, скорее, исключением из правила.

Термин «парламент» происходит от латинского слова и в буквальном смысле означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». Термин «легислатура»  также происходит от латинского слова  «lex» — закон. Первые прародители парламентов появились еще в XII-XIII вв. — испанские кортесы и английский парламент.

Актуальность выбранной  темы для реферата связана с тем, что в последнее десятилетие  в России политическими полюсами власти являются Президент и Государственная  Дума. Взаимоотношение главы государства  и выборных органов в России всегда носили противоречивый характер. В  правление последнего самодержца Российской империи, Николая II, появился новый государственный орган власти – Государственная Дума.

Понятие «Федеральное Собрание»  впервые было употреблено в проекте  Конституции РФ, подготовленном Конституционной  комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием  понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта  обновленный Верховный Совет  должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. В качестве названия не одной из палат, а парламента в целом понятие «Федеральное Собрание» было употреблено в Президентском проекте новой Конституции РФ, подготовленном С.С. Алексеевым, С.М. Шахраем и представленном на первое заседание Конституционного Совещания в мае 1993 г. Однако, юридическая основа для реального, практического создания Федерального Собрания как высшего представительного учреждения, общенационального парламента страны была создана Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Указ имел решающее значение в практической имплементации предложений о Федеральном Собрании.

В Указе говорилось: «Прервать  осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом  народных депутатов и Верховным  Советом РФ» и предлагалось учредить новый двухпалатный парламент —  Федеральное Собрание, состоящий  из Совета Федерации и Государственной  Думы.

Мне было интересно узнать становление парламентаризма в  России, сопоставить царскую Думу и нынешнюю. Ведь именно Государственная  Дума начала ХХ века явилась важным фактором политического развития и  оказавшим влияние на многие сферы  политической жизни. К ак известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.

 

Теоретико–правовые основы формирования парламента в России

  1. Исторические аспекты становления российского парламента

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще  в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального  представительного учреждения, отличного  от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи  буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия  взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время  парламент может существовать без  важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К  числу этих важнейших элементов  парламентаризма относятся, прежде всего разделение властей, представительность и законность2.

Каждая страна по-своему шла к  парламентаризму. Рождение парламентских  форм в России растянулось на многие века. Еще в глубокой древности  существовали совещательные органы при князьях. Затем появилось  вече как форма принятия коллегиальных  решений, Земские соборы, Боярская дума.

Первый российский парламент был  учрежден лишь в начале XX в. Понадобилось несколько столетий чтобы смысл и традиции западноевропейского парламентаризма начали свое становление в России.

Правящие круги России в последней  четверти XIX в. все более осознавали, что в политической истории российского  государства неумолимо приближается время его превращения в конституционную  монархию. Надеялись совместить медленное реформирование экономики на рыночных основах и социальной сферы со старой политической системой в лице неограниченной монархии.

В начале XX в. под мощным давлением либерально-оппозиционных и радикальных сил монархическое правительство было вынуждено согласиться на некоторое «обновление» государственного строя. Но дело его модернизации оказалось в руках тех кругов, для которых введение институции и парламентаризма означало утрату ими политического всевластия. Естественно, что император и особы, «приближенные к императору», разрабатывали проекты учреждения представительного органа в России с учетом прежде всего собственных интересов. Вот почему рождение Государственной думы происходило в тяжелых муках, в условиях использования любых возможностей власть имущими для торможения этого процесса.

Начальный этап данного пути связан с принятием Манифеста «Об  учреждении Государственной думы» 6 августа 1905 г.3, Положения о выборах в Государственную думу4. Манифест объявлял, что «Государственная дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к Верховной самодержавной власти (п. 1)». Таким образом, в России была создана законосовещательная Государственная дума при сохранении самодержавного правления.

Следующим шагом стало принятие Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об  усовершенствовании государственного порядка»5. Из совещательного органа, как устанавливалось Законом от 6 августа 1905 г., Дума становилась законодательным органом.

Характер контрреформы имели манифест от «Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной  думы», указ «О переустройстве учреждения Государственного совета», «Учреждение  Государственной думы», принятые 20 февраля 1906 г. В соответствии с ними из полномочий Государственной думы было изъято право пересматривать основные законы по собственному почину; введено непреодолимое вето государя и Государственного совета на думские законопроекты; Дума рассматривалась как участник законодательного процесса, а не как единственная законодательная палата.

Акты 20 февраля были закреплены в  Основных государственных законах, утвержденных царем 23 апреля 1906 г.

В главе I Основных государственных законов говорилось, что Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой (п. 5). Императору принадлежало право законодательной инициативы; только по императорской инициативе могли пересматриваться Основные государственные законы в Государственной думе и Государственном совете. Император утверждал законы, и без этого утверждения никакой закон не мог «иметь своего совершения». Кроме того, были сохранены области законодательства, в которых император оставался единственным законодателем, не ограниченным народным представительством. Это относилось к делам, касающимся: императорской фамилии, церковных дел и военного ведомства и др6.

В главе III Основных законов закреплялось, что никакой новый закон не может быть принят без одобрения Государственного совета и Государственной думы и «восприять силу» без утверждения императора. Даже подготовленные правительством законопроекты, но не одобренные Государственным советом и Государственной думой, не могли представляться на утверждение монарха.

В делах законодательства Государственный  совет и Государственная дума пользовались равными правами (п. 64). В случае если между Государственным  советом и Думой возникают  разногласия, последние разрешаются  согласительной комиссией7.

Наряду с законодательной инициативой  императора не исключалась и законодательная  инициатива обеих палат. Законодательная  инициатива Думы была строго ограничена, право подготовки законопроектов принадлежало только правительству, лишь в случае отказа правительства готовить законопроект, предложенный Думой, последняя могла  сама начать эту работу в своих  комиссиях. Но и в этих случаях  ее работа контролировалась исполнительной властью, ибо Дума могла пользоваться данными исключительно из правительственных  источников.

Право монарха издавать указы ограничивается оговоркой о «соответствии с  законами» и бюджетными правами  Думы, правда последние сужаются рядом  статей о так называемых «забронированных»  кредитах на расходы по Министерству Императорского Двора, по военному и военно-морскому ведомствам и др.

Император мог издавать временные  законы (в случае чрезвычайных обстоятельств  во время перерыва сессий народного  представительства). Такие указы  не могли менять Основные законы и  правовое положение Государственной  думы и Государственного совета и  должны были не позже двух месяцев  быть представлены Думе в качестве законопроекта, – иначе теряли силу.

К предметам ведения Государственной  думы относились: все законопроекты (кроме тех, которые касались изменения  Основных государственных законов); бюджет; отчет Государственного Контроля8.

11 декабря 1905 года был издан  закон о выборах в Государственную  думу. Сохранив куриальную систему,  установленную при выборах в  Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

По рабочей курии к выборам  допускались лишь мужчины, занятые  на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения  лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхступенчатые).

Выборы в первую Государственную  думу проходили в феврале —  марте 1906 года. Наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Вследствие неодновременности  выборов деятельность Государственной  думы проходила при неполном составе. В ходе работы Государственной думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов  и окраин, где выборы проходили  позже, чем в центральных губерниях. Кроме того, ряд депутатов перешёл  из одной фракции в другую.

В первой Думе из 499 избранных депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, один ушел в отставку, один умер, 6 не успели приехать) по возрастным группам выборные распределялись так: до 30 лет - 7%; до 40 лет - 40%; до 50 лет и  старше - 15%.

Высшее образование имели 42% депутатов, среднее - 14%, низшее - 25%, домашнее - 19%, два  депутата были неграмотными.

В партийном составе первой Думы к концу ее работы значилось 176 кадетов, 102 трудовика, 23 социалиста-революционера, два от партии свободомыслящих, 33 члена  польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов, 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 от партии демократических реформ, 100 беспартийных (многие из которых тяготели к правым)9.

Признав за Государственной думой  законодательные права, царское  правительство стремилось всячески их ограничить. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный  совет (существовал в 1810-1917 годах) был  преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы.

Из ведения Государственной  думы изымалась значительная часть  государственного бюджета. Согласно новой  редакции основных государственных  законов (23 апреля 1906 года), император  сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное  только перед ним министерство, руководство  внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем  лишь формально утверждались Государственной  думой (ст. 87 Основных законов).

Правительство отвергло программу  кадетов, высказанную в форме  пожелания частичной политической амнистии, создания «ответственного  перед Государственной думой  правительства», расширения избирательных  прав и других свобод, увеличения крестьянского  землевладения и др. В комиссиях  Государственной думы шла работа над законопроектами об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.

Центральным вопросом Государственной  думы был аграрный. Кадеты выдвинули  идею «принудительного отчуждения»  помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов («проект 42-х»), предлагавший дополнительное наделение  крестьян землей за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских  земель, а также частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп «по  справедливой оценке».

Информация о работе Парламент в России: исторический аспект