Парламент в России: исторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Задачи работы: узнать становление парламентаризма в России, сопоставить царскую Думу и нынешнюю. Ведь именно Государственная Дума начала ХХ века явилась важным фактором политического развития и оказавшим влияние на многие сферы политической жизни. К ак известно, основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТА В РОССИИ……………………………………………………..5
1. Исторические аспекты становления российского парламента……....5
2. Формирование парламента в Российской Федерации………………23
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

парламет в России исторический аспект.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что  палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает  различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым  систему «сдержек и противовесов»  в деятельности Федерального Собрания.

Верхняя палата призвана смягчать решительность  и поспешность, присущие деятельности нижней палаты. Эта задача, сугубо консервативная по своему существу, является одной  из функций верхней палаты замедлить  законотворчество, заставить парламентариев глубже вникать в проблемы, снизить  влияние сиюминутных соображений  в принятии законов - вот сверхзадача  верхней палаты.

Конституций России отводит Совету Федерации в законодательном  процессе самостоятельное место, наделив  иго определенным объемом прав и  обязанностей. В соответствии с мировой  практикой законодательные полномочия верхних палат по формированию текста принимаемого закона следует рассматривать  в двух аспектах; первый - возможность  изменения текста при его непосредственном прохождении через верхнюю палату; второй - возможность отстаивать свою позицию при согласовании палатами несовпадающих позиций.19

Совет Федерации лишен права  самостоятельно изменять текст закона, принятого Государственной Думой. Он вправе принять лишь одно из двух решений; одобрить закон, после чего он считается принятым парламентом  в целом, либо отклонить его. Такая  роль верхней палаты российского  парламента может рассматриваться  как определенная «слабость» ее законодательных  полномочий, но в значительной мере эта «слабость» компенсируется усилением  других составляющих ее законодательной  компетенции20

Учитывая, что законодательство федеративного  государства представляет собой  единую систему с; увеличением законодательного регулирование субъектами Федерации  собственных полномочий, приоритетными становятся вопросы вертикального построения системы конституционного законодательства России с учетом ее федеративного устройства. Основополагающими принципами являются: двухуровневое построение, в котором выделяются «правовые поля» Федерации и субъектов Федерации; обеспечение единства двух подсистем единого конституционного законодательства; использование механизмов и процедур предотвращения и устранения юридических коллизий и согласования актов.

Спектр представительства политических интересов различных социальных слоев и групп и доминирующая политико-идеологическая ориентация Государственной  Думы зависят от состава ее депутатского корпуса, который формируется по результатам выборов. Так же, как  и в большинстве парламентов  мира, в Государственной Думе реализуется  концепция «организованного депутата», в соответствие с которой депутатский  корпус политически структурируется  в форме создаваемых на добровольной основе депутатских объединений. Основное функциональное предназначение Совета Федерации - это представление и  учет интересов субъектов российской Федерации при формировании российского  законодательства на федеральном уровне. Однако нынешний состав Совета Федерации  в существенной мере не соответствует  этому предназначению верхней палаты российского парламента.

 

Заключение

И в заключение можно сделать следующие выводы:

Официальные наименования, применяемые для обозначения  высших органов законодательной  власти чрезвычайно разнообразны. Как  пишет известный российский специалист по конституционному праву зарубежных стран Н. С. Крылова: «Чаще всего  употребляется термин «парламент». Классический пример - британский парламент. Некоторые конституции используют термин «легислатура». Распространены и иные наименования: Федеральное Собрание в Швейцарии, Конгресс - в США, Стортинг - в Норвегии, Альтинг - в Исландии, Генеральные Кортесы - в Испании, Кнессет - в Израиле, Народное Собрание - в Египте, Верховный Совет (Рада) - на Украине, Всекитайское собрание народных представителей и т. д. В России, как видим, согласно формуле Конституции РФ 1993 г. используется «двойное» название: Федеральное Собрание парламент России.

Однако действующие в  современных государствах модели законодательных  учреждений не однородны, не все они  является парламентами. В частности, законодательные органы социалистических государств не являются образованиями  парламентского типа. Так, не являлись парламентами органы государственной (законодательной) власти в СССР и  РСФСР. Более того, как отмечают одни из авторов известной серии учебников  «Конституционное (государственное) право  зарубежных стран» Б. А. Страшун и  В. А. Рыжов: «Социалистическая концепция  государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками  марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян  как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Не является парламентом и Всекитайское Собрание Народных Представителей - законодательный  орган в Китайской Народной Республике, так как «в действительности решения  таких органов лишь придают государственное  оформление решениям узких руководящих  органов (политбюро, центральных комитетов) коммунистических партий. Наконец, «в развивающихся странах, особенно в Африке и Азии парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти», т. е. не являются парламентскими образованиями по своей сути. Во всех указанных случаях использование термина «парламент» для обозначения высшего представительного органа возможно лишь в целях практического удобства, как элемент технологии, но по сути такое словоупотребление очень условно.

Понятие «Федеральное Собрание»  впервые было употреблено в проекте  Конституции РФ, подготовленном Конституционной  комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием  понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта  обновленный Верховный Совет  должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания.

Статус Совета Федерации  и Государственной Думы вначале  регулировался «Положением о  Федеральных органах власти на переходный период», которое было введено в  действие названным Указом Президента от 21 сентября 1993 г. (№ 1400).

Однако Совет Федерации  на дату принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. был фактически функционирующим учреждением. Поэтому  в отношении Совета Федерации  новелла заключалась в том, что  преобразовывался его статус, теперь ему придавалось качество Палаты Парламента. Таким образом, абсолютно  новым учреждением должна была стать  Государственная Дума.

 

 

Список литературы

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета. – 2008. – № 230.
  2. Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М., 2004. – С. 23.
  3. Российское законодательство X-XX веков - Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций - М., 1994 - С. 17.
  4. Российское законодательство X-XX веков - Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций - М., 1994 - С. 17.
  5. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 586.
  6. Исаев И.А. Указ. соч. – С. 591.
  7. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума. Советская историческая энциклопедия. Т. 4: Г-Д / Под ред.. Е.М. Жукова. – М.: Советская энциклопедия, 1963. – С. 610-619.
  8. Малышева О.Г. Государственная дума. Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. Том I. А-Е. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 209-211.
  9. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Указ. соч. – С. 610-619.
  10. Малышева О.Г. Указ. соч. – С. 209-211.
  11. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Указ. соч. – С. 610-619.
  12. Малышева О.Г. Указ. соч. – С. 209-211.
  13. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Указ. соч. – С. 610-619.
  14. Малышева О.Г. Указ. соч. – С. 209-211.
  15. Авакьян С.А. Парламентаризм в России: идеи и решения // Вестник МГУ Серия 11 Право. – № 2. – 2006. – С. 3.
  16. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – № 7. – С.12.
  17. Векшин А.А., Спиридонов А.А. Совершенствование порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как конституционно-правовая гарантия обеспечения компромисса интересов Федерации и её субъектов: история и современность. – М.: Формула права, 2007. – С. 28.
  18. Векшин А.А., Спиридонов А.А. Указ. соч. – С. 31.

 


Информация о работе Парламент в России: исторический аспект