Парламент и национальное собрание РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Одними из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Парламент и нац.собрание.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Введение

Одними  из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах  являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и  целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.

В настоящее  время парламентаризм представляет собой сложный социально-политический, государственно-правовой и идеологический феномен современного общества. Это специфическая система государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенстве закона при ведущей роли парламентов в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка, социальной защиты и законности. Именно парламентаризм является основой приоритетных общественных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и, прежде всего, представительной демократии, способом их организации, инструментом их эффективного функционирования. В нем проявляются особенности исторического развития государств, общественного и государственного бытия каждой конкретной страны, национальных традиций, правовой культуры и политической воли народов, общественных ценностей и идеалов.

Парламентаризм  в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны.  
 
 
 
 
 
 

  1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Этапы развития парламентаризма в Беларуси.

I этап  — советский (1919 год — конец 80-х — начало 90-х годов).

Первая  Конституция Социалистической Советской  Республики Белоруссии (ССРБ) была принята  на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. В Конституции развивались  идеи представительной демократии, было провозглашено: «Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах»; «Верховная власть Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами — Центральному Исполнительному Комитету». Именно Съезд Советов в период своей деятельности являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган.

Вторая  Конституция Белорусской Советской  Социалистической Республики была принята  в апреле 1927 года на VIII Всебелорусском съезде Советов. К этому времени  был образован СССР, принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиканских законов. Важнейшими нововведениями Конституции 1927 года стали определение возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, более полная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные «предметы ведения» верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР, хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам законотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов.

Центральные органы власти республики — Президиум  ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись существенной компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Советской Социалистической Республики. СНК как центральный постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР. Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 года (принята 19 февраля 1937 года). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и образовывал правительство — Совет Народных Комиссаров БССР. Существенным образом менялась избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и не являлся постоянно действующим органом. Сессии созывались два раз в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти стал Президиум Верховного Совета. В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета БССР его Президиум имел право внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. В Конституции БССР 1978 года прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета — постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР — высший орган государственной власти БССР – стал «правомочен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР»; была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон страны 1978 года отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти.

II этап  — постсоветский (1991 год —  настоящее время).

27 июля 1990 года была принята Декларация  Верховного Совета БССР «О  государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных правовых актов (например, 27 февраля 1991 года был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь»). 25 августа 1991 года Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года. В сложных правовых и политических условиях велась разработка Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 года. Согласно Конституции 1994 года, высшим представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь, являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.

 В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепила за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию. Необходимость конституционной реформы в 1996 году была обусловлена целым рядом объективных факторов. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства всех ветвей власти, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет Республики Беларусь фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации деятельности высших органов государства — Президента, Парламента и Правительства. Произошло существенное перераспределение полномочий между данными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента страны функций  Главы государства, учреждении двухпалатного  Парламента, повышении роли Правительства  — Совета Министров в системе  ветвей власти и усилении его ответственности  за развитие экономики, за состояние  дел в социально-культурной и  административно-политической сфере  белорусского общества. В результате внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух па-лат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Высшим  представительным и законодательным  органом в структуре институтов власти является парламент. Представительный — это значит, что в его составе заседают, прежде всего, избираемые народом (частично назначаемые) его представители (депутаты), которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательный — это означает, что основная задача парламента — принятие законов.

Слово «парламент» впервые появилось  в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler — говорить), а некоторые авторы связывают его с латинским parlare — говорить, разговаривать.

Представительные  и законодательные органы имеют  давние традиции. Они существовали еще в Древней Греции и Риме. Так, в Римской республике (510—27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось  Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты.

В Великом  княжестве Литовском основными властными структурами были «Вялiкi вольны сейм» и «Гаспадарчая рада».

Первый  датируемый в Западной Европе парламент — это Кортесы Кастилии (1185). Первый датируемый опыт парламентаризма в российской истории — Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этого слова появился в Англии в 1265 году. Образование английского парламента было компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими двумя социальными группами населения. Вначале парламент лишь давал королю советы, но постепенно стал выполнять законодательные и представительные функции. Однако на роль родины самого древнего парламента претендует Исландия, жители которой, показывая несколько огромных камней, расположенных возле Рейкьявика, утверждают, что это и есть самый древний парламент под открытым небом, который до сих пор носит прежнее название — Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали управленческие решения.

Парламенты  бывают однопалатные и двухпалатные. Однопалатная парламентская система — это структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), исключающая их деление на палаты. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств.

Двухпалатная  система — структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), при которой парламент состоит из двух палат, обладающих разной компетенцией. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов, либо формируется по наследственному признаку.  
 

  1. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПАРЛАМЕНТА

В Беларуси парламент также состоит из двух палат. Парламент Великобритании состоит  из Палаты общин и Палаты лордов, Франции — Национального собрания и Сената, конгресс США — Палаты представителей и Сената, Федеральное Собрание России — Государственной Думы и Совета Федерации, Республики Беларусь — Палаты представителей и Совета Республики.

Палата  представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных  по мажоритарной системе на всеобщих выборах.

Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов.

Совет Республики состоит из 64 депутатов. В него избирается от каждой области  и города Минска на заседаниях местных  Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент  страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет. Белорусский парламент избирается на четыре года. В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Такое же положение дел и в белорусской Палате представителей Национального собрания. Правда, белорусские депутаты могут быть членами Правительства, а также заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. В то же время член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь не может занимать пост министра. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента страны либо судьи.

Информация о работе Парламент и национальное собрание РБ