Парламент и национальное собрание РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Одними из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Парламент и нац.собрание.docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Предметом особого внимания парламентариев является личность, с одной стороны, как один из важнейших субъектов политической жизни, с другой стороны, как объект законотворческой деятельности. Личность активно участвует в общественной деятельности, демонстрируя при этом определенную человеческую субъективность, конкретные личностные качества, свойства, идеалы, ценности. Все они формируются в ходе политической социализации личности и процессе вхождения человека в политическую жизнь общества, предполагающего овладение определенными ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности, творчески активное отношение к ним. Целый ряд законодательных актов Республики Беларусь детерминируют развитие определенных человеческих качеств, очень важных для вхождения в общественную жизнь. Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» не только определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства, не только регламентирует основание и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, но и способствует формированию чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине — Республике Беларусь.

На основании  данного закона в гражданство  Республики Беларусь может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет, имеет законный источник средств существования, не имеет другого гражданства, или утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь.

Лица, признанные беженцами, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами. Срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь; лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь и т.д. Данный подход способствует формированию гражданственности, укреплению независимости и целостности Республики Беларусь.

В цивилизованных странах постоянно растет роль политических партий как важнейших субъектов  гражданского общества. Политическая партия — это основанный на идеологических и политических ценностях добровольный союз людей, представляющий интересы определенных социальных слоев и групп, стремящихся  к реализации их коренных интересов  путем завоевания политической власти или участия в ней. Одной из важнейших функций политических партий является разработка идеологий  и политических установок (доктрин), отражающих интересы общественных групп, внедрение их в широкие народные массы.

В настоящее  время в Беларуси действует 18 политических партий. Они имеют различную численность: от 17 тысяч в либерально-демократической партии до одной тысячи членов в Белорусской партии труда и Белорусской социал-демократической громаде. У белорусских политических партий существенно отличается рейтинг популярности. От почти десяти процентов у Коммунистической партии Белоруссии или Белорусской партии женщин «Надежда» до 0,1%—0,3% у Белорусской республиканской партии. Однако все они разрабатывают свои идеалы, ценности, концепции, теории, конституируют свои подходы и взгляды, стремятся довести их до широких народных масс.

В Беларуси продолжает расти роль и значение общественных объединений. Их уже более  двух тысяч, и число продолжает увеличиваться. Подавляющее большинство объединений обладают целым рядом важных принципов и характеристик, которыми они руководствуются в своей повседневной деятельности: во-первых, стремлением решать гуманные, важные для белорусского народа и государства цели; во-вторых, высоким уровнем демократичности при решении уставных задач; в-третьих, стремлением обогатить духовный мир людей, оздоровить их физически, сделать более нравственными, культурными, интеллигентными.

Создание  общественных объединений способствует повышению социальной и политической активности граждан Республики Беларусь, формированию многих важных и нужных личностных качеств, созданию полезной для общества личности.

Среди общественных объединений особое место занимают профессиональные союзы. Они выполняют самые различные функции: от защиты прав, свобод и интересов трудящихся, привлечения их к управлению общественными и производственными делами до воспитания, формирования системы определенных взглядов, идей, ценностей. В Республике Беларусь действует Закон «О профессиональных союзах». Он детерминирует объективные и субъективные условия создания и деятельности белорусских профсоюзов, право добро-вольного их образования, а также независимость профессиональных союзов в нашей стране.

В идеологической деятельности парламента особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни. Духовная жизнь общества — это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества. Она включает в себя все духовные образования, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная жизнь — это активная жизнедеятельность, особый вид общественного производства по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, их распределению и потреблению. И как всякая общественная деятельность, она нуждается в управлении, целенаправленном воздействии, законодательном регулировании.

Одним из важнейших объектов законодательной  деятельности в сфере духовной жизни  является образование. Наряду с овладением системы знаний, формированием политической и правовой культуры образование  вырабатывает общее мировоззрение, формирует эстетические взгляды человека, его нравственные принципы, закладывает основы культуры в обществе, семье, в быту, на производстве, в отношениях между людьми.

В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регулируется целым комплексом законов. Основным, системообразующим является Закон «Об образовании». Согласно этому Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования. Это право обеспечивается:

• развитием сети учреждений образования;

• созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

• частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения;

• запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

• созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;

• наличием разнообразных форм получения образования;

• созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

• предоставлением возможности получения образования за плату;

• созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.

Учащиеся, получение образования которыми финансируется за счет средств республиканского и местного бюджетов, имеют право  на получение бесплатного образования  в объеме, определяемом требованиями образовательных стандартов; бесплатное пользование информационными ресурсами  библиотек, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждений образования; пользование  учебниками, учебными пособиями, иной литературой, необходимой для получения  образования.

Таким образом, Закон «Об образовании» дает возможность каждому гражданину Беларуси получить образование, приобрести необходимые качества и знания.

При помощи Закона «Об образовании» удалось  решить целый ряд финансовых и  материальных проблем. Теперь государственная  политика направлена на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня. Правительство Республики Беларусь в целях сближения уровней средней заработной платы работников учреждений образования, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов, и работников промышленности ежегодно при разработке прогноза социально-экономического развития и бюджета Республики Беларусь устанавливает соотношение между уровнями заработной платы работников указанных отраслей. Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта.

Существенный  вклад в совершенствование идейно-воспитательной, идеологической деятельности вносит Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании». В законе определены правовые, экономические, социальные, идеологические и организационные основы профессионально-технического образования. Впервые на законодательном уровне для данного вида образования воспитание определяется как неотъемлемая часть образовательного процесса. Воспитательный процесс будут обеспечивать педагоги-психологи и социальные педагоги, а также другие специалисты, принимающие непосредственное участие в воспитании.

К концептуальным положениям закона относятся нормы об общедоступности и бесплатности профессионально-технического образования; о переходе на подготовку кадров рабочих и служащих преимущественно в системе профессионально-технического образования; интеграцию профессионально-технического образования с общим средним и средним специальным образованием; взаимодействие учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, а также государственных органов управления образованием с организациями различных отраслей экономики.

Нормами закона закрепляется возможность обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, учащимся, не имеющим общего базового образования; лицам с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидам. Для отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, организуется получение профессионально-технического образования в организациях здравоохранения и учреждениях социального обслуживания. Все это имеет важный воспитательный эффект.

Особое  место в системе духовной жизни играет культура. В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется лишь ему присущим уровнем материальных, политических и духовных достижений человечества, всех его экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических отношений с реальностью. Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества. Иными словами, культура — это исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, в совокупном отношении людей к природе и самим себе. Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она пронизывает все сферы общественного бытия и оказывает активное влияние на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия, она несет на себе отпечаток интересов и потребностей больших социальных групп людей. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в создании определенного идеологического типа личности, формировании определенных норм и ценностей, регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношений с обществом, природой и окружающим миром.

Информация о работе Парламент и национальное собрание РБ