Формирование многопартийности.
По мере утраты политической инициативы
КПСС в стране усилился процесс формирования
новых политических сил. В мае 1988 г. первой
«оппозиционной» КПСС партией провозгласил
себя «Демократический союз». В апреле
того же года возникают народные фронты
в Прибалтике. Они стали первыми реальными
независимыми массовыми организациями.
Позже аналогичные фронты возникли во
всех союзных и автономных республиках.
Образование партии отражали все основные
направления политической мысли. Либеральное
направление было представлено «Демсоюзом»,
христианскими демократами и другими.
Наиболее крупной из либеральных партий
стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая
партия России. В ноябре 1990 г. возникла
Республиканская партия Российской Федерации.
На базе движения избирателей «Демократическая
Россия», созданного в ходе выборов народных
депутатов СССР весной 1989 г., оформилась
массовая общественно – политическая
организация. Социалистическое и социал
– демократическое направления были
представлены Социал – демократической
ассоциацией, Социал – демократической
партией России, Социалистической партией.
Было положено начало формированию националистических
политических партий и общественных организаций,
в которые трансформировались, в частности,
народные фронты прибалтийских и некоторых
других республик. При всём многообразии
этих партий и движений в центре политической
борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два
направления – коммунистическое и либеральное.
Коммунисты призывали к преимущественному
развитию общественной собственности,
коллективистских форм общественных
отношений и самоуправления. Либералы
выступали за приватизацию собственности,
свободу личности, систему полноценной
парламентской демократии, переход к рыночной
экономике. В июне 1990 г. была образованна
Коммунистическая партия РСФСР, руководство
которой заняло традиционалистскую позицию.
К 28 съезду КПСС пришла в состояние раскола.
Отчётливо прослеживались три основных
течения:
- радикально – реформаторское
- реформаторско – обновленческое
- традиционалистическое
Все они были представлены и
в руководстве КПСС. Однако съезд не только
не преодолел кризис в партии, но и способствовал
его углублению. Выход из партии стал массовым.
С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась
с 21 до 15 миллионов человек. В руководстве
КПСС участились нападки на Горбачёва
и перестроечный курс. В апреле и июне
1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки
генерального секретаря.
Национальная политика и межнациональные
отношения. Демократизация общества, политика
гласности сделали неизбежным обострение,
как казалось, давно решённого национального
вопроса. Из заключения и ссылок возвращались
видные активисты национальных движений.
Некоторые из них сочли текущий момент
наиболее подходящим для начала активной
борьбы за самоопределение. Ещё в декабре
1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина
вместо отправленного в отставку лидера
Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь
устроила в Алма – Ате массовые акции
протеста, которые были разогнаны властями.
20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии
облсовета Нагорного Карабаха было принято
решение ходатайствовать перед Верховными
Советами Азербайджана и Армении о выходе
области из состава Азербайджана и
включение её в состав Армении. Это решение
было поддержано массовыми митингами
и забастовками в Нагорном Карабахе. Ответом
на это решение стали погромы и истребление
армян в пригороде Баку – городе Сумгаите.
Для спасения людей туда были введены
войска.
Реформа политической системы,
проводившаяся Горбачёвым, неуклонно
вела к ещё большей активизации национального
движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик
СССР приняла Декларацию о суверенитете.
В июне произошли кровавые столкновения
между узбеками и турками – месхетинцами
а Ферганской долине в Узбекистане. 11 марта
1990 г. Декларацию и государственном суверенитете
принял 1 Съезд народных депутатов РСФСР.
Всё это заставило руководство СССР принять
меры по оформлению нового Союзного договора.
Его первый проект был опубликован 24 июля
1990 г. Одновременно принимались и силовые
меры по сохранению Союза.
- Экономические
реформы 1985-1991гг
«Стратегия ускорения». В апреле
1985г. новое советское руководство провозгласила
курс на ускорение социально-экономического
развития страны. Главными его рычагами
являлись научно-технический прогресс,
техническое перевооружение машиностроения
и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985г. М.С. Горбачёв
призвал шире использовать «скрытые
резервы», к числу которых он отнёс максимальную
загрузку производственных мощностей
путём организации многосменного режима
их работы, укрепление трудовой дисциплины,
использование предложений рационализаторов,
повышение качества продукции, развитие
соцсоревнования.
Укрепление дисциплины началось
с широкомасштабной антиалкогольной
кампании (май 1985г.), призванной в кратчайшие
сроки внеэкономическими методами принуждения
и убеждения преодолеть тягу населения
к спиртному.9 Постановление ЦК КПСС «О мерах
по преодолению пьянства и алкоголизма»
от 7 мая требовало создать в каждом трудовом
коллективе обстановку нетерпимости к
пьянству, к любым нарушениям трудовой
дисциплины и порядка. Предусматривалось
ежегодно сокращать производство и реализацию
водки, ликёроводочных изделий, к 1988
г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных
вин. На первых порах кампания принесла
определённые дивиденды Горбачёву
и имела позитивный эффект по официальной
статистике, потребление алкоголя на душу
населения в 1985 г. сократилось до 7,2 л (в
1984 г.- 8,4 л) , а в 1987 г.- до 3,3 л. Одновременно
в стране возникла нехватка сахара,
идущего на изготовление самогона, повсеместно
ухудшалось качество хлеба из-за
нехватки дрожжей, оказалась в тяжёлом
положении техника, требующая по технологии
промывки спиртом, недоставало спирта
и в медицинских учреждениях. Резко возросло
потребление суррогатов алкоголя. В 1987
г. от употребления химических препаратов
и жидкостей, особенно метилового спирта
и антифриза, погибло 11 тысяч человек.
Сократились поступления в бюджет, всего
за 3 года (1985-1987) государство недобрало
более 37 млрд рублей. Власти вынуждены
были отступить. Осенью 1988 г. отменены
ограничения на продажу алкоголя и кривая
потребления поползла вверх.
Для контроля за качеством
продукции была введена новая контролирующая
инстанция – госприёмка, потребовавшая
роста управленческого аппарата и
материальных затрат. Качество от этого,
однако, радикально не улучшилось. Традиционная
ставка не на экономические стимулы, а
на энтузиазм работников успехов не принесла.
В то же время усиление эксплуатации оборудования,
не подкреплённой техническими нововведениями
и новым уровнем подготовки специалистов,
обернулось увеличением числа аварий.
Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле
1986 г. привёл к катастрофическим последствиям.
В зоне радиоактивного заражения оказались
миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии
и других регионов.
Уже спустя год после провозглашения
курса на ускорение стало ясно, что одними
призывами, исправить положение в экономике
невозможно. Тогда руководство страны
приступило к разработке программы экономической
реформы.
Экономическая реформа 1987 г.
К разработке реформы Горбачёв привлёк
известных экономистов, давно выступавших
за проведение преобразований в экономике,
- Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую,
П. Бунича и другие.
В короткий срок ими был предложен
проект реформы, предусматривающий следующие
изменения:
- Расширение самостоятельности
предприятий на принципах хозрасчёта
и самофинансирования
- Более глубокую интеграцию
в мировой рынок
- Сокращение числа министерств
и ведомств, между которыми предполагалось
установить «партнёрские» отношения
- Признание различных форм хозяйствования
на селе, в том числе фермерства.10
Этот проект с некоторыми корректировками
был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят
ключевой документ реформы – Закон о государственном
предприятии. Несмотря на то что реальных
сдвигов в госсекторе не произошло, одним
из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования
частного сектора в экономике, хотя этот
процесс шёл с большими трудностями. Стало
возможным вести частное предпринимательство
более чем в 30 видах производства товаров
и услуг. К весне 1991 г. уже более 7 миллионов
человек были заняты в кооперативном секторе
и ещё 1 миллионов – в индивидуальной трудовой
деятельностью. Оборотной стороной стала
фактическая легализация «теневой экономики».
Не последнее место в ней занимали и представители
номенклатуры, скопившие немалые средства
на коррупции и казнокрадстве. По самым
скромным оценкам, частный сектор «отмывал»
до 90 миллиардов рублей в год.
Второй этап экономической
реформы. Следующий шаг в хозяйственной
реформе был отмечен принятием в июне
1990 г. постановления Верховного Совета
СССР «О концепции перехода к регулируемой
рыночной экономике», а затем серии других
законодательных актов. В них предусматривались
постепенная демонополизация, децентрализация
и разгосударствление собственности,
учреждение акционерных обществ и банков,
развитие частного предпринимательства
и другие. Однако реализация большинства
из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод
лишь 20% предприятий на аренду растягивался
до 1995 г. Горбачёв опасался не только «консерваторов»,
способных повернуть реформы вспять, но
и социального взрыва. Поэтому он воздерживался
от реформ кредитной и ценовой политики,
системы снабжения. Тем не менее проводившиеся
реформы вели к углублению экономического
кризиса.
Реформирование сельского хозяйства
также носило половинчатый характер. Принятый
в ноябре 1989 г. закон об аренде и арендных
отношениях предоставил право сельским
и городским жителям брать землю в аренду
в наследственное пользование на срок
до 50 лет со свободой распоряжения
продукцией. Но земля, как и раньше, реально
принадлежала местным Советам и колхозам.
А они, оберегая своё главное богатство,
неохотно шли навстречу фермерам. Сдерживало
частное предпринимательство на селе
и то, что арендные договоры могли быть
расторгнуты властями в одностороннем
порядке. Фермерские хозяйства к концу
1991 г. располагали только 2% всего пахотного
клина в стране и 3% поголовья скота. Экономическая
ситуация не переставала ухудшаться. С
1988 г. началось общее сокращение производства
в сельском хозяйстве, в 1990 г. – в промышленности.
Резко усилились инфляционные тенденции
в связи с огромным бюджетным дефицитом.
Инфляция, официально оцениваемая в 1990
г. в 10% , достигла к концу следующего года
25% в неделю. Золотой запас сократился
в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г.
и составил лишь 240 тонн. Уровень жизни
населения стремительно падал, делая в
глазах простых людей рассуждения об экономической
реформе всё менее заслуживающими доверия.
В условиях инфляции деньги теряли вес,
нарастал ажиотажный спрос на товары.
Нехватка элементарных продуктов питания
привела к тому, что даже в Москве было
введено их нормированное распределение.
Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые
забастовки рабочих, которые с тех пор
уже постоянно сопутствовали перестройке.
Программа «500 дней». После выборов
народных депутатов РСФСР в 1990 г. новое
российское руководство, как и лидеры
других республик Союза, стало предпринимать
собственные шаги по экономическому реформированию,
надеясь на волшебную силу «рынка». Летом
1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин
и другие экономисты разработали программу
«500 дней», которая предполагала провести
приватизацию государственных предприятий
и значительно урезать экономическую
власть Центра. Приватизация – переход
объектов государственной собственности
к частным владельцам – отдельным лицам
или трудовым коллективам. Но под давлением
консерваторов Горбачёв отказался от
поддержки этой программы. Согласительная
комиссия её, по существу, отвергла.
- Реформы
во внешней политике.
Новое политическое мышление.
В марте 1985 г. М. С. Горбачёв, подтвердил
прежние подходы СССР во внешней политике.
Однако вскоре оформилась новая философско
– политическая концепция, получившая
название «новое политическое мышление».
Горбачёв призывал отказаться от представлений
о расколе современного мира на две противоположные
общественные системы и признать мир целостным
и неделимым. Он говорил о невозможности
решения международных проблем силовыми
методами и считал, что их нужно решать
на основе баланса интересов сторон. Наконец,
Горбачёв заявил о приоритете общечеловеческих
ценностей над классовыми, национальными,
идеологическими, религиозными и иными.
Смена внешнеполитического курса советского
руководства началась со смены главы внешнеполитического
ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавляющего
МИД в течение 30 лет, министром был назначен
бывший первый секретарь ЦК Компартии
Грузии Э. А. Шеварнадзе. Были определены
три основных направления внешней политики:
- Нормализация отношений Восток
– Запад через разоружение
- Разблокирование региональных
конфликтов
- Установление тесных экономических
и взаимовыгодных политических контактов
с различными странами без предпочтения
странам социалистического лагеря
Реализация этого курса имела
как беспрецедентные успехи, так и
крупнейшие провалы.
Начало разоружения. Ежегодными
стали встречи руководства СССР и США,
в ходе которых был налажен личный контакт
между М. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем
Дж. Бушем – старшим. Результатом переговоров
стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашение
об уничтожении целого класса ядерных
вооружений – ракет среднего и ближнего
радиуса действия. Впервые от переговоров
об ограничении вооружений две сверхдержавы
перешли к ликвидации этого оружия. Вслед
за этим были достигнуты соглашения о
развитии сотрудничества, экономических
отношений СССР с США. С 1988 – 1989 гг. идеологические
принципы стали оказывать всё меньшее
влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение
внутриэкономического положения СССР
заставило его руководство идти на всё
более серьёзные и нередко односторонние
уступки Западу в надежде добиться экономической
помощи и политической поддержки. В мае
1987 г. страны Варшавского договора внесли
предложение об одновременном роспуске
ОВД и НАТО. В июле 1991 г. а Москве был подписан
советско – американский договор об ограничении
стратегически наступательных вооружений,
предусматривавший сокращение самых мощных
видов наступательного оружия. Эти шаги
способствовали значительному ослаблению
международной напряжённости.
Разблокирование региональных
конфликтов. Предпринимались усилия и
по ослаблению региональных противостояний
СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва
и Рейгана была достигнута договорённость
о прекращении американской военной помощи
противникам режима, а Афганистане и о
выводе оттуда советских войск. 15 февраля
1989 г. произошло событие, которого ждали
советские люди и весь мир, - завершился
вывод советского воинского контингента
из Афганистана. В том же году СССР начал
вывод своих войск из Монголии. Одновременно
советское руководство способствовало
выводу вьетнамских войск из Кампучии.
Всё это устранило препятствия на пути
урегулирования советско – китайских
взаимоотношений. В мае – июне 1989 г. состоялся
визит Горбачёва в Китай. Было официально
объявлено о нормализации двухсторонних
отношений и налаживания широкого экономического
и культурного сотрудничества. Советские
представители сделали ряд шагов по урегулированию
ближневосточного кризиса. В декабре 1991
г. в Мадриде было заключено международное
соглашение, снявшее многие преграды,
мешавшие нормализации отношений Израиля
с соседними арабскими странами. Отказ
СССР от прямого вмешательства в гражданские
конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике,
Никарагуа стал началом поисков национального
согласия в этих странах. Значительно
сократились объёмы безвозмездной помощи
союзным режимам и идейны единомышленникам.
Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное
влияние на ослабление международной
напряжённости, укрепление отношений
СССР с нетрадиционными партнёрами –
Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем
и другие.