Перестройка Горбачева Михаила Сергеевича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Прочее взгляд на этот счёт заключается в том, что перестройка – это крах Советского Союза, что руководителями двигали примитивные необдуманные суждения, и сквозь все разговоры о неэффективности социализма эти соображения просматривали вполне точно. Инициаторы перестройки рассчитывали положить деньги в свой карман.
Основной целью моей курсовой работы – попытаться обосновать, что результаты перестройки - поистине плоды необдуманных планов Горбачёва, скоропалительности его действий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Основные причины и цели перестройки……………………………5
1.1. Предыстория и причины перестройки…………………............5
1.2. Цели перестройки………………………………………………..8
2. Основные события в период перестройки………………………….11
2.1. Движения………………………………………………………....11
2.1. Хронология событий…………………………………………….12
3. Основные реформы, проведённые в ходе перестройки……………16
3.1. Общественные и социальные реформы…………………………16
3.2. Реформы политической системы СССР………………………….21
3.3. Экономические реформы………………………………………….25
3.4. Реформы во внешней политике……………………………………29
Заключение……………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVIK.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

Формирование многопартийности. По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образование партии отражали все основные направления политической мысли. Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами и другими. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно – политическая организация. Социалистическое и социал – демократическое  направления были представлены Социал – демократической ассоциацией, Социал – демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик. При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления – коммунистическое и либеральное. Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских  форм общественных отношений и самоуправления. Либералы выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.  В июне 1990 г. была образованна Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию. К 28 съезду КПСС пришла в состояние раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения:

 

 

      1. радикально – реформаторское
      2. реформаторско – обновленческое  
      3. традиционалистическое

Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 миллионов человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июне 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения. Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, как казалось, давно решённого национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Ещё в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина  вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма – Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выходе области из  состава Азербайджана и включение её в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в Нагорном Карабахе. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку – городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками – месхетинцами а Ферганской долине в Узбекистане. 11 марта 1990 г. Декларацию и государственном суверенитете принял 1 Съезд народных депутатов РСФСР. Всё это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза.

 

 

      1. Экономические реформы  1985-1991гг

 

«Стратегия ускорения». В апреле 1985г. новое советское руководство провозгласила курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами являлись научно-технический прогресс, техническое  перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

В сентябре 1985г. М.С. Горбачёв призвал шире использовать  «скрытые резервы», к числу которых он отнёс максимальную загрузку производственных   мощностей путём организации многосменного режима их работы, укрепление трудовой дисциплины, использование  предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

Укрепление дисциплины началось с широкомасштабной антиалкогольной  кампании (май 1985г.),  призванной в кратчайшие сроки внеэкономическими методами принуждения и убеждения преодолеть тягу населения к спиртному.9 Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 7 мая требовало создать в каждом трудовом коллективе обстановку нетерпимости к пьянству, к любым нарушениям трудовой дисциплины и порядка. Предусматривалось ежегодно сокращать производство и реализацию водки,  ликёроводочных изделий, к 1988 г. полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин. На первых порах кампания принесла определённые дивиденды  Горбачёву и имела позитивный эффект по официальной статистике, потребление алкоголя на душу населения в 1985 г. сократилось до 7,2 л (в 1984 г.- 8,4 л) , а в 1987 г.-  до 3,3 л. Одновременно в стране возникла  нехватка сахара, идущего на изготовление самогона, повсеместно ухудшалось качество хлеба из-за    нехватки  дрожжей, оказалась в тяжёлом положении техника, требующая по технологии промывки спиртом, недоставало спирта и в медицинских учреждениях. Резко возросло потребление суррогатов алкоголя. В 1987 г. от употребления химических препаратов и жидкостей, особенно метилового спирта и антифриза, погибло 11 тысяч человек. Сократились поступления в бюджет, всего за 3 года (1985-1987) государство недобрало более 37 млрд рублей. Власти вынуждены были отступить. Осенью 1988 г. отменены ограничения на продажу алкоголя и кривая потребления поползла вверх.

Для контроля за  качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция – госприёмка, потребовавшая роста управленческого  аппарата и материальных затрат. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкреплённой техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением  числа аварий. Взрыв на Чернобыльской АЭС  в апреле 1986 г. привёл к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, исправить положение в экономике невозможно. Тогда руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г. К разработке реформы Горбачёв привлёк известных экономистов,  давно выступавших за проведение преобразований в экономике, - Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и другие.

В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривающий следующие изменения:

    1. Расширение самостоятельности предприятий  на принципах хозрасчёта и самофинансирования
    2. Более глубокую интеграцию в мировой рынок
    3. Сокращение числа министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнёрские» отношения
    4. Признание различных форм хозяйствования на селе, в том числе фермерства.10

Этот проект с некоторыми корректировками был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы – Закон о государственном предприятии. Несмотря на то что реальных сдвигов в госсекторе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике, хотя этот процесс шёл с большими трудностями. Стало возможным вести частное предпринимательство более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. уже более 7 миллионов человек были заняты в кооперативном секторе и ещё 1 миллионов – в индивидуальной трудовой деятельностью. Оборотной стороной стала фактическая легализация «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным оценкам, частный сектор «отмывал» до 90 миллиардов рублей в год.

Второй этап экономической реформы. Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен принятием в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и другие. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Горбачёв опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Принятый в ноябре 1989 г. закон об аренде и арендных отношениях предоставил право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой  распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, реально принадлежала местным Советам и колхозам. А они, оберегая своё главное богатство, неохотно шли навстречу фермерам. Сдерживало частное предпринимательство на селе и то, что арендные договоры могли быть расторгнуты властями в одностороннем порядке. Фермерские хозяйства к концу 1991 г. располагали только 2% всего пахотного клина в стране и 3% поголовья скота. Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение  производства в сельском хозяйстве, в 1990 г. – в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10% , достигла к концу следующего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 тонн. Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической реформе всё менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, нарастал ажиотажный спрос на товары. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение. Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали перестройке.

Программа «500 дней». После выборов народных депутатов РСФСР в 1990 г. новое российское руководство, как и лидеры других республик Союза, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию, надеясь на волшебную силу «рынка». Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Приватизация – переход объектов государственной собственности к частным владельцам – отдельным лицам или трудовым коллективам. Но под давлением консерваторов Горбачёв отказался от поддержки этой программы. Согласительная комиссия её, по существу, отвергла.

 

 

      1. Реформы во внешней политике.

 

 Новое политическое мышление. В марте 1985 г. М. С. Горбачёв, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско – политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Горбачёв призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что их нужно решать на основе баланса интересов сторон. Наконец, Горбачёв заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавляющего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварнадзе. Были определены три основных направления внешней политики:

      1. Нормализация отношений Восток – Запад через разоружение
      2. Разблокирование региональных конфликтов
      3. Установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря

Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так  и крупнейшие провалы.

Начало разоружения. Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем – старшим. Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашение об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США. С 1988 – 1989 гг. идеологические принципы стали оказывать всё меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на всё более серьёзные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО. В июле 1991 г. а Москве был подписан советско – американский договор об ограничении стратегически наступательных вооружений, предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости.

Разблокирование региональных конфликтов. Предпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи противникам режима, а Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Всё это устранило препятствия на пути урегулирования советско – китайских взаимоотношений. В мае – июне 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживания широкого экономического и культурного сотрудничества. Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами. Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объёмы безвозмездной помощи союзным режимам и идейны единомышленникам. Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной  напряжённости, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнёрами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и другие.

Информация о работе Перестройка Горбачева Михаила Сергеевича