Периодизация и этапы Римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение этапов развития римского права и их особенностей.

Содержание

Введение………………………………………………………….….……3
Глава 1 Периодизация Римского права …………………….…………..3
1.1 Общая характеристика истории Древнего Рима………………………………………………..……………………………..3
1.2 Подходы и периодизация Римского права……………………………………………………………………………...6
Глава 2 Этапы развития Римского права……………………………………………………………………...……....10
2.1 Римское право архаичного и предклассического периода.……...........................................................10
2.2 Римское право классического и постклассического периода………………………………………………………….……..……..…..15
2.3 Рецепция римского права………………………………………………………………………..…….27
2.4 Значение Римского права для становления правовых систем Западной Европы…………………………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………...…..39
Список литературы………………...………………………………….…40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Уголовный процесс приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья сосредотачивает  в своих руках  и обвинительные  и  судебные функции.

Наблюдается некоторый прогресс в области  юридической техники (разработка понятий  вины, соучастия, покушения и т. п.), но рост произвола императоров привел к тому, что многие эти общие и важные категории не использовались в практике императорских судов.14

 

Источники права в классический период.

В классический период формально продолжали действовать Законы XII таблиц. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

На  данном этапе истории римского права  его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых  вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов».

Особую  роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена  в 242 году до н.э. Он регулировал отношения  между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан с нормами цивильного права.

Постепенно изменилось положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы  сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило  в противоречие с растущим самовластием императоров. В связи с этим в  первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не содержал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану. Составленный им эдикт (эдикт Юлиана)  был официально одобрен сенатус-консультом и получил название «вечного эдикта». Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт перестает быть источником новых правовых норм.

Укреплялась и расширялась самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначальные императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II веке н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. Законы императоров действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции, как у магистратов.

Конституции делились на следующие основные виды:

Эдикты – общие  положения, которые были юридически обязательными при жизни данного  императора.

Рескрипты – ответы или советы императора отдельным  лицам или магистратам, запрашивающим  консультации по правовым вопросам.

Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась  самостоятельная императорская  юриспруденция.

Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, которые  в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции  императоров касались лишь вопросов публичного порядка, но постепенно они  все более широко охватывали все  сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали в последствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

 

 

Роль  римских юристов.

В классический период исключительно важным источником развития римского права становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима. Консультационная практика римских юристов по вопросам судебного процесса и составления юридических актов придавала практический смысл отдельным нормам.

Юриспруденция приобретает  светский характер, начиная с плебейского  понтифика Тиберия Корункания, правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике.15 Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов – из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также из всадников. Наиболее известными юристами были Катон Старший, Марк Манилий, Алфей Вар, Сервий Сульпиций, Руф. Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право и составив первый комментарий преторского права.

Своего наивысшего расцвета римская юриспруденция  достигла в эпоху ранней империи (первые века нашей эры), когда императоры, не обладавшие законодательной властью, стремились заручиться поддержкой юристов, получивших специальное право давать ответы от их имени. Последние стали обязательными для использования судьями, а также часто приравнивались к закону

Юристы  эпохи принципата играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Большое значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I – начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабион), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых правовых институтов.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для  учебных целей, другие для практического  пользования.

Важное  место среди работ римских  юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели институции Гая, которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений к преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большой полнотой и четкостью изложения. Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая в последствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Впоследствии, когда полномочия императоров возросли и их власть приобрела характер неограниченной, положение римских юристов классического  периода сохранили свой авторитет.

Так, император Валентиниан III  в 426 г. до н.э. специальным законом о цитировании придал законную силу формулам пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина. Кроме них законом признавалось значение положений так называемых «цитируемых юристов»: Сабины, Сцеволы, Юлиана, Марцелла. Позднее сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, императора Восточной Римской империи (VI в. до н.э.). Стремясь навести порядок в судах, Юстиниан поручил немногочисленной коллегии выдающихся юристов составить дигесты, что можно перевести как собрание юридических текстов. Авторы включили в дигесты наиболее значительные мнения и определения 39 выдающихся римских юристов II в. до н.э. Было изучено 2000 книг, из которых взято 150 тысяч строк. Дигесты состоят из 50 книг. В совокупности с другими частями юстиниановой кодификации дигесты образуют основу «Свода римского права».

 

Источники права в постклассический период.

В постклассический период в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде.16 Наибольшие изменения в этот период происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы.

В  этот период сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. В 426 году специальными законами Феодосия II и Валентиана  III  о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Модестина, Ульпиана и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними – мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана.

Утрата  римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом  создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. В восточной части римской империи (Византии)  в конце  III  века н.э. были составлены частные сборники римского права – Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включавшие в себя подлинные тексты императорских законов с 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

Неизмеримо  большее значение по сравнению с  кодификацией Феодосия  II  имеет кодификационная работа, проведенная в первой половине VI  в. при Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной половины империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы господствующего класса  требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено.

В соответствии с  интересами господствующего класса Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только императорские законы, но и сочинения классиков. Весь собранный материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее. Руководящими началами, естественно должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов.

Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации  принимали выдающиеся юристы того времени -  Трибониан (начальник императорской  канцелярии и заведующий редактированием  законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).

Работа  началась с собрания императорских  законов. Комиссия, образованная для  этой цели в 528 г., составила уже в 529 г., так называемый Кодекс первого  издания (не дошедший до нашего времени).

В 530 г. была образована комиссия для кодификации сочинений классиков. В 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием «Дигеста»  (собранное) или «Пандекта» (все вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг разделенных на титулы и фрагменты.

В том  же 533 г. был обнародован элементарный учебник римского права -  Институции, получивший вместе с тем силу закона.17 Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы, в основу их содержания были положены Институции Гая.

Параллельно с  этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном  порядке ряд наиболее спорных  вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений» были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в  534 г. появился кодекс нового издания, состоявший из 12 книг, разделенных на титулы.

При составлении  Дигест и отчасти кодекса кодификационные  комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений и вставки. Такие изменения комиссия по составлению Дигест производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять все ненужное и устаревшее. Внесенные комиссией изменения и вставки носят наименование «интерполяции». Например, поскольку в   VI в. многие обряды, термины, даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием  римского права, представляя собой  концентрированный итог всей его предшествующей империи. Поэтому Свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.18

В 535 – 555 гг. Институции Юстиниана, Дигесты  и Кодекс Юстиниана были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану.

 

2. 3 Рецепция римского права.

 

Возрождение изучения римского права не было продуктом  какой-либо прихоти ученых докторов; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Мы видели уже, какие причины не только не дали римскому праву исчезнуть, но, напротив, способствовали его все большему и большему распространению даже в относительно глухую эпоху раннего средневековья. Чем далее развивалась жизнь новых народов, тем сильнее должны были действовать эти причины и тем шире должно было раскидываться влияние римского права.

Римское право выступает как своеобразное мерило цивилизованности государства, и западные идеологи, политики, философы видят отсталость других стран, прежде всего, в отсутствии такой исторической преемственности либо в неполном заимствовании всего наследия Древнего Рима. Так, по мнению Самюэля Хантингтона, «Запад как цивилизация третьего поколения многое унаследовал от предыдущих цивилизаций. Запад унаследовал от античной цивилизации многое, включая греческую философию и рационализм, римское право, латынь и христианство. Исламская и православная цивилизации также получили наследство от античной цивилизации, но в значительно меньшей мере, чем Запад», кроме того, «Россия вовсе не подверглась или слабо подверглась влиянию основных исторических феноменов, присущих западной цивилизации, среди которых: римское католичество, феодализм, Ренессанс, Реформация, экспансия и колонизация заморских владений, Просвещение и возникновение национального государства. Семь из восьми перечисленных ранее отличительных характеристик западной цивилизации – католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм – практически полностью отсутствуют в историческом опыте России».19

Информация о работе Периодизация и этапы Римского права