Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5
1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………...6
Выводы по I главе…………………………………………………………………
II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.
2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.
2.2 Развитие частных систем отдельных художников-педагогов:
А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.
Выводы по II главе.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по рисунку.docx

— 733.10 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков.

Студентки 4 курса, гр.160802(а).

Шабановой Альбины

Специальность: « Профессиональное обучение Дизайн интерьера»

                                                                                                                                          Научный руководитель:

Работа защищена с оценкой

«___» (_________________)

“____” _____________200_г.

Зав. кафедрой Изо и Дизайна,

доцент, Заслуженный  учитель РТ,

Р.Ф. Салахов.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.

1.1 Преобразования  Петра I в области культуры………………………………..5

1.2 Методика  преподавания  И. Д. Прейслера…………………………………...6

Выводы по I главе…………………………………………………………………

II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.

2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.

2.2 Развитие  частных систем отдельных художников-педагогов: 

А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.

Выводы по II главе.

Заключение

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ВВЕДЕНИЕ

Утвердившееся признание рисунка основой изобразительного искусства обеспечивает ему законное первенство среди профильных дисциплин высших художественных учебных заведений или соответствующих факультетов педагогических вузов России, что ещё более актуализирует обращение к проблеме учебного рисунка, изучение его роли в подготовке художника и формировании русской художественной школы.

В настоящий  момент роль и значение учебного рисунка не сводится лишь к овладению профессиональными навыками, т. е. освоению ремесла. Владеющий искусством рисунка наделён незаменимой способностью образного изобразительного оформления собственной творческой мысли.

Работа посвящена  исследованию русского учебного рисунка  на примере петербургской Академии художеств и её художественной школы XVIII — XIX веков, выявлению его особенностей и роли в истории становления русской художественно-образовательной традиции. В курсовой рассматривается учебно-методический опыт русских художников-педагогов, и эволюция самого академического рисунка.

Первым, кто  обратил внимание учебному рисунку и его преподаванию в Академии художеств, был И.Н.Крамской. В неопубликованной при жизни автора статье «К школе рисования» (1866) подчеркивалась важность нацеленности учебного рисунка на «развитие глаза при передаче линии». Рисование, по мысли Крамского, не требует приукрашивания натуры и щеголеватости исполнения, т. к. точное изображение ее характерных сторон достаточно для обеспечения своеобразия, проявления качественных и вкусовых достоинств работы. Волновали Крамского и проблемы реформирования Академии художеств. В статьях «Записка по поводу пересмотра устава Академии художеств» и «Санкт-Петербургская Академия художеств в 1867 году» (обе 1867) он, рассматривая ее прошлое и настоящее, видел перспективу совершенствования системы обучения не только в сохранении практики натурного рисования, но в стремлении выразительно и ясно в образах проводить мысль, строя учебный процесс с возможной гибкостью и учетом художественных интересов учащихся.

Академическое обучение, оказавшись в наши дни  одной из форм художественного образования, обретает роль эталона, по которому и  позволительно, и должно сверять  эффективность нововведении в области изобразительного искусства. Обращение к данной проблеме в историческом контексте петербургской академической художественной школы — безусловного лидера в системе художественного образования в России —призвано заполнить пробел в изучении учебного рисунка, с позиции современности проанализировать и обобщить обширный художественный материал.

Гипотеза  исследования определяется предположениями: — русская академическая школа рисунка как в XVIII , так и XIX веков являлась примером единства традиционализма и новаторства. Характер отношения обуславливает эффективность исторических преобразований школы, целостность которой при этом обретает динамические свойства; формирование креативности средствами рисунка является основной функцией художественной школы, обуславливая данную стратегию обучения на всех этапах учебного процесса, не нивелирующего, но профессионально воспитывающего природную индивидуальность ученика.

Объект исследования — русская академическая художественная школа XVIII — XIX века.

Предмет исследования — академический учебный рисунок XVIII —XIX века в процессе эволюции петербургской Академии художеств в указанном историческом диапазоне.

Границы исследования. Исторические рамки  охватывают длительный период развития русской академической  школы рисунка — со времени  ее основания в 1757 году — эпоху  расцвета и окончательной русификации  в конце XVIII — начале XIX веков, кризис во второй половине XIX.

Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства  уникальной графики, создающегося в  учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.

I Глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века.

Становление Академии художеств.

1.1 Преобразования  Петра I в области культуры.

Укрепление  могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране стали востребованными такие люди, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость обладание навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях. Это понимал и глава государства. О. В. Михайлова пишет: «Есть сведения, что Петр I намеревался ввести рисование в школьное обучение. Государь и сам пытался обучаться рисунку и гравированию, беря мастер классы у Шхонебека»[6].

В 1711 году Петр I при Петербургской типографии основывает светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководство поручил он вначале иконописцу Григорию Одольскому, а затем его пост перешел брату Ивану.

Из-за  границы  приглашаются  педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, — швейцарцы Георг и Мария  Доротея Гзель, датчанин Д. Вухтерс, итальянец Б. Тарсия, немецкий рисовальщик  И. Гриммель француз Л. Каравак и  многие другие.[6]

Рисование как общеобразовательный предмет начинает широко внедряться учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов, хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Морской академии (1715)в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в гимназии при Академии наук (1747), в Кадетском корпусе (1732),в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с другими науками предусматривалось обучение и «знатнейшим художествам », и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.

    1. Особенности  методики преподавания  И. Д. Прейслера.

Книга И. Д. Прейслера[4] «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству» предназначалась для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях. Данная книга представляла собой первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на немецком и русском языках.

С методической точки зрения книга Прейслера представляет особый интерес. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Пособие давало наставления не только начинающим художникам, но и преподавателям. Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике (Приложение №1). Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.

Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, вначале старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение. Это мы видим на каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей человеческого лица или всей головы (Приложение № 2). Как и у большинства художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер лежит геометрия. Данная наука помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Но, Прейслер предупреждает, что применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.[9]

Прейслер  указывает что методика анализа натуры и построения изображения, должна следовать строгой последовательности. Вначале наносятся основные ориентиры —  взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помогать ученику правильно определять положение в пространстве не только всей фигуры, но и каждой ее части: «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пятка ниже другой». Затем, намечая общий характер формы, надо “ухватить” движение фигуры и определить “средние” (осевые) линии как всей фигуры, так и каждой ее части: «Сии линии членов суть средние линии всякой части, что бы она ни изображала — руку ли, ногу ли или тело».[9]

Для быстрого и хорошего улавливания движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения (Приложение №3).

Когда характер движения и формы найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер в своем пособии предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны (Приложение №4). на протяжении всего процесса рисования, работа  рисовальщика должна проходить легко и свободно, без особого скованности и напряжения. Должны быть усвоены учеником схемы построения формы на плоскости, в дальнейшем их не надо вычерчивать, а только использовать мысленно. Рисуя с натуры предмет, все вспомогательные линии построения изображения надо проводить, едва касаясь карандашом бумаги, чтобы они были едва видимы, а в дальнейшем только мысленно.

Когда общее  построение изображения намечено верно, фигуру надо четко прорисовать, причем объем и характер формы тела представленных с помощью линий в рисунке должны помогать «читать» зрителю. Там где линия показывает уходящую в глубину форму и свет на ней, она должна быть тонкой и легкой, сходящей на нет; там же, где линия должна подчеркнуть объем формы и дать намек на тень, ее следует усилить нажимом карандаша на бумагу: «Оному придается потом в надлежащих местах придавливанием тень».[9]

Одна из частей «Ясного показания...» посвящена  способам выявления формы предметов  средствами светотени «Тень и  свет суть яко живот всего рисования, от чего оно свое возможное совершенство получает». Поэтому здесь рисовальщику надо быть особенно внимательным. Показывая светотенью форму предмета, надо внимательно следить за его поверхностями и подчеркивать штрихами их направление — «тень у квадрата прямая, а у шара круглая». Особенно же тщательно надо работать над рисунком одетой фигуры, чтобы под складками одежды чувствовалось тело: «Особливо смотреть надлежит: фалды должны так лежать, чтоб нагое тело видно было, и, напоследок, чтобы они не очень далеко от тела отстояли, понеже сие не гораздо красновато показаться может».

Модулируя форму  светотенью, оттушевывать не следует. Это, считает Прейслер, может пойти  в ущерб выразительности рисунка; кое-где переходы от света к тени следует делать резче, в особенности  при рисовании драпировок: «Особливо  при сем примечать надлежит, что  тень не очень кругла, но угловата сделана  была, ежели весьма особливо состояние  фалд противного сему не требует».

Руководство Прейслера очень высоко оценивалось  современниками, оно несколько раз  переиздавалось как за границей, так  и в России. Труд Прейслера у нас в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах по той причине, что на данный момент лучшей работы не было. Поэтому Большую методическую помощь книга Прейслера оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств. В предисловии к «Курсу рисования» А. П. Сапожникова, изданному в 1875 году, П. Марков писал о пособии Прейслера: «Сочинение это, весьма дельно вообще составленное, переходило из рук в руки, из рода в род, как драгоценность успело достигать до русских рисующих ближайшего к нам времени и оказывать им существенные услуги».[16]

 

Следует отметить, что первые наши учителя-иностранцы стали использовать не как методическое руководство, пособие Прейслера а как книгу образцов для копирования. По видимому, учителям-иностранцам было сложно объясниться по-русски ученикам, и они просто заставляли своих воспитанников перерисовывать иллюстрации из книги Прейслера. Известно, что учащиеся Рисовальной палаты при Академии наук — Никита Золотарев, Иван Пенов, Семен Лакин — делали рисунки с книги Прейслера даже на экзаменах. Именно это дало повод в дальнейшем исследователям назвать метод Прейслера «копировальным», «догматическим», «вредным», «приводившим искусство рисунка к тупику».[16]

Такая оценка метода Прейслера не может считаться  правильной с исторической точки  зрения. Не случайно его труд имел такой  большой успех в течение целого столетия, хотя за это время было издано много различных руководств и пособий по рисунку как в  России, так и за рубежом. Безусловно, сегодня можно найти недостатки в книге Прейслера, но ради исторической правды надо указать, что для своего времени это было лучшее руководство. Но самое главное — Прейслер нигде не пишет, что его книга предназначается для копирования. Наоборот, в главах «О прочих фигурах» (часть II) он пишет, что иллюстрации он дает не для копирования, а для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть принципы и методы изображения.[9]

Информация о работе Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков