Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.
Введение…………………………………………………………………………….3
I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5
1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………...6
Выводы по I главе…………………………………………………………………
II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.
2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.
2.2 Развитие частных систем отдельных художников-педагогов:
А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.
Выводы по II главе.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков.
Студентки 4 курса, гр.160802(а).
Шабановой Альбины
Специальность: « Профессиональное обучение Дизайн интерьера»
Работа защищена с оценкой
«___» (_________________)
“____” _____________200_г.
Зав. кафедрой Изо и Дизайна,
доцент, Заслуженный учитель РТ,
Р.Ф. Салахов.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5
1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………...6
Выводы по I главе…………………………………………………………………
II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.
2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.
2.2 Развитие
частных систем отдельных
А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.
Выводы по II главе.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Утвердившееся
признание рисунка основой
В настоящий момент роль и значение учебного рисунка не сводится лишь к овладению профессиональными навыками, т. е. освоению ремесла. Владеющий искусством рисунка наделён незаменимой способностью образного изобразительного оформления собственной творческой мысли.
Работа посвящена исследованию русского учебного рисунка на примере петербургской Академии художеств и её художественной школы XVIII — XIX веков, выявлению его особенностей и роли в истории становления русской художественно-образовательной традиции. В курсовой рассматривается учебно-методический опыт русских художников-педагогов, и эволюция самого академического рисунка.
Первым, кто обратил внимание учебному рисунку и его преподаванию в Академии художеств, был И.Н.Крамской. В неопубликованной при жизни автора статье «К школе рисования» (1866) подчеркивалась важность нацеленности учебного рисунка на «развитие глаза при передаче линии». Рисование, по мысли Крамского, не требует приукрашивания натуры и щеголеватости исполнения, т. к. точное изображение ее характерных сторон достаточно для обеспечения своеобразия, проявления качественных и вкусовых достоинств работы. Волновали Крамского и проблемы реформирования Академии художеств. В статьях «Записка по поводу пересмотра устава Академии художеств» и «Санкт-Петербургская Академия художеств в 1867 году» (обе 1867) он, рассматривая ее прошлое и настоящее, видел перспективу совершенствования системы обучения не только в сохранении практики натурного рисования, но в стремлении выразительно и ясно в образах проводить мысль, строя учебный процесс с возможной гибкостью и учетом художественных интересов учащихся.
Академическое обучение, оказавшись в наши дни одной из форм художественного образования, обретает роль эталона, по которому и позволительно, и должно сверять эффективность нововведении в области изобразительного искусства. Обращение к данной проблеме в историческом контексте петербургской академической художественной школы — безусловного лидера в системе художественного образования в России —призвано заполнить пробел в изучении учебного рисунка, с позиции современности проанализировать и обобщить обширный художественный материал.
Гипотеза исследования определяется предположениями: — русская академическая школа рисунка как в XVIII , так и XIX веков являлась примером единства традиционализма и новаторства. Характер отношения обуславливает эффективность исторических преобразований школы, целостность которой при этом обретает динамические свойства; формирование креативности средствами рисунка является основной функцией художественной школы, обуславливая данную стратегию обучения на всех этапах учебного процесса, не нивелирующего, но профессионально воспитывающего природную индивидуальность ученика.
Объект исследования
— русская академическая
Предмет исследования
— академический учебный
Границы исследования. Исторические рамки охватывают длительный период развития русской академической школы рисунка — со времени ее основания в 1757 году — эпоху расцвета и окончательной русификации в конце XVIII — начале XIX веков, кризис во второй половине XIX.
Цель исследования
— изучение академического учебного
рисунка как разновидности
I Глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века.
Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры.
Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране стали востребованными такие люди, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость обладание навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях. Это понимал и глава государства. О. В. Михайлова пишет: «Есть сведения, что Петр I намеревался ввести рисование в школьное обучение. Государь и сам пытался обучаться рисунку и гравированию, беря мастер классы у Шхонебека»[6].
В 1711 году Петр I при Петербургской типографии основывает светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководство поручил он вначале иконописцу Григорию Одольскому, а затем его пост перешел брату Ивану.
Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, — швейцарцы Георг и Мария Доротея Гзель, датчанин Д. Вухтерс, итальянец Б. Тарсия, немецкий рисовальщик И. Гриммель француз Л. Каравак и многие другие.[6]
Рисование как общеобразовательный предмет начинает широко внедряться учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов, хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Морской академии (1715)в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в гимназии при Академии наук (1747), в Кадетском корпусе (1732),в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с другими науками предусматривалось обучение и «знатнейшим художествам », и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.
Книга И. Д. Прейслера[4] «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству» предназначалась для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях. Данная книга представляла собой первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на немецком и русском языках.
С методической точки зрения книга Прейслера представляет особый интерес. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Пособие давало наставления не только начинающим художникам, но и преподавателям. Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике (Приложение №1). Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.
Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, вначале старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение. Это мы видим на каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей человеческого лица или всей головы (Приложение № 2). Как и у большинства художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер лежит геометрия. Данная наука помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Но, Прейслер предупреждает, что применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.[9]
Прейслер указывает что методика анализа натуры и построения изображения, должна следовать строгой последовательности. Вначале наносятся основные ориентиры — взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помогать ученику правильно определять положение в пространстве не только всей фигуры, но и каждой ее части: «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пятка ниже другой». Затем, намечая общий характер формы, надо “ухватить” движение фигуры и определить “средние” (осевые) линии как всей фигуры, так и каждой ее части: «Сии линии членов суть средние линии всякой части, что бы она ни изображала — руку ли, ногу ли или тело».[9]
Для быстрого и хорошего улавливания движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения (Приложение №3).
Когда характер движения и формы найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер в своем пособии предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны (Приложение №4). на протяжении всего процесса рисования, работа рисовальщика должна проходить легко и свободно, без особого скованности и напряжения. Должны быть усвоены учеником схемы построения формы на плоскости, в дальнейшем их не надо вычерчивать, а только использовать мысленно. Рисуя с натуры предмет, все вспомогательные линии построения изображения надо проводить, едва касаясь карандашом бумаги, чтобы они были едва видимы, а в дальнейшем только мысленно.
Когда общее построение изображения намечено верно, фигуру надо четко прорисовать, причем объем и характер формы тела представленных с помощью линий в рисунке должны помогать «читать» зрителю. Там где линия показывает уходящую в глубину форму и свет на ней, она должна быть тонкой и легкой, сходящей на нет; там же, где линия должна подчеркнуть объем формы и дать намек на тень, ее следует усилить нажимом карандаша на бумагу: «Оному придается потом в надлежащих местах придавливанием тень».[9]
Одна из частей
«Ясного показания...»
Модулируя форму
светотенью, оттушевывать не следует.
Это, считает Прейслер, может пойти
в ущерб выразительности
Руководство Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Труд Прейслера у нас в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах по той причине, что на данный момент лучшей работы не было. Поэтому Большую методическую помощь книга Прейслера оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств. В предисловии к «Курсу рисования» А. П. Сапожникова, изданному в 1875 году, П. Марков писал о пособии Прейслера: «Сочинение это, весьма дельно вообще составленное, переходило из рук в руки, из рода в род, как драгоценность успело достигать до русских рисующих ближайшего к нам времени и оказывать им существенные услуги».[16]
Следует отметить, что первые наши учителя-иностранцы стали использовать не как методическое руководство, пособие Прейслера а как книгу образцов для копирования. По видимому, учителям-иностранцам было сложно объясниться по-русски ученикам, и они просто заставляли своих воспитанников перерисовывать иллюстрации из книги Прейслера. Известно, что учащиеся Рисовальной палаты при Академии наук — Никита Золотарев, Иван Пенов, Семен Лакин — делали рисунки с книги Прейслера даже на экзаменах. Именно это дало повод в дальнейшем исследователям назвать метод Прейслера «копировальным», «догматическим», «вредным», «приводившим искусство рисунка к тупику».[16]
Такая оценка метода Прейслера не может считаться правильной с исторической точки зрения. Не случайно его труд имел такой большой успех в течение целого столетия, хотя за это время было издано много различных руководств и пособий по рисунку как в России, так и за рубежом. Безусловно, сегодня можно найти недостатки в книге Прейслера, но ради исторической правды надо указать, что для своего времени это было лучшее руководство. Но самое главное — Прейслер нигде не пишет, что его книга предназначается для копирования. Наоборот, в главах «О прочих фигурах» (часть II) он пишет, что иллюстрации он дает не для копирования, а для того, чтобы ученик мог наглядно увидеть принципы и методы изображения.[9]
Информация о работе Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков