Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:41, курсовая работа
Цель исследования — изучение академического учебного рисунка как разновидности искусства уникальной графики, создающегося в учебно познавательных целях, а также призванного воспитывать навыки художественно-образного мышления.
Введение…………………………………………………………………………….3
I глава. Академическая школа рисунка в России XVIII века. Становление Академии художеств.
1.1 Преобразования Петра I в области культуры………………………………..5
1.2 Методика преподавания И. Д. Прейслера…………………………………...6
Выводы по I главе…………………………………………………………………
II глава. Особенности преподавания академического рисунка петербургской школы.
2.1 Особенности методики преподавания в академии художеств xix века.
2.2 Развитие частных систем отдельных художников-педагогов:
А.П. Сапожникова, А.Г. Венецианова.
Выводы по II главе.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.
Выводы по I главе
Итак, только XVIII веке рисование как общеобразовательный предмет начинает получать широкое распространение. В это время Россия становится могущественной державой. Значительно расширились торговые и культурные связи страны с другими государствами. Дворянство начинает заимствовать европейскую культуру. Бурно развивается промышленность, градостроительство, науки и прикладные искусства. В связи с развитием экономической и общественной жизни страны резко возросла потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой, умеющих чертить и рисовать.
Появляются
оригинальные идеи и в области
педагогики, имевшие большое значение
для развития культуры и просвещения.
Одним из выдающихся русских деятелей
просвещения XVIII века был И. И. Бецкой.
Он был организатором новых
Распространению
рисования как
II глава. Особенности преподавания академического рисунка Петербургской школы.
2.1. Особенности методики преподавания в Академии художеств.
.В 1758 году по инициативе И. И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. В меценатстве Шувалова была ясная, четкая идеология: развить в России науки и искусства и доказать миру, что русские люди, как и другие народы, могут достичь успехов во всем - только создайте им условия![17]
Основным учебным предметом в академии был рисунок.
В первом Уставе Академии художеств Шувалов писал: «Следовательно, к достижению всего вышеписанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благородных художествах желаемого совершенства достигнуть не может».[3]
Занятия рисунком в академии всячески поощрялись. За лучшие учебные рисунки Совет академии выдавал авторам награды — малые и большие серебряные медали. Награждение медалями производилось в актовом зале «при игрании труб и литавров».
Чтобы развивать
у учащихся хороший художественный
вкус и возбудить интерес к
искусствам, Шувалов решил окружить
воспитанников блестящими произведениями.
Он жертвует академии свое собрание картин
и рисунков, а также личную библиотеку.
После Шувалова академия сохраняла
эту традицию многие годы, и она
приносила делу большой успех, воспитывала
у учеников чувство глубокого
уважения к искусству и к академии.
Так, Н. Рамазанов в своих
Академия снабжала учеников всеми необходимыми для работы материалами: бумагой всех сортов, красками, карандашами, холстом, подрамниками, кистями и лаками.
По инициативе скульптора Жилле в 1760 году при академии был организован натурный класс, где серьезное внимание уделялось изучению анатомического строения человеческого тела. Здесь тщательно изучается скелет и «ободранная фигура», как тогда называли анатомический муляж.
В это
время рисунок помогал
«Рисовальный
экзамен есть, по нашему мнению, лучший
двигатель в начальном
Первая половина
XIX века была временем наивысшего расцвета
академической школы рисунка. В
этот период было много сделано в
области теории и методики обучения
рисованию. Над проблемами учебного
рисунка и методикой его
К началу XIX
века русская академическая школа
рисунка становится лучшей в Европе.
Она не только утверждала свое право
считаться первоклассной
В Академии
художеств начинается серьезное
научное изучение натуры. Здесь в
данный период курс анатомии ведет
талантливый педагог, известный
ученый, адъюнкт-профессор Медико-
Талантливый
хирург-анатом, имевший глубокие научные
познания в области пластической
анатомии, любящий искусство и
хорошо понимавший задачи художественного
образования, Буяльский давал своим
воспитанникам такие знания, каких
не получали ученики в прославленных
академиях художеств Европы. Просматривая
анатомические рисунки Шебуева,
выполненные им во время пенсионерского
пребывания в Италии, Буяльский отмечал,
«что трупы, с которых Шебуев рисовал
в Италии, вероятно, были приготовляемы
для учения врачей, а не художников,
ибо для последних сии
В этот период
в рисовальных классах
Отмечая это
общее направление в методике
преподавания академического рисунка,
А. И. Иванов начинает даже беспокоиться
— правильный ли метод преподавания
избрала академия, не следует ли
взять курс, которого придерживаются
европейские академии. В своем
письме к сыну от 9 мая 1839 года он пишет:
«...теперь у нас в Академии, с
преподаванием воспитанникам
Опасения А. И. Иванова были напрасными, время показало, что академией был избран правильный метод преподавания, давший прекрасные результаты. Все новое в методике преподавания рисования было закономерным развитием форм и методов обучения, которые были заложены еще А. П. Лосенко (рис2.1). Именно в этот период из академии выходят такие блестящие рисовальщики, как О. А. Кипренский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, К. П. и А. П. Брюлловы, Ф. А. Бруни и многие другие. В своих академических рисунках они смогли не только показать высокие профессиональные навыки, но и ярко проявить свою индивидуальность. Это легко проследить на примерах выполнения учебных заданий.(Приложение №4,5)
Работая над
учебным рисунком, молодой рисовальщик
познавал законы природы и законы
построения изображения. Главным в
этом деле было твердое знание схем,
правил и канонов, которые помогали
художнику в дальнейшем успешно
справляться с творческими
Подобно тому как правила в музыке и гармонические схемы ложатся в основу творчества будущего композитора, так и в рисунке правила, схемы и законы построения формы помогали художнику заниматься творчеством. Некоторые считают, что правила, схемы, каноны «сковывают» художника, однако практика показывает обратное. Схематический рисунок дает достаточно ясное представление о форме предмета, времени у художника отнимает немного и, таким образом, сосредоточивает все внимание художника на решении композиционного замысла.
С этим доводом
трудно не согласиться. Но существует
и такое мнение, что постоянное
употребление схем в конце концов
«засушит» художника. И это неверно.
Кипренский с пятилетнего возраста
заучивал в академии схемы и каноны
построения живой формы. Позднее
они явились основой его
Те же принципы построения рисунка мы видим и у К. П. Брюллова. (Приложение №6) В рисунке лежащего натурщика мы ясно видим схему расположения косых и прямых мышц живота, характер грудных мышц и схему расположения костей грудной клетки. Канонизированные основы академического рисунка в начале построения изображения даются схематично, упрощенно; постепенно в процессе прорисовывания они принимают новые формы выражения, более живые и экспрессивные. Если внимательно присмотреться к рисунку грудной клетки и живота, то можно увидеть еле заметные линии конструктивной схемы торса . Вначале художник наметил схему, а затем стал уточнять характер формы по натуре и придавать ей реальную форму живого тела.[3]
Доскональное
изучение натуры было основным условием
в академическом обучении рисунку.
Здесь мы говорим об этом потому,
что до сих пор еще в некоторых
художественных заведениях студенты и
преподаватели боятся тщательной проработки
рисунка, считая, что этот метод может
воспитать натуралиста. В результате
учебные рисунки не прорабатываются
в надлежащей мере, кисти рук и
ступни ног, как правило, не прорисовываются.
В учебных рисунках прошлого века
внимательно промоделирована
Профессора академии, уделяя серьезное внимание академической студии, детальной проработке рисунка, в то же время большое значение придавали умению видеть большую форму, умению выразить в рисунке основную массу объема. Прекрасным образцом такой моделировки формы может служить рисунок П. Соколова. Этот и другие примеры — свидетельство не случайных достижений учеников Академии, а результат правильной методики обучения и воспитания художников. В этот период начинает получать свое развитие и рисунок по памяти. Правда, официального признания в системе курса рисования он еще не имел, но воспитанники академии уже сами почувствовали необходимость его и на свой страх и риск стали предлагать различные методы работы. Так, Ф. Толстой по совету оканчивающего академию О. А. Кипренского стал заниматься рисунком по памяти самостоятельно и придумал свою методику работы над ним. «Я придумал заготовить дома папку с такою же точно бумагой, какая была у меня в натуральном классе, для того, чтобы, приходя из Академии, рисовать на ней на память натуру, поставленную в классе, и так продолжал рисовать всю неделю. Так я делал при каждой новой позе натурщиков, а также при постановке групп. Позже я завел у себя большую деревянную доску, выкрашенную черной краской и вылакированную, на которой рисовал мелом, тоже наизусть, в натуральную величину те модели, которые ставились в натурном классе. Этот мною изобретенный способ учиться принес мне много пользы, потому что ускорил и много способствовал изучению натуры»[3].Развитию рисования как учебного предмета и методики его преподавания во многом содействовал президент Академии художеств А. Н. Оленин (1763—1843). Это был образованнейший человек своего времени, большой знаток не только живописи, скульптуры и архитектуры, но и музыки, литературы. Характеризуя деятельность Оленина, Н. Молева и Э. Белютин пишут: «Личные вкусы и убеждения нового президента, совпадая отчасти и с общими взглядами правительства, обусловливали особую активность Оленина в проведении отдельных официальных установок в отношении искусства. В то же время, будучи незаурядным организатором и хорошо разбираясь в вопросах методики преподавания и построения учебного процесса, Оленин немало сделал для укрепления Академии и дальнейшего развития ее педагогической системы. Его прямой заслугой было полное переоборудование академических классов и мастерских сообразно с требованиями современной методики, улучшение постановки преподавания ряда общеобразовательных, и специальных дисциплин, как, например, перспективы и анатомии, и, наконец, участие в пересмотре методики обучения рисунку, живописи и перспективы, который производился передовыми педагогами Академии на новой научной основе»[7].
Информация о работе Петербургская школа академического рисунка в XVIII- XIX веков